Раздел 1. Фольклор в чтении детей.




1) Общие представления о фольклоре.

Фольклор – это один из видов народного творчества, выражающийся в виде сказок, музыкальных произведений, былин, заговоров, плачей и причитаний, обрядовых и необрядовых песен, исторических песен, городских романсов, частушек, анекдотов. Характерной особенностью некоторых из видов фольклора является отсутствие автора как такового. Он формируется путем передачи определенных знаний из поколения в поколение и в конечном счете может представлять собой как оконченное творческое (устное, музыкальное) произведение, так и его задатки. Характерным признаком фольклора и его определяющей чертой является коллективность творчества Фольклор – это все то, что создано народом.

Существует три основных вида фольклора.

Лирические произведения. К ним относят частушки и различные песни (например, любовные и семейные песни).

Драматические произведения. Под данным видом фольклора подразумевают такие произведения, которые есть в литературе. К ним относят сказки и разного рода легенды.

Эпические произведения. Для такого вида жанра характерно наличие повествования от лица автора. Они могут быть самыми разными по объёму. Например, существуют как крупные эпические произведения (сказы, былины и т.д.), так и небольшие (пословицы и поговорки).

Поэтому можно выделить основные жанры фольклора – пословицы, поговорки, песни, загадки, потешки, танец, былина, сказки.

Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2019/01/29/folklor-i-ego-vospitatelnoe-znachenie#:~:text=Фольклор%20–%20это%20совокупность%20текстов,все%20то%2C%20что%20создано%20народом

3. Библия как культурно-художественный памятник. Христианские притчи в чтении детей.

Переведена на 1800 языков мира. Всего в Библии 77 отдельных рассказов-книг. Большую часть занимает Ветхий Завет (50 книг, написанных на древнееврейском). Первые его 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие (Пятикнижие Моисея). Новый Завет (написан на древнегреческом) состоит из 4-х Евангелий (благая весть), своеобразных вариантов «земной биографии» Христа, Деяний апостолов - исторической книги, в которой описываются дела апостолов (учеников Христа) после его смерти; Посланий апостолов, отражающих борьбу за утверждение христианства в Римской империи. Отдельно стоит Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис, где «предсказывается» конец света. Библия является литературным памятником, легшим в основу всей нашей письменной словесной культуры. Образы и сюжеты Библии вдохновляли не одно поколение писателей и поэтов. В Библии мы находим начала многих литературных жанров. Множество сюжетов легло в основу рассказов, повестей, романов, писателей разных времен и народов. Многие библейские слова и выражения стали пословицами и поговорками, обогатили нашу речь.

Примеры притчей для чтения детям: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/08/27/pritchi-dlya-detey

https://studbooks.net/737123/literatura/drevnerusskaya_literatura_detskom_chtenii

4. Малые фольклорные жанры в чтении детей. Функции и художественные черты загадок, считалок и перевертышей. Своеобразие построения и функции пословиц, поговорок и скороговорок.

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Считалка - рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. В.П. Аникин выделял две главные особенности считалок: в основе большинства считалок лежит счет; считалки поражают нагромождением бессмысленных слов. Г.С. Виноградов выделил три группы считалок: 1.считалки - числовки, содержащие счетные слова; 2.заумные считалки, состоящие целиком или частично из зауми;3) считалки - заменки, не содержащие в себе ни счетных, ни заумных слов.

Загадки - иносказательное изображение какого - либо предмета или явления, замысловатое описание которого надо разгадать. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Она основана на сходстве и отрицании сходства между предметами.

Существует немало детских стишков, которые являются продуктами игры, но эти стишки-перевертыши и сами по себе есть игра.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера.

Сегодня логопеды специально составляют скороговорки для детей из трудно произносимых последовательностей букв и слов, быстрое произношение которых вслух устраняет большинство дефектов речи. Не менее актуальны скороговорки для взрослых, которым по долгу службы необходимо четкое произношение: ораторов, дикторов, руководителей, артистов и певцов. Любой человек, желающий красиво говорить и быть услышанным, может обратиться к древней «скороговорной» науке.

 

!https://studfile.net/preview/9522615/page:6/!

5. Сказки о животных. Происхождение вымысла, художественная специфика. Анализ 2-3 сказок.

Сказка о животных (животный эпос) — это совокупность (конгломерат) разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

6. Волшебная сказка. Исторические корни, выражение народной этики, художественные особенности. Анализ 2-3 сказок.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются). Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. Роли персонажей (антагониста (вредителя), дарителя, помощника, царевны или её отца, отправителя, героя, ложного героя).

7. Социально-бытовая сказка. Тематические подгруппы, своеобразие конфликтов, героев, языка. Анализ 2-3 сказок.

Социально-бытовые сказки показывают довольно острые противоречия общества. Сказки зло смеются над помещиками и попами.

Позавидовал барин кузнецу, решил завести сам кузницу, чтобы быстро разбогатеть, и стал кузнечить. Но ничего не вышло из этого; не умел барин трудиться! И избил его мужик, заказавший шины для телеги («Барин и кузнец»). В другой сказке плотник мстит барину за то, что тот побил его ни за что, ни про что («Барин и плотник»). В сказках высмеивается не только барин, но и его близкие, чаще всего барыня. Сколько издевки над барами звучит, например, в сказке «Свинья-сестра»! Барыня решила посмеяться над мужиком и по его просьбе отправила на свадьбу свинью, которая, по словам хитрого мужика, была сестрой его жены. Она нарядила ее в дорогую шубу, посадила в повозку да в придачу отдала мужику еще и поросят. Но даже не это самое удивительное в сказке! Барин, узнав об обмане, бросается на коне в погоню за мужиком и, тоже одураченный, пешком возвращается домой. Сказка заканчивается так: «А мужик пришел домой с тремя лошадьми, и рублей сто у него в кармане! Стал он помаленьку жить да поживать, землю обрабатывать, поле засевать да обильный урожай получать. Нужды с тех пор больше и не видывал». Сказка не представляет своего героя вне трудовой деятельности.

Так же, как и помещиков, сказки высмеивают попов. В них сатирически изображены все служители церкви. Бичующий смех обрушивается на глупых, жадных, продажных, грубых, необразованных попов (сказки «Церковная служба», «Безграмотная, деревня», «Поп и дьякон», «Отец Пахом», «Похороны козла» и др). Нередко сказки заканчиваются изображением гибели попа от рук работника, мужика или Ивана-дурака. Осмеянию в социально-бытовых сказках, как в «Сказке о Ерше Ершовиче», «Вороне», подверглось судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность, несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки («Шемякин суд»), отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его недалекий, но богатый брат («Семилетка»), и т. д. Во всем этом сказывался оптимизм народа, его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются зло и остро (например, в сказках «Горшеня», «Елевы шишки»), царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке «Царь и портной» царь показан уже таким же, как и его приближенные: презирающим простого человека, глуповатым и смешным». Народ видел недостатки и в собственной жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они бичуют прежде всего глупых людей, непрактичных и пустых мечтателей, упрямство и скупость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: