ноября 2001 года. М. Сентябрев.




Уже в 60-е годы мы чувствовали, что поселки наши (Гремячий Ключ, Новая Жизнь, Мокрый Куст, Калининский) не вечны. Они на грани умирания. Но нас, родившихся там и проживших большую часть жизни, интересовала история их возникновения. В 70-е годы я вел отдел шахмат в газете “Ульяновская правда” и имел возможность получить доступ в архивы. Да и потом, работая электриком на моторном заводе в Ульяновске, в свободное от работы время ходил в областной архив. Находил документы, связанные с моей малой родиной, с соседними поселениями Языково, Старый и Новый Тукшум и другими, делал выписки. Различных документов набралось в настоящее время на целых три альбома. В первом – история села Симкино. Во втором – Тукшумская экономия (история земель и их владельцев до переселения симкинцев). В третьем – материалы об образовании Гремячего Ключа и других поселков.

Много у меня материалов об истории села Большая Борла. Ведь другой мой дед, Сентябрев Михаил Николаевич, родился, жил и похоронен в этом селе. Подборка материалов находится у родственницы – Сентябревой Евдокии Ефимовны.

Вашу газету я постоянно читаю во Дворце книги в Ульяновске. За последние 10 лет в ней опубликовано много интересных материалов об истории сел района. Но вот об истории сел Языковского сельсовета почти ничего не было. Грустно, конечно, что поселки этого бывшего сельского совета умирают. Но ведь там тоже жили люди, творили, любили, трудились. В конце концов, там ведь могилы наших предков. И мы, потомки, просто обязаны их помнить. Не зря говорят, что покуда люди помнят прошлое, они живы.

Высылаю в редакцию выписки из архивных документов об истории села Языкова и соседних поселков, некоторые воспоминания старожилов.

ноября 2001 года. М. Сентябрев.

Знай свой край

Связь времен

Посвящается моему первому учителю Щербакову Петру Анисимовичу.

Жители поселка Гремячий Ключ с момента его образования ездили в районный центр село Тереньга. На обратном пути на 6-м километре от Тереньги всегда сворачивали налево, где притулился родник под названием Промахин ключ. С этого живительного источника и начинается история села Языково.

В начале 18 века землями по реке Тереньгульке владели братья Дмитриевы. В течение лет 50-ти земли эти продавали, меняли или передавали по наследству. Среди их владельцев были и братья Андрей и Герасим Языковы, их дети Афанасий и Мирон, внуки Абросим и Петр.

Известно, что род Языковых в России большой. Есть родословные книги Языковых из разных губерний. Так в родословной книге симбирских Языковых есть поэт Языков и историк. Появившийся в начале 18 века населенный пункт “вдоль реки Теренгул” назван по фамилии владельца Языково.

В судебных делах по разделу этих земель упоминаются часто помещики Бестужевы, Щербаковы, Голицыны, Толстовы, Апраксины, Ивашевы, Скребницкие, Кротковы, Плещеевы…

Просмотрев множество “спорных” дел, обнаружил в отводных книгах 7190 (1682) года мая 23 дня такую запись: “отведено из порожних земель в Симбирском, что в Сенгилеевском уезде за валом по реке Теренгулу по обе стороны и вниз по реке Большому Теренгулу Илье, Федору, Алексею и Кузьме Лукьяновичам Дмитриевым – по 70 четвертей… Андрею и Герасиму Языковым – по 50 четвертей. Всего 1020 четвертей”. (Ульяновский госархив. Фонд 147, опись 27, дело №289).

В спорных и очень запутанных судебных делах между владельцами этих земель есть свидетельства и о том, что Языковы в 1749 году все продали Петру Толстому, а он в 1756 году – Алексею Кандалаеву.

Титулярный советник Алексей Савельевич Кандалаев имел уже земли в Сызранском и других уездах. В 1750 году за ним числилось около 14 тысяч десятин. После его смерти имение по наследству досталось дочерям Ирине Алексеевне Ивашевой-Нечаевой и Марии Алексеевне Плещеевой, а от них внукам – Екатерине Ивановне Бестужевой (по мужу) – село Старый Тукшум и Павлу Сергеевичу Плещееву – деревни Языково и Новый Тукшум.

Итак, вторая половина имения Кандалаевых досталась законному владельцу внуку капитану лейб-гвардейского полка Павлу Сергеевичу Плещееву. Павел Плещеев служил в охранном войске при императрице Екатерине // и, конечно же, был знаком с братьями Орловыми.

В 1767 году Екатерина // в сопровождении свиты на судах совершала увеселительную прогулку по Волге до Симбирска. Орловы были в свите императрицы. Знакомый Владимира Григорьевича Орлова знатный симбирский дворянин Мещеряков обратил внимание графа на богатые края и усольские земли. Этого было достаточно, чтобы усольская вотчина перешла во владения Орловых. В делах 1794 года уже упоминается брат графа: “… в урочище Кустики с. Богородское Тукшум владельцем был граф Федор Григорьевич Орлов…”.

И Павел Плещеев, то ли вынужденно, то ли как, но тоже совершил купчую крепость с его сиятельством господином генерал-лейтенантом и камергером графом Владимиром Григорьевичем Орловым. “Лета 1800 года … капитан лейб-гвардии П. С. Плещеев в роде своем не последний продал его сиятельству графу В. Г. Орлову и наследникам его крепостное свое имение, находящееся в Самарском уезде в деревне Новотукшумское и селе Языково … и взято за оное имение денег государственными ассигнациями 57 тысяч 750 рублей”.

Таким образом, в Усольскую вотчину Орловых вошли 36 селений, среди них село Тукшум в 429 ревизских душ, деревня Языково – 148 ревизских душ. Вотчина занимала полностью Самарскую Луку с центром в селе Усолье, а в селе Новый Тукшум находился центр Тукшумской экономии.

В церковной книге села Новый Тукшум записано: “Почти по середине сел Старый и Новый Тукшум, но по правую сторону реки Тукшум находится село Языково. Название село получило в честь первых владельцев Андрея Гавриловича и дворянина Герасима Языковых. Земля им была пожалована в 7190 (1682) году. Село было большой, простиралось на протяжении 3-х верст по течению реки Теренгул, имевшее 1500 жителей, русские, принадлежащих помещикам Плещеевым.

В селе имелась деревянная церковь имени Преображения Господня. В 1796 году почти все село сгорело. Этой церкви принадлежали 2 приходские деревни под названием Старый Поселок – 500 душ и Новый Поселок, где жили несколько семей новокрещенных ясашных татар.

После пожара жители села Языково были переведены Плещеевым в другие губернии, а имение продано по купчей графу Орлову. Граф 300 душ языковцев переселил на новое место (близ Нового Поселка). Сюда же переселены были крестьяне из Пензенской губернии (200 душ). На новом месте в 1806 году была заложена каменная церковь с колокольнею, как и было в Языково – во имя Преображения Господня с двумя теплыми приделами. С тех пор Новый Поселок стал называться Языково-Тукшум тож.

Вот некоторые записи из церковных книг: “…в 1825 году церковь посетил Император Александр… Встречен был священником с крестом в руках”. “…Вошли в обычай – частые крестные ходы в деревню Языково”. “В 1838 году открыто приходское мужское училище”. “С 1841 года владельцем Н. Тукшума и деревни Языково стал граф В. П. Орлов-Давыдов”. “В 1841 году новообращенные татары из села Новый Тукшум переведены графом в село Суринское”. “В 1842 году – солнечное затмение… Солнце скрылось, наступила тьма, показались две звезды. Народ пришел в смятение и ужас. Послышался плач по улицам и в домах… Не стал ли конец света?”. “В 1869 году пожар истребил почти все село… Сгорел купол церкви. Граф пожертвовал 3 тысячи рублей на ремонт церкви”. “В 1877 году народ провожал своих сыновей на войну с турками с радостью… Народ считает войну необходимой…”. “В 1877 году – тяжелый неурожай”. “В 1888 году Н. Тукшум посетил его новый владелец граф Анатолий Владимирович Орлов-Давыдов и графиня Мария Георгиевна – покровительница женской школы”. “В 1892 году – страшный голод. Граф А. В. Орлов-Давыдов из своих средств выделил 100 тысяч рублей. Устроены две пекарни для стариков и учеников сельских школ”. “В 1896 году открыта библиотека для религиозного и православного чтения”. “В 1896 году в приходской деревне Языково появилась оспа… умерло 25 человек. В конце сентября появилась и в Н. Тукшуме – умерло 8 человек”. “…1904 г. – урожай редкостный … до 130 пудов с казенной меры”. “1907 г. Давняя мечта языковцев осуществилась, – построен храм… но ведь деревня маленькая, всего 110 дворов и 182 ревизских души”. “1909 год. Граф продал землю земельному банку. Этот поземельный банк теперь продает землю на отрубные участки… рядом образовались поселки по 40-50 домов. Предстоят немалые искушения от поселков с разными верованиями”. “…1910 г. – появление кометы Галлея… разные толки и гадания…все ждали 8-9 мая как светопреставления… все прощались друг с другом… но она прошла (ведь ее ждали) и вновь появится лишь через 75 лет”. “1916 г. Народ молча и безропотно несет за Отечество свои жертвы… В призыв берут уже 40-летних”. На этом записи в церковной книге села Н. Тукшум прерываются.

В церковной книге соседнего села Кротково есть такая запись: “В 1917 году в феврале месяце самодержавие свергнуто. Всю власть взяло временное правительство, а в октябре – властью завладела партия большевиков … обещали мир с Германией и хлеб народу. В каждом селе произошло изгнание помещиков и дележ их движимости… Созвано учредительное собрание, но большевики 28 ноября это собрание затормозили… каждое село правит собой самостоятельно. Сгорела водяная мельница… Будет ли водворен на Руси порядок в скором времени?” Эта запись 1918 года последняя во всех церковных книгах окрестных сел.

Бывшее же село Языково – деревней в 140 ревизских душ, переселенных графом Орловым из разных сел его имения. На месте же сгоревшей церкви установлена была деревянная часовня, где отпевались усопшие. В 1833 году Бестужевы в Старом Поселке сами построили храм, после чего поселок стал именоваться селом Старый Тукшум”.

Интересно, что в церковных книгах села Старый Тукшум дана несколько иная версия возникновения этих сел. Вот что гласит запись: “Деревня Старый Тукшум основана в 7190 году (1682). Местные чуваши считают своим родоначальником полковника Евтугана (некрещеного) и его сына крещеного Сидора. Вскоре владельцы этой огромной территории, простиравшейся до села Елаур, рассорились. Товарищи Евтугана мурзы и татары поехали на юг верст на 9 за горный хребет, посреди которого лежит огромный овраг (Давыдов овраг, название получило во времена Орлова-Давыдова). Новое поселение названо было Новым Тукшумом. В селе Старый Тукшум церковь была построена в 1734 году. Иконы были исписаны с мастерством по греческому обыкновению, а не по раскольнически. Она сгорела в 1796 году”.

Но вернемся к нашему повествованию. Итак, один из пяти братьев Орловых – Владимир Григорьевич в конце 18 века стал владельцем тукшумских земель. А был он довольно известным литератором. После его смерти в 1826 году наследство перешло его дочерям Наталье Давыдовой (по мужу) и Екатерине Новосельцевой (по мужу). Сын Натальи Владимир Петрович Давыдов (1809-1882г.г.) – литератор, петербуржец, губернский предводитель дворянства, был женат на княгине Барятинской (1814-1876). Семья Давыдовых владела землями во многих губерниях. Имея большое влияние в высшем свете, Владимир Петрович Давыдов 1856 году выхлопотав у сената графский титул, стал именоваться граф Орлов-Давыдов. К середине 19 века он полностью восстановил границы владений своего деда. По данным 1848 года они делились на 5 волостей: Усольскую, Жигулевскую, Борковскую, Натальинскую, Тукшумскую. В архивах имеется множество документов, в частности по Тукшумской экономии. Например, “…выделить из села Тукшум 21 человек и деревни Языково – 7 на рытье канав по большой дороге из Симбирска до Самары”. Речь, вероятно, идет о тракте, который проходил через Тереньгу. “…за невыполнение приказа по сбору подати крестьян наказывать розгами…”.

Отмена крепостного права в 1861 году практически нисколько не облегчила жизнь крестьян. Полученные от помещиков наделы они должны были выкупать, а до этого по-прежнему нести барщину. Когда крестьяне деревни Языково попросили графа перевести их на наделы, тот ответил, что согласен, но с условием, что они возьмут землю в аренду на 12 лет с оплатой за десятину 3 рубля 50 копеек в год со всей земли, не исключая и пара (ф.147”о” 66 дело). Сумма по тем временам получалась огромная. Начались стихийные выступления крестьян. Известен бунт борковцев, который был жестоко подавлен. Его организатора крестьянина Шаркова наказали двести ударами розг. В это время землями владел сын Владимира Петровича Анатолий Владимирович Орлов-Давыдов, а затем до самой октябрьской революции его потомки. В 1918 году имение Орловых-Давыдовых было реквизировано.

Над языковцами, после того как в селе в 1796 году сгорела церковь, витал злой рок. Во-первых, селение сменило статус, стало именоваться деревней. Во-вторых, оказалось как бы на задворках. Все жизненно важные вопросы решались через Новый Тукшум.

Почти сто лет языковцы мечтали вновь построить церковь и вернуть утраченный статус. И вот в 1901 году они на сельском сходе выбрали Григория Царапкина, Демида Антонова, Аверьяна Бурмистрова, Григория Гусева, Матвея Щербакова, Ивана Овчинникова и Григория Щербакова доверенными лицами от 102 дворов и 175 ревизских душ, чтобы испросить у симбирского епархиального начальства разрешение самим построить церковь. Пришел ответ: “Предложить обывателям оной деревни вместо храма построить начальную школу”. Настырностью жители Языкова отличались уже тогда. В епархию направляется новая петиция такого содержания: “Церкви более 100 лет не имеем, состоим в приходе села Н. Тукшум, что в 9 верстах, сколько потребуется каменного материала, то мы сделаем своим трудом…

На постройку школы не можем согласиться. Просим разрешить строить храм.

Сельский староста Макар Гусев. По просьбе всех расписались: Петр Щербаков, грамотные Афанасий Щербаков, Егор Леватов, Тит Антонов, Иван Бурмистров, Петр Гусев”.

С завидным упрямством языковцы продолжали гнуть свою линию. Решили привлечь к этому делу и жителей Тереньги. В 1904 году для сбора пожертвований для строительства святой церкви был избран житель села Тереньга Федор Егорович Сорокин. “… общественный сбор по 1 рублю с души. В комитете – 160 рублей арендных с двух мельниц деревни Языково, 105 рублей от продажи собранного хлеба (по всей видимости, засевался общественный надел специально для этих целей) и 1000 рублей – пожертвование графа Анатолия Владимировича Орлова-Давыдова на строительство церкви”.

Но денег все равно не хватало. В 1906 году староста Павел Мельников и крестьяне деревни Языково избрали крестьянина-собственника Терентия Шаманова для сбора средств “во всяком месте”. Сборщики ходили по селам с воззванием “Милостливые и христолюбивые жертвователи, в деревне Языково разрешено построить храм во имя Преображения Господня св. угодников Косьмы и Даниила. Это насущная святая нужда … мы без посторонней помощи построить храм не можем…”.

Стройка началась. Священник Старого Тукшума жертвует трехъярусный паликодим (еще хороший).

16 октября 1908 года заведующий языковским приходом священник Сергей Жемчужников сообщает: “…выстроена деревянная церковь совершенно готовая к освящению”. “…церковь здании деревянная, построена в 1907 году тщаниями прихожан … с колокольнею, покрыта железом… три входных двери, окон 20, вверху 16. Теплая. Внутри алтарь, посередине престол, а влево – жертвенная… ризница… 6 колоколов”.

Но на этом мытарства с постройкой церкви не кончились. Тукшумцы никак не хотели уступать лидерство и всячески препятствовали открытию своего прихода в Языкове. Из прошения: “Просят меня (Сорокина) обратиться к Вашему высокопревосходительству с покорной просьбой: определить к церкви сельца Языково особого священника. Обещаем пахотной земли 33 десятины (пока находится в приходе Нового Тукшума) и 160 рублей в год от прихожан”.

Из рапорта: “Разумов (Алексей Михайлович Разумов – Н. Тукшумский приход) публично осмеял деятельность Жемчужникова в языковской церкви, дабы показать себя хозяином…”.

Из прошения 19 июня 1911 года: “Около 3-х лет освящена церковь, но службы в ней нет, церковный оброк 18 рублей мы оплачиваем (бюрократы в то время не уступали нынешним)… ввели нас в заблуждение с постройкой церкви … просим в штат церковнослужителя… Новотукшумцы не отдают 33 десятины”.

Тяжбе не видно конца. Из прошения епископу Сибирскому и Сызранскому уполномоченных обществом сельца Языково Ф.С. Сорокина, Назара Григорьевича Зайцева и Павла Егоровича Мельникова: “Покорнейшее прошение. …ходатайствуем об открытии самостоятельного прихода. Только знающий сельцо Языково и условия повседневной жизни его жителей поймет всю важность возбуждаемого ходатайства…

Языково – это глухая заброшенная деревушка. Жители в полном смысле темные, невежественные, занимаются отхожим промыслом. Уходят делать кирпичи и все лето проводят за работой в глине в кирпичных сараях вдали от села или даже в лесу, не видя никого кроме штабелей поделанного ими кирпича. С наступлением осенних холодов возвращаются домой и всю зиму ведут праздную и часто не трезвую жизнь. Кроме заботы о куске насущного хлеба у них нет, да и в этих условиях не могут быть никаких духовных интересов. Школа открыта в 1909 году. Кроме детей здесь нет грамотных. Остается лишь церковное учительство приходского пастыря. Языковцы лишены этой духовной пищи и живут они никому не нужные, всеми забытые, подобно слепцам, не видящим солнца сияющего, не знающим, когда день, когда ночь.

Раскольники из Тереньги прямо говорят нам: “Зря вы тратились на строительство церкви”. Нам горько, что храм, на постройку которого мы тратили последние гроши, стоит закрытым и мы не слышим в нем слова Христостого утешения в своих бедах тяготах. Нет почти ни одной семьи, из которой не было бы никого на войне. Стоя лицом к лицу со смертью они слезно просят молиться за них, чтобы Господь сохранил их и дал победу русскому воинству. 1915 год, 3 января”.

“1 февраля 1915 года: …сейчас некоторые высказывают мысль зарывать покойников без отпевания”. “…около Языкова тоже образовался поселок Промахино, который войдет в состав прихода и тогда будет 331 душа мужского пола”.

Из прошения. “… встречаются все новые препятствия, все новые требования… Точно злой рок тяготеет над нами. Как будто вражеская безжалостная рука создает печальную участь этому святому делу… Появилась мысль, что мы напрасно хлопочем, что никогда не добьемся нашей заветной мечты – постройки церкви и открытия прихода. Хотя, безусловно, отказа ни на одно прошения не было, но свое согласие Консистория всегда обуславливает такими требованиями, что оно равносильно отказу…” 14 октября 1915 года.

“Избавьте нас от глумлений и высмеиваний, какие нам приходится слушать от раскольников и даже от приходского притча по поводу малого количества душ в нашем селе… Нам горько, что это служит предметом циничных глумлений и неприятных разговоров. Остается сожалеть, что возбудили этот несчастный вопрос об открытии самостоятельного прихода”. г. Симбирск, Дворцовая улица, дом Сорокина.

Из Указа. 7 июня 1916 года.

“Святейший Синод признает учреждение здесь самостоятельного прихода с притчем. Прихожане отпускали бы по 400 рублей в год (священнику 300 и 100 рублей псаломщику)”.

5 февраля 1917 года.

“На сходе крестьян с. Языково 165 душ от 60 самостоятельных домохозяев при старосте Федоре Подлеснове дали согласие платить церковному притчу 400 рублей, за что и подписуемся”.

Волостной старшина Уханов.

Итак, земля и его хозяева – вот извечный вопрос для языковских крестьян. Граф Орлов-Давыдов в 1909 году продал землю Крестьянскому Поземельному банку. В архивах есть оценочная ведомость и характеристика языковских земель. Хоть и прошли многие годы, но земля все та же. Фонд 126, опись 1, дело №217. Крестьянский Поземельный банк, имение графа Орлова-Давыдова. “Всей удобной земли по плану 7509 десятин и неудобной 149 десятин.

1-й – тукшумский участок занимает возвышенное положение центр и западная часть. Окружена горами. Урочища Борок, Теплые горы, Венец…крутые склоны на границе реки Тукшум – естественное обводнение. По оврагам (Дальняя Поляна и близ Летнего хутора) имеются родники … овраги, надо укреплять…

2-й – языковский участок – 987 десятин… суглинки разных оттенков, переходящих в долине р. Тукшум в тучный чернозем, заливаемый весенними водами. Эта часть земли (40 десятин) из года в год сдается под коноплянники. Земля спорная с соседями (Бесстужевы-Дурасовы и др.) так как русло реки за сотни лет несколько раз менялось, а в свое время границей между помещиками устанавливалась река.

…Круглый лес…выгон для скота. На северо-востоке участка находится водяная мельница, поливная с подъемом воды на 4 аршина. Она находится в аренде из оброка 920 рублей в год. Строение ветхое, требуется капитальный ремонт.

3-й участок языковский – 731 десятина, крайняя северная граница имения… лес, овраги. Почва суглинистая, прилесая часть – с примесью суглинка. Воды на участке нет.

Имение эксплуатируется хозяйством батрачных, арендной сдачей и овцеводством.

Средний урожай за десятилетие: ржи69 пудов, пшеницы –47. Стоимость поденного рабочего: летом – до 40 коп, зимой – 25, женщины – 35 и 25 коп. Места сбыта: Тереньга – 7 верст, Новодевичье – 23 версты (крупный хлебный и дровяной рынок на реке Волга).

В лесах имения имеются насаждения сплошной сосны 15 десятин. Лес продается с торгов – 70 руб. с десятины. Всего доход от леса в год – 4309 руб. Лес охраняется 1 смотрителем и 10 лесниками… живут в лесных сторожках, жалование по 7 рублей в месяц. Лесные поляны сдаются в аренду. Лесники продают сено по 10 копеек за пуд. Доход имения от полеводства и сенокоса – 70603 руб.

… население деревни Языково земледельческое. До 50 человек ежегодно уходят на заработки на кирпичные заводы. 105 дворов, 136 лошадей, 148 коров, 433 овцы. Безлошадных дворов – 23. Население деревни среднезажиточное. Вывод эксперта Поземельного банка: “Я бы предложил приобрести имение Орлова-Давыдова за 542675 рублей”.

Известны трудности переходного периода 1917-18 годов по организации землеустройства. Мы уже упоминали, что в Сенгилеевском уезде вскоре после свержения самодержавия начался самостоятельный дележ земли и имущества помещиков: “Заслушаны телеграммы на имя Сенгилеевского уездного комитета о разгроме имения С. П. Дурасова в селе Шигоны. Постановили: организовать комиссию по ликвидации частновладельческих имений”. Симбирский же комитет, узнав про это решение, срочно по своему прокомментировал: “…заметен отход Сенгилеевского уезда “влево”. Они приветствуют циркуляр, где сказано: “Восстание большевиков и свержение ими временного правительства за две недели до созыва Учредительного собрания внесло повсюду большую смуту… Издание же партией большевиков “Декрета о Земле” может послужить сигналом к беспорядочному захвату земли"”. 5 января 1918 года в Петрограде принято решение 1-го съезда Всероссийского Учредительного собрания: “1. Право собственности на землю в пределах Российской Федерации отменить. 2. Все находящиеся в пределах Российской Федерации земли со всеми их наделами, лесом и водами составляют народное достояние”.

А вот выписка из постановления Сенгилеевского уездного Совета, принятого в июле 1918 года: “1. Разбор барских усадеб влечет за собой уголовный ответ. 2. Все бывшие барские усадьбы передать под больницы и школы". В Сенгилеевском уезде в октябре 1918 года создан уездный земельный отдел для “…реорганизации сельского хозяйства в направлении социалистических форм и отношений в соответствии с местными условиями".

В 1919 году изменилось территориальное деление уезда. Деревня Языково вошла в Тереньгульскую волость.

2 марта 1919 года Симбирский губернский земельный отдел по всем волостям разослал обращение: “Товарищи крестьяне! … ходят по деревням темные люди и распространяют злые слухи о Советской власти…”

В феврале 1919 года агентам Колчака удалось поднять мятеж в селе Новодевичье Сенгилеевского уезда. Выбор подстрекателей пал на это село не случайно. Оно исстари славилось большой хлебной торговлей, не знало барщины. Были убиты представители уездного Совета Кирюхин, Корнилов, разоружен отряд красных, комиссар отряда Павлов расстрелян. Местных коммунистов арестовали и бросили в тюрьму.

6 марта представители мятежников были уже в Усолье, Тереньге и других селах. 7 марта они разгромили отряд красногвардейцев численность 170 человек, 32 из них погибли.

Председатель губисполкома Гимов и Варейкис послали телеграмму в штаб Восточного фронта Каменеву: “…10-13 марта восставшие заняли села в Мелекесском, Сызранском, Сенгилеевском, Ардатовском уездах”. 23 марта телеграмма в Москву из Инзы: “… вспыхнуло восстание в трех волостях Ардатовского уезда”.

Восстание было ликвидировано к 27 марта. Как свидетельствуют документы, только по Ардатовскому уезду погибло 18 советских работников, расстреляно восставших 150 человек, скрылось виновных в мятеже 60 человек. Данных об участии языковцев в чапанке архивах не обнаружено.

Дело шло к севу и крестьяне стали объединяться в товарищества по совместной обработке земли. Одним из первых было зарегистрировано товарищество “Суходол” (Старый Тукшум). “…просим включить часть земли (4 десятины) общества села Языково, отмытые рекой Тукшумкой. (Это именно та земля, которая в течение 200 лет являлась спорной из-за часто меняющей русло речки). Резолюция на этом документе наложена такая: “…препятствий от смешанного землепользователя общества села Языкова нет, кроме тех 4 десятин”. Видно хороша была землица, если 200 лет языковцы никому ее не уступали.

Вскоре были зарегистрированы сельхозтоваришества “Терпение и труд”, “Нечаянность”, “Три кургана”, “Возрождение”, “Скорость”, “Отъемный враг”, “Заречница” и другие. Крестьяне в хозяйствовании на своей земле добились заметных успехов. Но неурожай 20-го года и страшная засуха 21 года подкосили села нашего края под корень. Голод грянул страшный. В Ульяновском госархиве хранятся подшивки газет тех лет. Их нельзя читать без содрогания. Губернская газета “Экономический путь” командировала корреспондента В. Баева в самый голодный уезд – Сенгилеевский. Подборка его статей так и называется “Гибнущий уезд”. Вот выдержки из этих статей: “…не могу молчать, ибо преступно молчать, молчать – быть соучастником беспощадного царя Голода”. “…все крестьяне Сенгилеевского уезда голодают. На 1 января 1921 года было 126076 человек, из них детей 56528 человек голодных”.

“Это еще обеспеченные по тамошним понятиям люди, у которых есть что покушать. Пусть это будут березовые сережки, кора деревьев, всевозможный бурьян, солома с крыши – но они что-то едят. Есть в уезде 38376 человек, которые не едят ничего”.

“За декабрь месяц умерли в Н. Тукшуме 19 человек, в Малой Борле – 11 человек. Всего по уезду заболело 1459 человек и умерло 332 человека, а теперь подъедены все остатки, что будет в январе?!”

“Чем же, все-таки, питаются состоятельные люди? Березовые сережки, семена столбунца, лебеда, мука желудей – это у бывшего крепкого мужика. Другие же сдирают с крыш старую трухлявую солому, мешают ее и из этой массы делаю подобие лепешек. Собирают болотные водоросли, мох, осоку и из них варят похлебку, жарят прутья молодого кустарника и пьют отвар, собирают старые кости, сушат, мелют и делают муку.

Теперь вы совершенно не встретите собак и кошек. В селе Новый Тукшум я сам видел на крестьянском столе кошку, возле которой жадно переругивались два молодца 15-16 лет.

Падаль едят все. На Летнем хуторе при мне председатель сельсовета должен был делить по требованию сельчан павшую лошадь на пайки по количеству едоков.

… На Графском хуторе владелец павшей лошади открыто продавал падаль по 300 тысяч рублей за пуд.

… голодные деревни выдают себя сразу – могильная тишина, на улице ни души, длинный ряд изб заколочены… Это какой-нибудь Старый или Новый Тукшум – первый ближайший кандидат в жертву голода. В Старо-Тукшумской волости 5 деревень. До января месяца не голодали 9 дворов. Теперь и они голодные. Во всей волости на 896 дворов не осталось ни одной коровы, ни одной овцы…

В Сенгилее на эту волость выделено 40 пудов хлеба, но нет лошадей. На салазках? Но голодный не сможет пройти и 5 верст. И вот умирающая с голоду волость не может взять положенные им 40 пудов хлеба… В Старом Тукшуме в один день хоронят не менее 5 человек. Похороны для голодных – каторжный труд. Гробы забыты, а труп закапывают на глубину аршина.

До сих пор середняк еще тянул. В Тереньге и Поповке были базары, а теперь они исчезли, ложись и помирай. Осталась лишь избенка, а на нее покупателей нет. Карсунские мужики приезжают “кормиться” на голод – покупают все у них за дарма. Много молодых уехали на Украину. 30 домохозяев из Старой Ерыклы привезли 2500 пудов овса – они выживут.

9-й съезд Советов постановил отпустить Поволжью яровых семян 25 млн. пудов. В Симбирскую губернию 1млн.206 тыс. пудов – это на сев.

В газетах публикуется большой список пожертвований в фонд помощи голодающим. “ …Читатель! Вспомнил ли ты сегодня, садясь завтракать, о детских домах, о детях голодных уездов, вспомнил ли ты об умирающих с голода крестьянах?! Отдели им кусочек!”

Село Языково тоже не обошла эта страшная беда. Но жизнь продолжалась. 15 марта 1922 года землемер Потапов докладывает коллегии Сенгилеевского уземотдела: “…по отводу земли сельхозартели "Суходол” 49,5 десятины из запасного фонда. Участок граничит с юга –дорога из Новодевичья в село Языково, с запада – новое течение р. Тукшумки (отмытые 4 дес. у языковцев) в середине участка родник под названием Гремячий ключ…(Вот и первые претенденты на нашу малую родину) … артелью с участка снят уже хлеб в 1921 году, засеяли вновь… члены артели, жители села Ст. Тукшум, желают переселиться на эти земли рядом с артелью “Раннее утро”. Все-таки какой-то урожай, несмотря на засуху, в 21 году был снят. Да и в труднейшую весну 22 года участок “засеян вновь”. А ведь, судя по газетным статьям, в этих местах и выжить то никто не мог. Крепок русский мужик!

И вот еще один документ, датированный 29 декабря 1922 года. “…На ваше письмо №1549 сообщаем, что с/артель “Суходол” ликвидирована, и земля госфонда ей не отведена… Подпись: предволисполкома Баракин.

Именно с этим письмом симкинский крестьянин Ефим Михайлович Кечайкин 10 января 1923 года ознакомил на сходе своих земляков. Было принято решение общего собрания о переселении на новые земли. Симкинцы стали соседями языковцев. Кстати, жили дружно, споров между ними никогда не было. А спорные 4 десятины навсегда были приписаны к арендаторам из села Симкино.

Жизнь у переселенцев на новом месте по первости была нелегкая. “…июль 1923 года… арендаторы земельных наделов при с. Ст. Тукшум граждане Ардатовского уезда уполномоченные Кузьма Наумкин и Ефим Кечайкин – 400 десятин".

“…декабрь 1923 года …от уплаты налога отказались… все пожитки израсходовали на переселение… посевов с земли сняли лишь яровой… За всех расписался Андрей Кечуткин. Наш дедушка Андрей Сергеевич Кечуткин, один из первых поселенцев, оказался единственным грамотным, разумеется, кроме Е. Кечайкина.

Январь 1924г. Языковский сельсовет организует сбор средств на сооружение памятника великому вождю мирового пролетариата В. И. Ленину.

“…60 человек языковских детей поручено учить тов. Цветковой “как наиболее популярной и авторитетной среди населения села”.

9 мая 1924 года. Выписка из решения Тереньгульского волисполкома (председатель Потапов) “…в селе Языково, в виду стоящей засухи, озимые и яровые хлеба представляют в большинстве – печальную картину”.

6 июля 1924 г. “…в селе Языково (126 дворов, 575 чел.) сельсовет упразднить и подчинить Тереньгульскому сельскому Совету”. В это время поселок Гремячий ключ имел 24 двора и 130 едоков (мордва) и входил в Старотукшумский сельсовет, а тот в Тереньгульскую волость Ульяновского уезда Ульяновской губернии. Село Тереньга в то время насчитывало 664 двора 3326 человек.

В селе Языково 20 сентября 1926года было организовано кооперативное товарищество по совместной обработке земли “Красный пахарь”. В него вошли 44 человека, все из Языкова. Председателем товарищества избрали Петра Трофимовича Камскова, секретарем –Щербакова Георгия. Среди членов кооператива были Щербаков Никифор, Овчинников И.И., Гусев Филипп Федорович, его брат Егор, Камсков Ф. М., Камсков П. И., Фуфаев Иван Петрович и вот среди них знакомая фамилия Щербаков Анисим Павлович, 39 лет, кожевник. Отец учителя многих языковцев Петра Анисимовича Щербакова. Его жена – Прасковья, 39 лет, дети – Дмитрий-15 лет, Катя-12, Петр-9, Мария-6 лет. Они имели лошадь, 3 коровы, 3 телят, 5 овец, свинью. Во дворе – 2 телеги, 2 саней, 2 плуга, 1 соху,1 борону, 2 конских упряжи. По тем временам считалось, что семья жила в достатке.

В документах Ульяновского губземуправления есть ходатайство членов с\х кооператива “Красный пахарь” от 5 апреля 1926(?) года о сложении с них налога за земельный участок в 234 десятины при селе Ст. Тукшум … в виду неурожая”. Резолюция вынесена: “договор расторгнуть”. (Кроме участка при хуторе Вавилова –32 десятины). Впоследствии эта земля будет выделена жителям села Нижние Коки (Белогорск). И вот этот документ от 22 декабря 1926(?) “…участок госфонда передается в трудовое пользование группе граждан с. Нижние Коки (мордва) … договор с с/х кооперативом “Красный пахарь” расторгнуть, с условием, что посевы озимых на 1927 год члены с\х кооп. “Кр. пахарь” снимают в свою пользу”. На этой земле и возник поселок “Калининский”. Интересно, что еще в документах за 1925 год датированных 25 мая есть “…заявление уполномоченного граждан с. Нижние Коки Инкина Дмитрия Ивановича о снижении арендной платы за арендуемую землю госфонда при с. Ст. Тукшум в количестве 11 десятин в связи с отдаленностью местожительства (около20 км.)”.

И далее: “18 декабря 1925 года землеучасток Малаканово (100 д.), Вавилова (67 д.) (где впоследствии будет поселок Калиниский) – передать в трудовое землепользование под поселки”.

В 1925 году крестьяне с. Симкино, кроме поселка Гремячий Ключ, арендовали землю, бывшую языковскую (“Угол”) образовали объединение “Доркино”. Среди арендаторов были: Ермошкин Андрей Степанович, Новиков Иван Алексеевич, Качейкин Григорий Андреевич, Адушкин Иван Григорьевич, Кечуткин Иван Яковлевич, Кечайкин Петр Алексеевич… Всего 29 домохозяйств. Вскоре они назвали свой поселок Новая жизнь. (Фонд 266, опись 1, дело 273, стр.68.

10 декабря 1925 года. Выписка из протокола общего собрания граждан Ульяновского уезда и губернии Тереньгульской волости, Языковского сельсовета: “…работу сельсовета признать удовлетворительной. (Докладчик Камсков Д.П.).

…в сельсовет избраны: Антонов М. С., Камсков Д. П., Герасимов С. М., Царапкин Т. Г., Подлеснов С. Е.

…по предложению Цветкова С. П.:

Отмечая необычайный интерес населения, подчеркивая высочайший сдвиг нашей деревни, впервые так четко, глубоко и вдумчиво откликнулись наши граждане на зов нашего рабоче-крестьянского правительства, зовущего вперед к светлому будущему. В память этого дня предлагаю избрать почетным членом сельсовета Михаила Ивановича Калинина”.

Текст телеграммы: “Дорогой Михаил Иванович! Общее собрание граждан с. Языково сегодня, в день перевыборов своего сельского Совета, памятуя ваши неисчислимые заботы о темной деревне, единогласно избрали вас почетным членом сельсовета. Просим не отказаться и принять это избрание от 557 человек.

Члены общего собрания с. Языково”.

16 декабря 1925 года. “…из товарищества “Доркино” в Языковский сельсовет тов. Пиянзина”.

“…единогласно избраны в Языковский сельсовет Кечуткин Федор Григорьевич – 38 лет и Астайкин Алексей Леонтьевич. В президиуме собрания жителей Гремячего поселка Наумкин Ф. И., Кечайкин И. А. и Кечайкин Е. М. Присутствовали 80 избирателей, из них 23 женщины”.

Выписки из постановления Ульяновского уездного комитета от 2 февраля 1926 года:

“… в Тереньгульской волости провести работу в развитие группового обучения неграмотных старших возрастов”.

“…норма ежедневного взыскания семенной ссуды по пос. Гремячий ключ –по 24 пуда”.

“…Офицерову объявить выговор за то, <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: