Ход урока: изложение новой темы.




Фредерик Франсуа Шопен – великий польский композитор, пианист, оставивший большое наследие музыкальных фортепианных произведений.

Родился 22 февраля 1810 года в музыкальной семье француза и польки. С детства был окружен игрой отца на скрипке и флейте, пением матери и уже к 6 годам самостоятельно начал заниматься игрой на фортепиано. В семье помимо талантливого и любознательного мальчика воспитывались еще три дочери, однако лишь Фредерик связал свою жизнь с музыкой.

Первым проводником в мир музыки для Шопена стал знаменитый пианист Войцех Живный. Учился в Варшавском лицее, а по его окончании обучался у одного известного композитора. Уже к двенадцатилетнему возрасту мальчик достиг уровня великих пианистов, а в 22 года дал свой первый крупный концерт, который стал судьбоносным – именно там Фредерик познакомился с лучшими деятелями в области музыки.

Всё творчество композитора посвящено фортепиано – им было написано два концерта, сонаты, ноктюрны, баллады, прелюдии, этюды, мазурки, полонезы. Шопен известен не только как великий композитор, но и как гениальный педагог – он создал собственную методику, благодаря которой многие пианисты, вышедшие из под крыла Фредерика, стали настоящими профессионалами в своем деле.

Шопен много путешествовал. Так, в 1831 году он переехал в Париж, а в 1837 году совершил путешествие в Англию и Шотландию. В биографии композитора есть и период, во время которого он жил на острове Мальорка. В 1848 году переселился в Лондон, где давал концерты и продолжал преподавательскую деятельность.

С 1837 года у Шопена начинаются признаки заболевания лёгких. Они дали толчок развитию астматических приступов. Свой последний концерт Фредерик дал в ноябре 1848 года. После него самочувствие композитора ухудшалось с каждым днем.

Закончилась небольшая, но такая насыщенная и плодотворная жизнь Шопена в октябре 1849 года. Причиной смерти стала болезнь лёгких.

 

   
Видное место в творчестве Шопена занимают польские национальные танцы: мазурки, полонезы. Мазурка, или мазур, -- польский танец в трехдольном размере, оживленного движения, с преобладанием <<прыжкового>> шага. Для мазурок характерно ритмическое дробление сильной доли, а также капризная изменчивость акцентов: очень часто они располагаются на слабых долях такта. Свои первые мазурки Шопен сочиняет в возрасте 14--15 лет. Как правило, это задорно-веселые мажорные пьесы. Однако очень скоро, наряду с непритязательными пьесами, воссоздающими атмосферу польского бала, появляются чисто лирические мазурки, задумчивые, нежные или проникнутые страстным порывом. Некоторым из них присуща тонкая психологичность, например самой последней фа-минорной мазурке, сочиненной Шопеном незадолго до смерти (опус 68, No 4). Иные из мазурок -- своего рода картинки сельского народного быта, живые зарисовки с натуры. Их простодушно веселые или трогательно лирические мелодии словно бы звучат на фоне народных инструментальных наигрышей. Слышатся звуки волынок и дудок, деревенских скрипок, доносится гудение <<толстой Марини>> -- самодельного контрабаса (мазурки до мажор, опусы 24, 56, No 2 и многие другие). Сочиняя свои мазурки, Шопен опирался на ритмику и характер движения не только народного мазура, но и других сельских танцев. В отдельных эпизодах его мазурок звучат мягкие вальсо-образные мелодии, напоминающие деревенский куявяк или же стремительный оберек. Очень часто мазурка Шопена содержит все три указанные разновидности польских народных танцев в трехдольном размере. Всего Шопен написал около 60 мазурок. Мазурочные ритмы можно встретить и в других произведениях Шопена, в его втором Рондо, в средних частях полонезов, в песнях (<<Желанье>>, <<Гулянка>>). Полонез, или польский, получил распространение в быту польских городов с XVI века. Это было величавое шествие в трехдольном размере, мужской <<пеший танец>> воинов-рыцарей с характерным для него ритмическим дроблением сильной доли. В XVIII веке полонез получает общеевропейское распространение в качестве церемониального шествия, открывающего бал. Первые полонезы Шопен сочинил еще в детстве. Юношеские его полонезы своей выразительной напевностью родственны полонезам польского композитора конца XVIII -- начала XIX пека Михаила Огинского. Полонезы Шопена в период его творческой зрелости -- это широко развернутые поэмы героико-эпического или драматического характера. Большая часть полонезов носит воинственный характер, в них храбрость и доблесть сочетаются с простотой выражения. Они дышат спокойной, сознательной силой, чувством твердой решимости... Слушая некоторые полонезы Шопена, будто видишь твердую, тяжелую поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого несправедливого в судьбе человека>>. Во многих полонезах Шопен повествует о напряженной драматической борьбе польского народа за свою национальную независимость, о его стремлении к победе. В некоторых полонезах оживают картины величия Польши прошлых веков, в других звучит скорбь о великих страданиях народа, в их гордой, пламенной музыке живо ощутим призыв к непреклонной борьбе за лучшее будущее. Таков ми-бемоль-минорный полонез, в котором суровый, сумрачный колорит сочетается с огромной внутренней напряженностью. Стремительное динамическое нарастание приводит к кульминации -- как бы вспышке пламенного гнева. В музыке звучат уже не жалобы и крики отчаяния, а твердая решимость бороться. В блестящем и мужественном полонезе ля-бемоль мажор нарисована монументальная картина величия и славы польской земли. В серединном эпизоде словно бы слышится мерный топот приближающейся конницы. На этом фоне раздаются воинственные ликующие фанфары. Создается впечатление неукротимого, могучего движения вперед, способного смести на своем пути все препятствия.   Домашнее задание. 1. Годы жизни Ф. Шопена. В какой стране родился? 2. С каким инструментом связано творчество Ф. Шопена? 3. Каковы отличительные черты польского народного танца мазурки? 4. Дайте определение полонезу. 5. Кто танцевал его в старину?
 
 
 

6. Перечислите какие по характеру полонезы мы встречаем в творчестве Шопена?

 

 

Проверка выполнения домашнего задания:

Ответы на вопросы сделать в письменном виде, сфотогрвфировать и прислать преподавателю до следующего урока (до 28 октября)на электронную почту:

rysukhina.elena@gmail.com или Вайбер 066 832 35 00

Если возникнут вопросы по заданию, звоните преподавателю по телефону:

071 328 46 14 (Елена Ивановна).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: