МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Мотивация и стимулирование
Трудовой деятельности»
По направлению подготовки 080200.62 Менеджмент
Калуга 2013
Летник В.В.
Контрольные задания для студентов-заочников по учебной дисциплине «МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». – Калуга: КФ МГЭИ, 2013. – 20 с.
Одобрено кафедрой Менеджмента и маркетинга. Протокол заседания кафедры от 11 декабря 2013 г.
№ 10. Для студентов Московского гуманитарно-экономического института Калужского филиала направления подготовки080200.62Менеджмент.
© Московский гуманитарно-экономический институт Калужский филиал, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации ------------------------------------------ | |
Варианты контрольных заданий---------------------------------------------- | |
Вопросы для подготовки к экзамену --------------------------------- | |
Учебно-методические и информационное обеспечение дисциплины ---------------------------------------------------------------- |
Методические рекомендации.
Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» является дисциплиной по выбору профессионального цикла учебного плана направления подготовки «Менеджмент».
Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении предшествующих управленческих и экономических дисциплин: «Управление человеческими ресурсами», «Экономика и организация труда персонала», «Документационное обеспечение управления».
Цель изучения дисциплины - формирование ориентации обучающихся в теории побуждения человека к труду, управления трудом, а также практическая подготовка к управлению персоналом на основе знания современных форм, методов и механизмов стимулирования.
Основные задачи дисциплины: усвоение классических и современных теорий мотивации, теоретических представлений о понятии мотивации и стимулировании труда, структуре и механизмах мотивации и стимулирования;
овладение методическими подходами к построению современных систем мотивации и стимулирования труда;
приобретение базовых навыков практической работы в области трудовой мотивации, организации вознаграждения персонала, определения влияния системы мотивации и стимулирования труда на эффективность работы организации.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: этапы эволюции систем мотивации и стимулирования труда; ценности и их влияние на мотивацию трудовой деятельности; концепция организационного роста Литвина-Спрингера; основные проблемы мотивации предпринимательской деятельности в России; зарубежный опыт оплаты труда; системы участия работников в капитале, прибылях, собственности; сбалансированная система показателей (BalancedScorecard, BSC); понятие и назначение социальной мотивации; программы признания заслуг персонала; использование тестирования для выявления психотипов но темпераменту и стилям мышления; разработка положения об оплате труда персонала в организации.
Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач.
Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Менеджмент», должны:
знать основы управления поведением персонала: теории поведения личности в организации; теоретические основы, содержание и методы управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности (в т.ч. оплаты труда); этические нормы деловых отношений, основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций; сущность и методы управления организационной культурой;
уметь разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию мотивации и стимулирования персонала организации; создать благоприятные условия для эффективного использования рабочего времени, материалов и техники в интересах роста производства; рассчитывать динамику и структуру показателей рынка труда и занятости, строить таблицы, пользоваться графиками; проектировать системы мотивации и социально-трудовые отношения с учетом комплекса экономических и социальных факторов;
владеть современными технологиями управления поведением персонала: управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности; формирования и поддержания морально-психологического климата в организации; управления повышением этического уровня деловых отношений и эффективности делового общения; управления организационной культурой; управления конфликтами и стрессами; управления безопасностью организации и ее персонала; управления дисциплинарными отношениями.
Процесс изучения дисциплины «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Менеджмент» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС НПО):
способность занимать активную граясданскую позицию (ОК-3);
способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
умение критически оценивать личные достоинства и недостатки (OK-11);
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
готовность к разработке процедур и методов контроля (ПК-З);
способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);
владение современными технологиями управления персоналом (ПК-14);
способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);
владение методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);
способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);
умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);
способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);
способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (2010 г.).
Варианты контрольных заданий.
Вариант №1
1. Предмет, содержание и задачи учебной дисциплины «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности».
2. Социальная мотивация трудовой деятельности.
3. Теория справедливости Д. Адамса.
Вариант №2
1. Мотивация и стимулирование труда как элемент и функция управления трудом и персоналом.
2. Вознаграждение за труд, его виды и формы.
3. Сущность и структура социального пакета.
Вариант №3
1. Основные задачи дисциплины «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» и её роль в подготовке специалистов в области экономики труда.
2. Принципы и методы распределения соцпакета.
3. Теория партисипативного управления.
Вариант №4
1. Понятие, сущность и определение мотивации.
2. Моральное стимулирование труда.
3. Концепция организационного роста Литвина-Спрингера.
Вариант №5
1. Исторический аспект возникновения мотивации
2. Основные направления морального стимулирования
3. Теория Х Макс-Грегора, Теория Y, Теория Z.
Вариант №6
1. Базовые понятия исследования мотива трудового поведения работника.
2. Хотторнский эксперимент Мэйо.
3. Программы признания заслуг персонала.
Вариант №7
1. Этапы эволюции систем мотивации и стимулирования труда.
2. Индивидуальность сотрудника, его потребности и мотивация.
3. Влияние рыночной экономики на мотивацию трудовой деятельности.
Вариант №8
1. Потребность как основа мотивационной системы.
2. Основные проблемы мотивации предпринимательской деятельности в России.
3. Влияние особенностей организационной культуры компании на выбор методов морального стимулирования.
Вариант №9
1. Суть механизма мотивации труда.
2. Характеристика различных методик мотивации труда.
3. Специальные мотиваторы для сотрудников различных типов темперамента.
Вариант №10
1. Мотив как осознанное внутреннее побуждение к деятельности.
2. Материальное стимулирование, как основное направление мотивации трудовой деятельности.
3. Зарубежные теории мотивации.
Вариант №11
1. Основные группы мотивов. Ядро мотивации.
2. Мотивация и стимулирование труда при различных типах стратегии организации.
3. Классификация видов и методов мотивации.
Вариант №12
1. Стимул – внешнее побуждение к деятельности.
2. Компенсационная политика организации. Структура компенсационного пакета.
3. Потребности сотрудников и персональные мотиваторы.
Вариант №13
1. Взаимосвязь мотива и стимула в управлении трудом.
2. Особенности мотивации персонала на различных этапах трудовой карьеры.
3. Механизм регулирования заработной платы, варианты её регулирования.
Вариант №14
1. Цели и стимулирования персонала.
2. Понятие базовой заработной платы и её структура.
3. Влияние интеллекта и стиля мышления сотрудника на мотивацию его трудовой деятельности.
Вариант №15
1. Организационные формы стимулирующего воздействия на персонал.
2. Тарифные и бестарифные системы оплаты труда.
3. Методы выявления потребностей персонала.
Вариант №16
1. Возраст, пол и образование как факторы мотивации.
2. Психологические аспекты и особенности мотивационного процесса.
3. Грейдинговая система вознаграждения персонала.
Вариант №17
1. Ценности и их влияние на мотивацию трудовой деятельности.
2. Современные модели оплаты труда и перспективы их использования в РФ.
3. Управление системой мотивации и стимулирования труда в организации.
Вариант №18
1. Содержательные теории мотивации.
2. Дополнительное материальное вознаграждение.
3. Организационная культура как социально-экономическое «поле» организации.
Вариант №19
1. Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
2. Индексация заработной платы и программы её повышения.
3. Мотивация и стимулирование труда в условиях различных организационных структур.
Вариант №20
1. Теория ERG (Теория существования связи и роста). К.Альдерфера.
2. Назначение, сущность и виды премий.
3. Диагностика мотивационной среды компании.
Вариант №21
1. Системы участия работников в капитале, прибылях, собственности.
2. Теория приобретенных потребностей.
3. Сегментирование и общекорпоративные мотиваторы.
Вариант №22
1. Оценка эффективности труда и трудового вклада в системе материального стимулирования.
2. Двухфакторная модель Ф. Герцберга.
3. Мотивация сотрудника в период адаптации.
Вариант №23
1. Соотношение различных содержательных теорий мотивации, их недостатки и ограничения, сферы использования.
2. Экономические, социальные и организационные показатели, их достоинства и недостатки.
3. Мотивация лояльности персонала.
Вариант №24
1. Сущность процессуальных теорий мотивации.
2. Принципы КТУ в системах материального стимулирования.
3. Мониторинг мотивационной среды системы мотивации.
Вариант №25
1. Коэффициенты трудового участия и трудового вклада: понятие, применение, достоинства.
2. Теории: ожиданий В. Врума, справедливости Д. Адамса, как сущность процессуальных теорий мотивации.
3. Оценка влияния системы мотивации и стимулирования труда на эффективность работы организации.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие и сущность мотивации. Суть механизма мотивации персонала.
2. Мотивация как процесс сопряжения целей организации и работника.
3. Потребность как основа мотивационной системы. Классификация, свойства и иерархия потребностей человека.
4. Критерии рационального потребления. Культура разумного потребления.
5. Мотив и стимул: понятия, взаимосвязь.
6. Стимулирование персонала: понятие, цели, виды.
7. Организационные формы стимулирующего воздействия.
8. Ценности, ценностная ориентация, установки и их влияние на мотивацию персонала.
9. Содержательные теории мотивации: сущность, соотношение различных содержательных теорий мотивации, недостатки и ограничения, сфера использования.
10. Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу.
11. Теория ERG (теория существования, связи и роста) К. Альдерфера.
12. Теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда.
13. Двухфакторная модель Ф. Герцберга.
14. Процессуальные теории мотивации: сущность, использование в современной практике мотивации трудовой деятельности.
15. Теория ожиданий В. Врума.
16. Теория справедливости Д. Адамса.
17. Процессуальная модель Портера-Лоулера.
18. Теория партисипативного управления.
19. Теории «поля» и их значение для успешной мотивации персонала.
20. Вознаграждение работника: понятие, виды и формы. Общие принципы построения системы вознаграждения.
21. Материальное стимулирование – основное направление мотивации трудовой деятельности.
22. Дифференциация материального вознаграждения.
23. Мотивация персонала при различных типах стратегии компании.
24. Компенсационная политика организации.
25. Компенсационный пакет: понятие, структура, назначение.
26. Современная практика расчета компенсационного пакета.
27. Базовая заработная плата: понятие, структура, установление.
28. Грейдинговая система вознаграждения персонала. Формирование сиcтемы грейдов.
29. Гибкие системы оплаты труда. Определение величины окладов в зависимости от грейда.
30. Бестарифная система оплаты труда.
31. Программы повышения заработной платы. Индексация заработной платы.
32. Системы участия работников в капитале: виды, мотивационный эффект.
33. Performance management – управление эффективностью деятельности: сущность, основные принципы, значение в мотивации труда.
34. Критерии эффективности трудовой деятельности. Комплексная оценка эффективности работы персонала.
35. Коэффициенты трудового участия и трудового вклада (КТУ и КТВ): понятие, применение, расчет.
36. Ключевые показатели эффективности (KPI): определение, критерии измерения, использование в системе вознаграждения персонала.
37. Социальный пакет: сущность, структура, назначение, принципы распределения.
38. Социальные программы бенефиционной системы.
39. Моральное стимулирование: сущность, значение, основные направления и формы.
40. Индивидуальность сотрудника и его мотивация.
41. Особенности мотивации сотрудников различных типов темперамента.
42. Интеллект, стиль мышления сотрудника, их влияние на мотивацию трудовой деятельности.
43. Особенности мотивации персонала на различных этапах трудовой карьеры.
44. Методы выявления потребностей персонала.
45. Мотивация персонала различных организационных культур.
46. Мотивационный профиль и выбор мотивирующих мероприятий.
47. Мотивирующая форма приема персонала; выявление мотиваторов кандидата на стадии приема.
48. Мотивация сотрудника в период адаптации.
49. Мотивация лояльности персонала.
50. Разработка положения об оплате труда персонала.
51. Внедрение, поддержка и коррекция системы мотивации. Мониторинг мотивационной среды и системы мотивации.
52. Эффективность воздействия мотивационных факторов на успешность работы персонала.