Социометрическая методика изучения детских межличностных отношений «Два домика» Т.Д. Марцинковской




Диагностический инструментарий

выявления уровня социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

№ п.п. Критерии Показатели Методика
1. Межличностные отношения в группе Социальный статус ребёнка Т.А. Репина «Секрет»
2. Сотрудничество Умение взаимодействовать с окружающими Г.А. Цукерман «Рукавички»
3. Самооценка Умение оценивать себя, свои поступки, действия В. Щюр «Лесенка»
4. Произвольность Умение управлять своим поведением Н. Гуткина «Домик»
5. Самоконтроль Умение следовать образцу взрослого, умение понимать и следовать инструкции взрослого Д.Б. Эльконин «Графический диктант»

Для выявления уровня социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста можно применить следующие диагностические материалы:

- Тест на изучение коммуникативных умений детей 4-7 лет «Рукавичка» Г.А. Цукерман (Приложение 1);

- Социометрическая методика исследования детских межличностых отношений «Два домика» Т.Д. Марцинковской (Приложение 2);

- Наблюдения и оценка детей по уровням социально-коммуникативного развития Л.С. Вакуленко и ее соавторов в соответствии с ФГОС ДО (Приложение 3). Уровень социально-коммуникативного развития детей определяется по следующим критериям:

1. Ребенок описывает себя, свою семью и культурную группу.

2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим.

3. Выражает эмоции приемлемым способом.

4. Проявляет эмпатию к другим людям.

5. Самоконтроль и взаимодействие.

6. Понимает и уважает различия между людьми.

7. Морально-нравственные установки.

8. Самообслуживание.

9. Отношение к труду.

10. Знает и соблюдает элементарные правила безопасного поведения.

Каждый критерий определялся уровнем показателей (баллы):

1 – начальная стадия,

2 – в развитии,

3 – при умеренной поддержке,

4 – самостоятельно,

5 – устойчиво.

Подсчет результатов опирается на среднее значение. Далее определяется уровень развития ребенка:

более 3,8 – высокий уровень развития,

от 2,3 до 3,7 – средний уровень,

менее 2,2 – низкий уровень развития.

 

Приложение 1

Тест на изучение коммуникативных умений детей 4 - 7 лет

«Рукавички» Г.А. Цукерман

Назначение теста Изучение коммуникативных умений детей. Процедура тестирования Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей. Исследование проводится с детьми 4–7 лет. I. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей. II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно. Оценка результатов теста Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:
  • умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
  • как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • как относятся к результату деятельности, своему и партнера;
  • осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;
  • умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).
Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых.Делаются выводы об уровне сформированности коммуникативных умений у детей.  

Приложение 2

Социометрическая методика изучения детских межличностных отношений «Два домика» Т.Д. Марцинковской

Цель: диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог индивидуально беседует с каждым из детей. Затем записывает, кто, где поселится, спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования.

Условные обозначения для социоматрицы:

«+» – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

«-» – отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса. Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов/ количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

· “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

· “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).

· “Пренебрегаемые” или «оттесненные» – дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

· “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

· “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

· высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

· средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

· низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

КСГ = (общая сумма взаимных выборов/общее число возможных выборов)*100%

Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

 

Приложение 3

Диагностическая карта оценки развития детей по социально-коммуникативному направлению

 

Критерии развития Этапы наблюдений
Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
сент. май сент. май сент. май
Социально-коммуникативное развитие
1.Описывает себя, свою семью и культурную группу.            
2.Демонстрирует положительное отношение к себе и другим.            
3. Выражает эмоции приемлемым способом.              
4. Проявляет эмпатию к другим людям.              
5. Самоконтроль и взаимодействие.              
6. Понимает и уважает различия между людьми.              
7.Морально-нравственные установки.            
8.Самообслуживание.              
9. Отношение к труду.              
10. Знает и соблюдает элементарные правила безопасного поведения.            
Всего (среднее значение):            

 

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, основывающаяся на концепции Л.С. Выготского о зонах «ближайшего» и «актуального» развития:

1 – начальная стадия. Данное качество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по данному параметру отсутствуют.

2 – в развитии. Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взрослого. Знания по данному параметру не устойчивые.

3 – при умеренной поддержке. Данное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.

4 – самостоятельно. Данное качество или умение ребенок проявляет часто, самостоятельно, но требуется напоминание взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда проявляются на практике.

5 – устойчиво. Данное качество или умение ребенок проявляет всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в своих знаниях и применяет их на практике.

Подсчет результатов опирается на среднее значение, которое в таблице обозначается «Всего».

Нормативными вариантами развития можно считать среднее значение по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития:

· больше 3,8 (высокий уровень развития);

· в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального характера (средний уровень развития);

· средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту (низкий уровень развития).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: