Политическая реклама как технология выборов




Манипулятивные технологии в политической сфере

Манипуляция массовым сознанием как одна из проблем современного общества.

Роль СМИ и политической рекламы в манипуляциях общественным сознанием.

Технологии «цветных революций» и алгоритм смены политического режима.

 

Административные технологии как манипуляционные технологии.

 

Манипуляция массовым сознанием — один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

 

Признаки манипуляции сознанием

Вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности.

Скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает один из ведущих специалистов по американским средствам массовой информации профессор Калифорнийского университета Г. Шиллер: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ. Они являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные. Особо тщательно скрывается главная цель — чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений.

Воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или её частями).

К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Манипуляция — это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.

 

Методы манипуляции

 

Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:

 

Использование внушения.

 

Перенос частного факта в сферу общего, в систему.

Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.

Метод под названием «нужны трупы».

Метод «страшилок».

Замалчивание одних фактов и выпячивание других.

Метод фрагментации.

Многократные повторы или «метод Геббельса».

Создание лжесобытий, мистификация.

Манипулятивная деятельность СМИ

 

Манипуляции общественным мнением наиболее распространены в нестабильной политической системе (примером могут служить манипулятивные технологии во время избирательной кампании на Украине более распространены в ход шли откровенные подтасовки голосов на избирательных участках, шантаж, грязный пиар и т.д.).

 

Современные манипуляторы умело используют закономерности массовой психологии. Так, один из широко распространённых и внешне безобидных манипуляционных приёмов, называемый «спираль умолчания», который часто используют СМИ, состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить массы в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции, в её победе. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своём мнении или изменять его. В результате «спираль умолчания» закручивается, обеспечивая победу манипуляторам. Манипулятивная деятельность СМИ делает выбор граждан в формальным актом, заранее запрограммированным специалистами по формированию массового сознания.

 

Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют свои манипуляции, является информация. А информацию можно, по мнению политологов:

- сфабриковать, выдавая её за подлинную;

- исказить путём неполной, односторонней её подачи;

- отредактировать, добавив различные домыслы;

- интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете;

- утаить важную информацию, какие-либо существенные детали;

- проявлять избирательное внимание к фактам в соответствии со своей позицией;

- сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию;

- приписать кому-либо заявлений, которых он никогда не делал;

- опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность;

- неточное цитирование, когда приводится часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста приобретает другой, подчас противоположный смысл.

 

Манипуляции сознанием избирателей с развитием СМИ сегодня превратились в «индустрию», т.е. поставлены на серьёзную технологическую, научную и финансовую базу. Избиратели зачастую становятся объектом целенаправленного воздействия с целью достижения определённых целей той или иной группой влияния. Особая роль в этом процессе принадлежит телевидению. К примеру, в телепередаче, для того чтобы показать неугодного кому-то политика в невыгодном для него свете, а значить, вызвать отталкивающее чувство, используют непривлекательные ракурсы или делают специальный монтаж заснятых кадров. Для скрытого внушения массам определённых политических идей на ТВ нередко организуют шумные развлекательные шоу и т.д. Многие события общественной жизни комментируются через призму предстоящих выборов, с точки зрения их возможного влияния на настроение избирателей. Такой ажиотаж вокруг выборов является питательной средой для различного рода манипуляций. Важным инструментом предвыборной борьбы считаются опросы общественного мнения и рейтинги политиков.

 

Использование СМИ в целях политического манипулирования представляет наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства. Идет скрытое управление политическим сознанием и поведением «психологической толпы» с целью принудить её действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане.

 

Таким образом, СМИ не только отражают политическую реальность, но и участвуют в её формировании и даже в создании новой реальности. Методов манипуляции сознанием, используемых в СМИ, немало. Известный политик и журналист С.Г. Кара-Мурза выделяет следующие методы: использование внушения; перенос частного факта в сферу общего, в систему; использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации; метод «страшилок»; замалчивание одних и фактов и выпячивание других; создание лжесобытий, мистификация.

 

Политическая реклама как технология выборов

 

Политическая реклама в избирательной кампании строится на принципе маркетингового подхода к информации. Существуют рекламные технологии, манипулирующие сознанием человека. Прием манипулирования общественным сознанием, используемый в политической рекламе, называется пиар («паблик рилейшнз»-связи с общественностью).

 

Технологии политической рекламы разнообразны. Так, реклама должна постоянно присутствовать во всех массовых информационных полях; она должна создавать иллюзию осознанного выбора граждан.

 

Одной из основных функций политической рекламы является ее информативная функция, поскольку одна из её задач - ознакомление аудитории с политической акцией, кандидатом, партией, их взглядами, предложениями, преимуществами. Кроме того, существует коммуникативная функция политической рекламы: она устанавливает контакт между носителями власти или претендентами на места во властных структурах и населением, используя доступную для восприятия знаковую систему; она является своего рода проводником идей, ретранслятором образов, символов, мифов.

 

Технологии политической рекламы сегодня строятся по законам шоу-бизнеса. Преобладает зрелищность, известность призвана быть на руку кандидату. Создается образ запоминающийся, яркий.

 

Политическая реклама функционирует не только в период избирательных кампаний, но и в промежутках между ними. Она служит, например, подспорьем для привлечения той или иной партией сторонников, ознакомления широких масс с идеей или принципами новой партии, для побуждения людей к участию в какой-либо политической акции.

 

Основная задача политической рекламы заключается в создании взаимосвязи между запросами избирателей и предложениями избираемых.

 

Политическая реклама как деятельность, формирующая общественные умонастроения, с психологической точки зрения, сводится к процессам выработки установок.

 

В ряду факторов, влияющих на политический выбор, важное место занимают идеологические установки и политическая культура. Любого политического лидера избиратель, прежде всего, сопоставляет с тем набором идеологических ценностей, который присущ ему самому.

 

Применение технологий «промывания мозгов», манипуляции сознанием с помощью СМИ вызывает довольно острую критику. Однако при всей справедливости критики, направленной в адрес СМИ, рекламы, они остаются мощнейшим каналом политической коммуникации, замены которому пока нет. Единственная управа на них -- это осуществлять правовой контроль, рассматривать действия таких политтехнологов с точки зрения Закона о выборах, Закона о печати, Закона о рекламе, нормативно-правовых актов. Исследователи выделяют четыре типа контроля над СМИ: легальный, нормативный, структурный и экономический. Для современной России характерно преимущественное использование экономических рычагов воздействия на СМИ. А поскольку СМИ пользуются богатым манипулятивным арсеналом: преднамеренное искажение реального положения вещей путём замалчивания одних фактов и выпячивания других, публикация ложных сообщений, пробуждение у аудитории негативных эмоций с помощью визуальных средств или словесных образов, контроль над работой СМИ в России накануне выборов должен быть в достаточной мере жестким.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: