Проблемная лекция как один из видов изложения учебного материала




Лекция – это один из словесных методов организации познавательной деятельности обучающихся. Она представляет собой монологический метод изложения учебного материала большой емкости, достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и обобщений. Лекция рассчитана на все занятие, а изложение материала происходит по заранее составленным конспектам. Лекция – один из самых первых методов обучения, который применялся еще в древности. Проверка усвоения студентами пройденного материала происходит на практическом занятии [30, c. 79].

Выделяют различные виды лекций, такие как:

− традиционная лекция;

− проблемная лекция;

− лекция-дискуссия;

− конспект-лекция;

− лекция-консультация,

− лекция с обратной связью и другие.

Рассмотрим подробнее проблемную лекцию как один из видов лекционного изложения материала преподавателем.

Информативная лекция подразумевает под собой передачу готовой информации от педагога к обучающимся, а в проблемной лекции студенты проявляют творческую инициативу в поиске решения проблемной ситуации.

Задача преподавателя профессионального обучения заключается:

− в необходимости прогнозировать проблемную стратегию получения знаний;

− в обеспечении участия обучающихся в анализе возникшего противоречия;

− в привлечении их к решению проблемных ситуаций;

− в помощи поиска оригинальных путей их решения;

− в анализе полученной новой информации в свете известных теорий;

− в выдвижении гипотез и использовании различных методов для их решения.

В ходе поиска решения на проблемной лекции привлечение обучающихся к активной творческой деятельности осуществляется педагогом при помощи создания проблемных ситуаций. Проблемная ситуация подразумевает под собой овладение группой студентов способами поиска и применения новых знаний и компетенций.

В проблемном вопросе или в конкретной проблемной ситуации всегда должны быть противоречия, такие как:

− противоречие между теоретически возможным способом решения задачи и его практической нецелесообразностью;

− противоречия между отсутствием методов анализа и обработки действительно существующих фактов;

− противоречие между научными фактами и обыденными представлениями обучающихся.

Проблемная лекция требует постановки вопроса, для которого в ходе изложения учебного материала необходимо найти решение. Однако при проблемной лекции у проблемного вопроса нет готового решения, в отличие от непроблемного.

В профессиональном обучении учеными-педагогами используются следующие варианты проблемного обучения:

− Проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции или диалогическом режиме семинара;

− Проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выдвигает проблемные задачи и сам их решает, при этом обучающиеся частично привлекаются к поиску решения;

− Частично-поисковая деятельность обучающихся в процессе выполнения эксперимента, лабораторных работ, проблемных семинаров и т.п. Преподаватель заранее определяет проблему, решение которой опирается на ту базу знаний, которую должны иметь обучающиеся. Поставленные преподавателем вопросы должны вызывать интеллектуальные трудности у обучающихся и потребовать целенаправленный мыслительный поиск [30, c. 80].

Во время лекции педагогом используются средства общения, обеспечивающие более эффективную передачу знаний и личностных ориентиров от педагога к обучающимся, поскольку педагог как профессионал является примером для студентов. Благодаря этому легче достичь требуемых результатов обучения.

Для создания проблемной ситуации педагогами предлагаются следующие приемы:

− прямая постановка проблемы;

− проблемное задание в виде вопроса;

− сообщение информации, содержащей противоречие;

− сообщение противоположных мнений по любому вопросу;

− обращение внимания на то или иное жизненное явление, которое нужно объяснить;

− сообщение фактов, вызывающих недоумение;

− сопоставление жизненных представлений с научными;

− постановка вопроса, на который должен ответить обучающийся, прослушав часть лекции, и сделать выводы.

Любая проблемная ситуация требует наличия двух компонентов, таких как объект познания, т.е. материал лекции, и субъект познания – обучающийся. Таким образом, познавательная деятельность представляет собой взаимодействие данных компонентов для усвоения нового знания [31, c. 34].

Построение лекции предусматривает появление вопроса в сознании обучающегося.Учеными-педагогами выделяются следующие этапы познавательной деятельности студентов в процессе решения проблемного вопроса: осознание проблемы обучающимся; выдвижение предложений по решению поставленной преподавателем проблемы; обсуждение и поиск студентами совместно с педагогом вариантов решения проблемы; проверка решения и формулирование окончательного ответа. Особой ценностью в проблемной лекции является сходство логики учебного познания с логикой научного познания. Тем не менее, эффективность постановки проблемной ситуации снижается в больших аудиториях, в которых присутствует более 60 студентов, а также во многом зависит от уровня подготовки обучающихся и самого преподавателя к данному виду работы. Для проведения подобных лекций требуется тщательная подготовка педагога, что значительно повышает эффективность усвоения учебного материала студентами, а также позволяет оптимизировать разрешение данной проблемной ситуации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: