Парадигма полит. поля стала ещё одним достижением в развитии полит. социологии. А. де Токвиль в сер. XIX в., утверждал, что новому миру необходимы новые полит. знания. Соц. изменения 2-й пол. XX в. потребовали от социологии создания новых подходов в их интерпретации. Рост рыночных тенденций в политике стало общемировым явлением. В зап. теоретич. социологии сложилась традиция анализа политики в логике спроса и предложения.
В св. время еще представители Франкфуртской школы в нач. 60-х г. XX в. обр. внимание на феномен развития в зап. об-ве культурной индустрии в кач. результата демократизации культуры и коммуникации. Ю. Хабермасом была представлена концепция, описывающая активность участников избирательного процесса как разновидности деятельности по продаже товаров и услуг. Позже в работах фр. социолога П. Бурдье представил оригинальную концепцию поля политики, в осн. которой положен маркетинговый принцип.
Теория поля П. Бурдье в опр. смысле продолжает традиции П. Сорокина, касающиеся, проведения различий между физическим и социальным пространством.
П. Бурдье представляет социальное пространство как многомерного и открытого ансамбля относительно автономных полей (эк., культурного, полит., социального) борьбы социальных агентов за доминирующие позиции. П. Бурдье считал сущ. недостатком марксизма сведение социального мира к одному лишь эк. полю и игнорирование позиций, кот. занимают социальные агенты в разных полях. Вместе с тем он признавал, что в ансамбле полей есть своя иерархия и в ней эк. поле занимает особую позицию. Оно стремится навязать свою структуру другим полям.
Агенты и гр. агентов определяются по их относительным позициям в соц. пространстве. Социальные позиции агентов зависят от:
- общей величины капитала, которыми они обладают,
- сочетания капиталов в различных полях.
Капитал дает шанс агентам в данный момент вр. установить власть над полем, над механизмами воспроизводства благ и порядком их распределения.
Поле политики явл. одним из осн. полей борьбы за власть, имеющим свои характерные особенности. П. Бурдье представляет его как рынок, в кот. осущ. производство, спрос и предложение особого товара – полит. партий, программ, мнений, доминирующих и доминируемых позиций.
«Политическое поле, понимаемое одновременно как поле сил и поле борьбы, направленной на изменение соотношения этих сил, которое определяет структуру поля в каждый данный момент, не есть государство в государстве: влияние на поле внешней необходимости дает о себе знать посредством той связи, которую доверители, в силу своей дифференцированной отдаленности от средств политического производства, поддерживают со своими доверенными лицами, а также посредством связи, которую эти последние в силу их диспозиций поддерживают со своими организациями. По причине неравного распределения средств производства того или иного в явном виде сформулированного представления о социальном мире, политическая жизнь может быть описана в логике спроса и предложения: политическое поле – это место, где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, рождается политическая продукция, проблемы, программы, анализы, комментарии, концепции, события, из которых и должны выбирать обычные граждане, низведенные до положения «потребителей» и тем более рискующие попасть впросак, чем более удалены они от места производства» - П. Бурдье.
Согласно П. Бурдье, исследование поля политики должно вкл. рассмотрение усл. доступа к полит. практике и ее осуществлению. Поле политики оформляется различиями активных х-ик агентов, кот. придают их обладателям власть в поле (способность действовать эффективно) и явл., собственно, видами власти в этом поле. Каждая полит. позиция описывается специфич. сочетаниями этих х-ик, определена отношениями с др. позициями. Всё в поле политики –позиции, агенты, институты, программные заявления, комментарии, манифестации и т. д. – может быть понято искл. через соотнесение, сравнение и противопоставление, через анализ борьбы за переопределение правил внутреннего деления поля.
Делая вывод, можно констатировать, что развитие полит. социологии прошло несколько Т, в каждом из кот. доминировали те или иные парадигмы. Общ. тенденцией развития полит. социологии, как и общей социологии, явл. переход от методологического монизма к умеренному плюрализму.
На совр. этапе полит. соц. – это достаточно дифференцированная обл. знаний, вкл. в себя разл. парадигмы анализа и восприятия полит. действительности, что позволяет говорить о мультипарадигмальном периоде ее развития. Существование опр. множества научных парадигм отражает объективный процесс повышения ур. сложности происходящих полит. процессов и явл., научное объяснение кот. сегодня, по всей видимости, очень сложно дать исходя из какой-либо одной теории. Поэтому знание разл. теорий и методов исследования политики явл. необходимым усл. получения проф. образования, тестом на принадлежность к проф. сообществу.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Эволюция основных идей западной политической социологии.
2. Современные проблемы отечественной политической социологии.
Темы рефератов:
1. Структурный функционализм в политической социологии.
2. Исторический материализм (марксистская парадигма) в политической социологии.
3. Критическая теория общества (неомарксистская парадигма) в политической социологии.
4. Теория социального обмена в политической социологии.
5. Теория рационального выбора в политической социологии.
Темы презентаций:
1. Символический интеракционизм в политической социологии.
2. Феноменологическая социология в политической социологии.
3. Социальный акционализм в политической социологии.