Четвертая заповедь православного христианина




Как почитают Воскресный день, именуемый по слову Божиему праздником и Святым – Днем спасения от греха и смерти, Православные Христиане? Мы, именующие себя таковыми, делаем в Воскресный День все, что угодно – копаемся в земле огородов, бегаем по магазинам за покупками, торгуем или, того хуже, идем на различные премьеры в театр или кино, часами смотрим телевизор. Можем ли мы после этого называть себя Православными Христианами?

Перед вами статья из книги «Душеполезные размышления», изданной в Москве в 1832 г. Афонским Русским Пантелеймоновым монастырем. Ее автор иеромонаха Арсения, глубоко скорбил о нарушении нами, Православными Христианами, четвертой заповеди. Мы публикуем этот материал полностью с редакционными с краткими пояснениями и выделениями.

«Помни день субботний, еже святити его, шесть дней делай, и сотвори в них вся дела твоя, день же седьмый суббота Господу Богу твоему ».

Слово помни, упомянутое в начале этой заповеди, дает ей особое значение; словом этим Господь как бы настоятельно побуждает помнить и исполнять повеленное Им. День этот Он освятил на служение Себе, и ни какой его части не выделили человеку и житейским его делам, но весь его предопределил на прославление Преславного Имени Своего.

«Бысть вечер и бысть утро день един» (Быт., I, 5). День считается от вечера одного дня до вечера другого дня, так и день праздничный должно чествовать, и на кануне его ходить к всенощному Богослужению. В Ветхозаветной Церкви день субботний был как бы предъизображением дня Воскресения Христова, просиявшего неизреченным Светом в Новозаветной Христовой Церкви.

Заповедь Божия о почитании субботы дана была израилетянам под опасением наказания смертию за нарушения ея. Вот что о ней сказал Господь Пророку Своему Моисею: «И ты заповеждь сыном израилевым, глаголя: смотрите и субботы Моя сохраните: есть бо знамение между Мною и вами в роды ваша, да увесте, яко Аз Господь освящай вас. И сохраните субботу, яко свята сия есть Господу и вам; осквернивый ю смертию умрет, всяк еже сотворит в ню дело, потребиься душа та от среды людей своих» (Ис., 21, 13-14). И не умедлил гнев Божий покарать виновнаго, о чем повествуется: «И бяху сынове израилевы в пустыни, и обретоша мужа собирающа дрова в день субботний, и приведоша его обретшии, собирающа дрова в день субботний, к Моисею и Аарону, и ко всему сонму сынов израилевых, и ввергоша его в темницу, не совещаша бо, что сотворят ему, и рече Господь к Моисею, глаголя: смертью да умрет человек сей, да побиете его камением весь сонм вне полка, якоже глагола Господь Моисею» (Чис., 15, 32-36).

Не только людям воспрящено было в день субботний что-либо делать, но даже и слуги их, и животные должны были иметь покой, по повелению Божию, в память избавления от Египетского рабства. Но мы, новозаветные Христиане несравненно большего сподоблены благодеяния, ибо в Святой этот день совершилось преславное живоносное Спасителя нашего Воскресение, отверзшее нам Райские двери; избавившее нас не от Египетского рабства, а от лютейшаго зверя – духа злобы. «Веселитесь небеса и живущии на них (Апок., 12, 12). Се победил есть лев, иже сый от колена Иудова (Апок., 5, 5). Ныне бысть спасеие и сила и царство Бога нашего, и область Христа Его, яко низложен бысть клеветник »(Апок., 12, 10)

День Воскресения Христова воистину Свят и Пресвят, благословен и преблажен день торжества и утверждения Новозаветной Церкви. В день этот Святые Апостолы с благочестивыми Христианами собирались, преломляли хлеб, беседовали о Господе. «Во едину же от суббот, - (то есть в первый день недели, заменивший для Христиан субботу ветхозаветную), - собравшимся учеником преломити хлеб, Павел беседоваше к ним, хотя изыти наутрии, простре же слово до плунощи » (Деян., 20, 7). А последователи Святых Апостолов, благочестивые древние Христиане с вечера (субботы – прим.»ПР») начинали Богослужение и продолжали его во всю ночь, от чего оно и получило наименование всенощнаго бдения; затем тоже продолжительно совершалась Божественная Литургия и в свое время вечернее правило; остающееся же от Богослужения время: посвящаемо было на чтение Слова Божия, духовныя беседы, посещение больных, заключенных, вспомоществование бедным и на иные дела благочестия и милосердия. Житейские заботы и попечения в эти дни (воскресные – прим. А.Р.) для них не существовали, и Бог благословлял их. Из среды их восставали, и Бог благословлял их. Из среды их восставали великие светильники миру, которые учением и своею Святою жизнию до скончания существования мира будут Светом мира, как сказал о них Господь: «Вы есте свет мира » (Матф., 5, 14).

Господь, как Создатель и Спаситель наш, мог бы повелеть нам и большее число дней посвящать Ему, но, снисходя к немощи нашей, заповедал нам шесть дней работать и лишь седьмой день определил Себе. Не почитающие день этот, будут судимы как святотатцы, ибо они похищают Божие достояние, Божию часть! День праздничный, день Божий, день спасения нашего, день благословения Божия, - получаемого нами и на шестидневные труды наши! А кто не почитает этот Святой день, тот губит весь свой труд, по реченному: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущи » (Псал.126, 1).

О том, как благоговейно чтили праздники Господни древние Христиане, видим из многих описаний их современников, из коих Святой Дионисий Александрийский пишет следующее: «Мы преследуемые и умерщвляемые. И в такое время праздновали, где бы то ни пришлось, в селении или в пустыне, в гостинице или в темнице, или даже и на корабле » («Церковная История», Евсевий. Кн. 7-я, гл. 21).

Читаем также в житиях о самоотвержении тогдашних Христиан, не страшившихся ни темничных заключений, ни даже самой смерти, на которую они шли как на пир, радуясь, что сподобляются пострадать за Имя Христово. Гонитель Христиан царь Валент, узнавши, что в некоем месте в известный день соберется множество Христиан для Богослужения, приказал своему префекту всех их умертвить, но сострадательный префект упредил о сем Христиан, и что ж? Их собралось несравненно более обыкновеннаго! Когда префект отправился для исполнения бесчеловечнаго повеления своего царя, то встретил на пути, женщину с грудным ребенком, которая так поспешно вышла из дома, что даже забыла запереть его и одеться как бы следовало. На вопрос префекта куда она так спешит, истинная Христианка отвечала: «В собрание Христиан ». «Но разве ты не знаешь, - возразил он, - что префект едет туда, дабы всех предать смерти? – «Знаю, - отвечала она, - а потому и спешу так, дабы и меня умертвили вместе с другими ». «А дитя зачем несешь с собою? » – спросил изумленный префект, –«Дабы и оно сподобилось мученичества », – отвечала блаженная (Rufin Lib 2).

Вот как любили Бога и чтили Его Святые праздники!

Читаем в житии Святой Мелании, что в некоторый праздник, по причине мук рождения, она не могла идти в храм, осталась дома, но не смотря на тяжкие свои страдания, в продолжении всей ночи пела псалмы и читала молитвы (Чет. Мин. Авг. 24).

Святая мученица Сира за исповедание веры во Христа заключена была в темницу, и когда настал праздник, то она сердечно скорбела, что лишена была возможности быть с прочими Христианами во храме Божием; по ходатайству одного благочестивого Христианина, стражи отпустили ее на всенощное бдение, и она на другой день утром радостная возвратилась в темницу (Чет. Мин. Авг. 2).

В день Воскресения, называвшийся в те времена днем солнца, по свидетельству Святого Иустина Мученика, и городские, и сельские жители, все единодушно собирались на славословие Божие, читали Пророчества, Святое Евангелие и послания Святых Апостол, говорились настоятелями поучения народу, по окончании же чтения молились, предлагался хлеб, вино и вода для подкрепления молящихся; по совершении же настоятелем благодарственных молитв народ единодушно возглашал Аминь (Иустин. 2. Апол.)

Однажды Святой Григорий Нисский, поучая людей в день праздничный, увидал столь великое их стечение, что не только самый храм, но и все входы в него полны были молящихся, подобно пчелам трудящимся внутри улья, и вне его. Такое горячее усердие молящихся порадовало сего Святого проповедника, и он сказал им: «Видя вас во множестве собравшимися на праздник, со всеми вашими домашними и домочадцами, мне пришло на мысль сказанное Святым Пророком Исаиею о многочадстве Церкви Христовой: «Кий суть, иже яко облацы летят, и яко голуби со птенцы ко мне » (Ис. 60, 8).

Подобно этому говорил и Святой Иоанн Златоуст современным ему Христианам: «Хвалю вас за ревность, ни в один Воскресный день вы не покидаете нас, но оставляя все, спешите в церковь, как на крыльях слетаетесь к слушанию слова Божия, предпочитая сие всему земному » («О покаянии. Беседа 3»). Тот же учитель в другом поучении «На Пятницу. Беседа 1» так говорит: «Опять праздник, опять торжество, опять многочадная чадолюбивая церковь украшается великим собранием чад, как одеждою, по слову Святого Пророка: «Всеми ими аки в красоту облечешися, обложиши себя, аки утварию невеста» (Ис. 49, 18)

О бдениях, совершавшихся накануне праздников, читаем у Святого Златоуста: «Войди в церковь и посмотри на бедных, с полунощи до света там бывающих, посмотри на их святые бдения, день с нощию сопрягающия… » («На Исаии. Беседа 1 и 4»).

Из жизнеописаний первенствующих Христиан известно, что когда некоторые из них, удерживаемые болезнею, или чем иным, не могли быть в Святом храме, то очень о сем скорбели и усердно молились там, где кто находился. Подобно этому и мы поставим себе за непременное правило, если когда по болезни, или чему иному, не можем быть в храме Божием, то во все продолжение церковного богослужения, усердно должны мы молиться дома. Ибо в это время молящиеся сподобляются особенной благодати Божией, и вменяется им, как бы они были с прочими в храме Божием. Если кто по болезни может молиться не иначе, как сидя или даже лежа, то и таковая молитва, с усердием совершаемая, услышана будет.

Святой Златоуст вменяет в обязанность каждому отправляющемуся в Святой храм в Литургии, прочитывать того дня Апостол и Святое Евангелие, дабы чрез то подготовить себя к слышанию слова Божия, а возвратившись из церкви домой должно старшему в семействе читать, объяснять и внушать членам своей семьи слышанное в храме; если старший затрудняется в чтении, то пусть читает более способный, и все должны внимательно слушать и стараться слышанное исполнять по реченному («На Иоанна. Беседа 11»): «Блажени слышащии слово Божие и хранящи е » (Лк. 11, 28).

Когда услышате звон к Божественной службе, то осеняйте себя Крестным знамением с молитвою, и спешите в храм Божий, а когда ударяют к Достойно, то где бы вы не находились, прочитывайте про себя: «Достойно есть яко воистину » и проч., и просите ходатайства Царицы Небесной пред Престолом Ея Сына и Бога о себе и близких своих, живых и мертвых, ибо в это время положено поминать; а самое важное и необходимое, это поминовение на проскомидии,, на коей нужно поминать живых и умерших; это самое сильное ходатайство пред Богом, ибо тут совершается великое Таинство Евхаристии; частицы, вынутые из просфор на проскомидии, о здравии и спасении и о покорении, влагаются священником при окончании Литургии в кровь Христову, при чем произносит он многознаменательные слова: «Отмый Господи грехи поминавшихся здесь, кровию Твоею честною, и молитвами Святых Твоих ».

Частицы эти изображают как бы самые души, за кои оне вынуты; следовательно души эти как бы погружаются в самую пречистую Христову кровь; из всего всякий может понять, сколь великая от того бывает польза для душ.

Не только нужно поминать близких своих, особенно когда услышим кто помер, то хотя мы его и не знали, но если он Православный и погребен был по чину нашей Церкви, то очень полезно его поминать, хотя до 6 недель.

Святой Златоуст в поучении о посещении храма Божия говорит: «Иные уходя с луга берут фиалку или розу, или иной цветок, и несут домой; другие, посетив сад, приносят древесные с плодами ветви, а некоторые с богатых обедов приносят своим родным остатки от стола, так и ты, посетитель храма Божия, отнеси святые наставления жене и детям и всем близким, оне полезнее и сада, и стола, эти розы никогда не поблекнут, плоды не завянут и яства не испортятся; от тех лишь временное наслаждение, а от этих вечное » («Беседа 6. К народу Антиохии»).

В день праздничный беседуй с близкими своими о спасении души, о смертном часе, нередко внезапно постигающем, о блаженстве праведных и бесконечном мучении грешных, спеши потом посетить заключенных, страждущих, болящих утешь их словом и делом. Дни праздничные должны быть проводимы в добрых делах по слову Господню: «Достоит в субботы добро твориши » (Мат. 12., 12). Истинно нищих должно отыскивать как мы отыскиваем какое либо сокровище, и помогать должен каждый по своим средствам, памятуя, что рука дающего не оскудеет; мы даем ничтожное, тленное, а приобретаем за это драгоценность, превосходящую сокровища всего мира. Кого Господь благословил достатком, тот должен помогать бедным не скупясь, памятуя о евангельской вдовице, отдавшей Богу все свое имение.

В день праздничный очень полезно размышлять о земной жизни Спасителя нашего, о Его Рождении от Пречистой Девы Марии, о Его страннической на земле жизни, о Его благодеяниях людям, о Его учении и, наконец, о Его лютых страданиях, завершившихся на Кресте смертию! Поистине, это неистощимый источник для размышлений о безмерной любви Божией к нам грешным, такой любви, которую наш ограниченный ум и постигнуть не может.

Христиане первых времен в дни праздничные устраивали трапезы для нищей братии. Пишет о Святом преподобном Макарие Египетском, что он, по примеру родителей своих, приготовлял в праздники в доме своем обед, не соседе ради токмо, но ради нищих ради; а некий Исаия, в дни субботные и воскресные, устраивал в доме своем три, и даже четыре трапезы для бедных («Житие Преподобного Памвы. Четьи Меньи 10 июля»). Если иные скажут, что при домах своих не имеют для сего удобств, то можно это сделать посредством найма, было б лишь искреннее усердие, Господь поможет и вразумит, как оное привести в исполнение.

Странноприятие дело великое, за оное, как известно, праотец наш Авраам удостоился посещения Пресвятыя Троицы. «Страннех бых и введосте мене », скажет Господь страннолюбцам и нищелюбцам, в день праведного Своего воздаяния каждому по делам его. Упокоевая и снабдевая нищую братию, мы несравненно больше благодетельствуем себе, нежели им, но, к сожалению, бывает так, особенно в домах людей богатых: сами они в праздники насыщаются и пресыщаются избранными яствами и питиями, а если придет к ним какой бедняк, то немилосердные их служители гонят его со двора. Без сомнения, так и Господь погонит от Своей Божественной трапезы немилостивых господ и их жестоких слуг. Всем должна бы быть памятна Евангельская притча о богаче и Лазаре; один всем наслаждался, а другой всего лишался, и что потом последовало? Такая участь ожидает и всех, не состраждущих к бедствиям ближних своих.

И так в дни праздничные преимущественно потщимся как можно больше делать добра, будем тщательно отыскивать бедных, особенно таких, которые стыдятся, или не могут просить милостыню, разделим с ними трапезу нашу и удостоимся небесной трапезы, прикроем их телесную наготу, да и нашей души греховную наготу покроет Господь благодатью Своею. Иные, быть может, скажут, что затрудняются отыскивать истинно бедных, но в этом могут помочь местные приходские священники, им известны истинно нуждающиеся. Было бы наше искреннее желание делать добро, Господь вразумит, укажет путь.

О благоговейном почитании праздничных дней, к сожалению, у нас не многие заботятся, но не то видим за границею. В Церковном вестнике (1876 г., №49) сообщено, что в Женеве состоялся конгресс чтителей воскресных дней, на который собралось до 400 членов; на нем, между прочим, сказано было, что день этот имеет важное значение, как день покоя, милосердием Божиим назначенный человеческому роду для духовного преуспеяния. Тут были представители Франции, Англии, Германии, Австрии, Голландии, Бельгии, Италии, Испании, Америки и даже Румынии; всем им предложено было одним из ораторов собственным примером содействовать выполнению той великой истины, что освящение воскресного покоя есть охрана нравственности, семейной жизни и даже всего общества; это сокровище человечества, как выразился один из присутствовавших Граф Шефтебюри. Из представленных отчетов видно, что воскресный вопрос всюду делает значительные успехи. «Надобно, - сказал профессор Годе, - пробудить совесть Христиан в более широких размерах, и повсюду дать подобающее место заповеди Господней; каждый должен святить день седьмой и проч. » Вот как рассуждают иностранцы, а мы, именующиеся Православными Христианами, как почитаем праздники?

Редакция «Церковного вестника» говорит, что сообщила с намерением вызвать обсуждение воскресного вопроса и в нашем обществе, но, увы, это глас вопиющего в пустыни! Вот если бы предлагался вопрос о каких-либо увеселительных учреждениях, тогда иное дело; вопрос такой, без сомнения встретил бы живое сочувствие в среде нашей просвещенной публики.

Следовало б обратить внимание на воспитание нашей молодежи, внушать им потщательнее Закон Божий, который есть основание всего. Как бы не был изящно построен дом, но если он не имеет надлежащего основания (фундамента), то не прочен, что и видим.

Когда обсуждался Московским купечеством вопрос, чтоб в дни праздничные не производить торговлю и воспретить базары и театральные представления, и подано было о сем прошение Московскому Митрополиту Филарету, то он, препроводив его в Священный Синод, сделал такое заключение: «Перенесение торгов и базаров с воскресенья на будни и освобождения навечерия сих Святых дней от театральных зрелищ, есть одна из насущных потребностей нашего времени; это послужит благодатным и благотворным перевоспитанием народа, к улучшению его, как в нравственном, так и в хозяйственном отношении. Без этого никакие учреждения о распространении даже самой грамотности не принесут существенной пользы». Вот как светло мыслил Богомудрый Святитель!

Когда бывают в мире этом какие-либо празднества, то как все спешат насладиться ими, и если бы случилось в это время и очень нужные дела, все они отлагаются ради праздника.

Господь, Создатель и Спаситель наш учредил праздники духовные, несравненно высшие чувственных и мирских праздников, разослал всем нам приглашение Свое, Святое Евангелие, но как мало являющихся на праздник Божий! Отчего это? Разве у пригласившего угощения недостаточно? Но сего нельзя предположить, ибо Учредитель праздников этих очень богат и милостив; всего у Него много. Почему же мы не спешим на праздники Его?

Вот от чего не спешим мы на праздники эти: мы утратили, не только вкус к этой Божественной трапезе, но даже и самое желание ея потеряли, поработили мы себя чувственности, отдались в плен греху, нам то только приятно, что тешить чувственность нашу; прекрасные духовные наслаждения, преимущественно даруемые верующим в праздники Господни, стали чужды для нас; мы удержали одно лишь наименование Христиан, а дел христианских не стало в нас; вот почему не спешим мы на праздник Божий; не ждем его как дорогого угощения; нет для нас праздника, иныя цели, отдалились мы от Создателя своего и тесную заключили дружбу с исконным врагом нашим – всезлобным духом тьмы; на его праздники мы спешим, там нам весело, там и ночь обращаем мы в день, там мы без устали ликуем и веселимся. Вот на какие праздники всегда готовы мы, вот какие праздники приятны нам!

Отдалились мы от Света и возлюбили тьму. Оставили мы Источник воды живой и утоляем жажду свою в мутном болоте; слепота наша препятствует нам видеть это. Без сомнения, есть люди и благочестиво проводящие Святые праздники, но их не большинство, как сказано: «Не бойся малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам царство » (Лк., 12, 32).

Под праздники и в праздники любители разных увеселений и театров с особенным наслаждением предаются всему этому; дух злобы, невидимо действующий на грехолюбивые их души, влечет их в глубину зла, он возбуждает особенное желание греховных наслаждений в дни, посвященные Богу, дабы тем более сделать ответственными пред Богом бесчестящих дни Его, и скажет таковым Господь: «Праздников ваших ненавидит душа Моя » (Ис., 1, 14).

Праздник Господень, это надежный якорь, это тихая пристань, в которую, после бурного шестидневного плавания, входит и успокаивается утлая наша ладья, и укрепляется она там для нового плавания, для нового труда. Горе тем ладьям, которые, минуя эту пристань, спешат на пир нечестивый, на этот подводный камень, который в щепы разбивает их; там все гибнет, и душа гибнет, и тело гибнет.

Нет в мире существа несчастнее человека, отчуждившаго себя от Бога; жизнь его – мучение, совесть его никогда не бывает покойна, хотя она и усыплена бывает на время, но потом с новой силой терзает его. Вот какие горькие плоды приносит удаление от Бога и Его Святых учреждений, ибо кто любит Бога, тот, без сомнения, чтит и Святые Его праздники.

Евреи чтут субботу, магометане пятницу, а мы, Православные Христиане, что скажем о себе, как почитаем мы праздник Божий, День Воскресения Христова, День спасения нашего?

«Но Бог поругаем не бывает » (Гал., 17,7). Не видим ли мы тяготеющий над нами гнев Божий, бедствие всеобщее, не всюду ли только и слышно, что о разных несчастиях и бедствиях; случаи самоубийства в разных видах до того умножились, что на них уже не обращают внимания; постоянно слышатся жалобы на тесные обстоятельства, на разврат и распущенность, на губительные пожары, опустошающие города и села, на разбои, на неурожаи хлеба, на падеж скота и на многое иное; все беды как бы слились в одну и гнетут нас. Не есть ли это видимое наказание Божие, гнев Божий за нечестие наше, и если мы не вразумимся, не оставим путь, которым идем, то тяжелую будущность готовим себе, нечестивою своею жизнию мы утратили веру в Бога, суетное, земное возобладало нами, оставили мы праздники Божии, обесчестили Святыню Господню, и приемлем достойное наказание, и, если не вразумимся, не исправимся, то постигнет нас тягчайший гнев Божий, по слову Его: «Праздники ваши превращу в плач » (Апок., 8, 10). (Что и произошло с Россией в 1917 году – прим. «ПР»).

Сколько известно из разных исторических описаний, какие дела начинались в праздники, все они были несчастны, гибельны. Праздничные приобретения тоже, что древняя манна, которая алчными запасаема была в запрещенное время и покрывалась червями и смердела, и даже заражала манну, собранную в будничные дни. Так и все праздничные приобретения не только гибельны сами по себе, но даже вредят всему благосостоянию человека; без сомнения греховный смрад, происходящий от таких приобретений ощущается и ныне нарушителями праздников, ибо совесть – немолчная обличительница всех дел наших.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: