класс. Программа выпускного экзамена




 

Представленные на аттестации произведения на всех этапах освоения программы должны быть разноплановыми, как по техническим задачам, так и по стилистическим особенностям, отражая разностороннее развитие обучающихся. В течение каждого учебного года в репертуаре обучающегося должны быть произведения как зарубежных, так и отечественных композиторов.

 

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Методические рекомендации педагогическим работникам

 

• В целях профилактики заболеваний голосовых складок, сохранения и развития голоса ребёнка, в классе академического пения с самого начала занятий нельзя допускать натурального голосообразования у детей, которое базируется на речевой артикуляции гласных при резонировании глотки. Практика показала, что использование речевых стереотипов ведёт к форсированному, крикливому пению. С первых уроков следует прививать обучающимся навыки вокальной артикуляции и певческого дыхания.

 

• Необходимо учитывать тот фактор, что сила голоса и яркость тембра, как правило, появляются не сразу. Для достижения полноты звучания должны усиленно работать дыхание и резонаторы, найдена координация в работе певческого аппарата, для чего требуется определённое время. При вокальной работе с детьми громкость не может быть определяющим фактором в оценке звучания. Нужно работать над освобождением от существующих зажимов и формировать правильные рефлексы в доступной на данном этапе динамической палитре.

 

• Приступив к работе с голосом, чтобы обеспечить возможности для его полноценного развития, надо постепенно расширять диапазон, развивая головной регистр.

• В работе с детским голосом наиболее предпочтительно применение смешанного голосообразования, или микста: использование натуральных регистров (головного или грудного) возможно в отдельных случаях, но не должно быть эталоном при формировании тембра. Необходимо понимать,

что длительная работа голосовых складок в грудном режиме ограничивает диапазон голоса, тормозит его развитие и может привести к деградации, вплоть до потери способности петь. Можно взять за основу концентрический метод М.И.Глинки, и от середины диапазона распространять микстовое звучание вниз и вверх. Возможны и другие методы, например, метод А.Стахевича. При выборе метода надо исходить из природных особенностей голоса.

• Необходимо работать над полётностью голоса, обусловленной использованием микста и свободой голосообразования (так как образование высокой певческой форманты невозможно при наличии зажимов). Нужно учитывать, что голоса, обладающие полётностью, заполняют зал с лёгкостью, не вынуждая певца предпринимать чрезмерных усилий; при этом в маленьких помещениях такие голоса часто не производят сильного впечатления и кажутся невзрачными (следовательно, оценивать результаты обучения лучше в акустических условиях зала).

• Педагог должен работать над развитием вокального слуха и мышления, сознательным формированием певческих ощущений у обучающихся (опоры, высокой позиции, возвратного дыхательного импульса, направленности звука в нёбный свод, прикрытия звука и т. д.).

• Нужно прививать учащимся культуру звука, а также представление о музыкальной фразе, требуя музыкально осмысленного и выразительного пения и не допуская пустого перебора звуков разной высоты, помня о принципе единства художественного и технического развития.

 

• Необходимо развивать у учеников образное мышление, помогать им разбираться в сути исполняемых произведений, петь эмоционально. Творческое развитие обогащает внутренний мир ребёнка, помогает ему самоопределиться как личности.

• Подбирая дидактический материал, надо помнить про принцип индивидуального подхода.

• Объясняя детям, как устроен певческий аппарат и как он должен функционировать, необходимо делать это в доступной для детского восприятия форме, использовать образные сравнения, не перегружать объяснение терминологией. В противном случае эффект от такого объяснения будет исключительно негативный. В этом вопросе также необходимо исходить из индивидуальных особенностей обучающихся. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся С учетом специфики предмета (необходимости контроля над певческим процессом со стороны преподавателя, особенно на первом этапе обучения) при планировании самостоятельной домашней работы учащихся методически целесообразней направить их по пути разбора и разучивания произведений не голосом, а посредством проигрывания на фортепиано. На

заключительном этапе обучения желательно играть всю партитуру, а в 1 - 2 классах можно ограничиться вокальной партией. Начинать разбор можно с ритмического рисунка (прохлопывая его в ладоши), впоследствии соединив его с текстом. Разбор и выучивание поэтического текста является другой важной частью домашнего задания. Проговаривание текста в ритме и характере произведения является действенным методом в процессе подготовки к уроку. При таком подходе к домашней работе меньше вероятность негативного результата, когда самостоятельные занятия (а именно - пение без контроля) вредят процессу постановки голоса, и в классе приходится исправлять приобретённые дома дефекты голосообразования. Нельзя переоценить пользу, которую приносит слушание записей профессиональных исполнителей, с обязательным методическим обсуждением, привлечением внимания ученика к ключевым моментам. Кроме того, даются рекомендации родителям учеников, чтобы они (по возможностям) посещали академические концерты и музыкальные спектакли. При этом важно, чтобы учащиеся слушали разных исполнителей, музыку разных стилей и жанров, не ограничиваясь только лишь вокальными концертами. Не менее полезным является также совместное посещение городских концертов вокального отдела, гала-концертов различных конкурсов. На этих концертах учащиеся могут услышать выступления наиболее одарённых и хорошо подготовленных учащихся музыкальных школ, успехи которых стимулируют их собственное дальнейшее развитие. Большое значение для развития, обучения и воспитания учащихся имеют тематические общешкольные концерты учащихся и преподавателей: таким образом, осуществляется преемственность в концертно-исполнительской деятельности, воспитание уважения к традициям и патриотическое воспитание учащихся, прививается культура поведения, как на сцене, так и в зрительном зале.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: