Автор: Кузнецова И.Л., методист




МАУДО «Киришский Дворец творчества имени Л.Н. Маклаковой»

Семинар для педагогов

«Обеспечение доступности дополнительного образования

Для детей с ОВЗ»

Автор: Кузнецова И.Л., методист

 

К сожалению, число детей с серьезными проблемами в области здоровья неуклонно растет. Ещё в 80-х годах прошлого века Всемирная организация здравохранения ввела в оборот понятие «Ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ), под которым понимается любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объёме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.

Таким образом, человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Имея какие-либо физические, психические или сенсорные дефекты, такой человек не может исполнять те или иные функции и обязанности. У него снижается самооценка, повышается тревожность и неуверенность в своих силах, часто он стремится к изоляции.

Существует педагогическая классификация нарушений здоровья. При их описании подобных детей подразделяют на следующие категории:

ü Дети с нарушениями слуха (поздно оглохшие, слабо слышащие, глухие);

ü Дети с нарушениями зрения (слабовидящие, слепые);

ü Дети с нарушениями речи (разные степени логопатии);

ü Дети с нарушениями интеллекта (умственная отсталость);

ü Дети с задержкой психо-речевого развития;

ü Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

ü Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (нарушения поведения и общения);

ü Дети с комплексными нарушениями (сложные дефекты: слепоглухонемые).

Все данные состояния бывают хроническими или временными, частичными или общими.

Обучающиеся с ОВЗ – это физические лица, имеющие недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования учащимися с ОВЗ и детьми-инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя

ü Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

ü Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

ü Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

ü Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь;

ü Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

ü Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

ü Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ОВЗ и детьми-инвалидами.

В связи с этим, одной из приоритетных задач системы образования становится обеспечение доступности качественного дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Успешное решение этих задач призвано способствовать социальной защищенности таких детей, повышению их социального статуса, становлению гражданственности и способности принимать активное участие в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы.

Дополнительное образование для детей с ОВЗ и детей-инвалидов создает условия для вариативного вхождения их в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути.

В образовательной практике существуют разные подходы к обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

ü Дифференцированное обучение (создание коррекционных учреждений разных видов);

ü Интегрированное обучение (создание коррекционных классов, групп);

ü Инклюзивное обучение (совместное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов с детьми, не имеющими ограничений здоровья);

ü Индивидуальное обучение (ребёнок занимается один на один с преподавателем);

ü Дистанционное обучение (взаимодействие ребёнка с преподавателем осуществляется на расстоянии посредством информационных технологий).

При любом подходе основополагающее значение имеют условия организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включающие в себя:

ü Формирование адаптивной среды (уважение потребностей и мнения каждого ребёнка; заполненность привлекательными ресурсами, обладающими развивающим потенциалом; пространственная динамичность);

ü Создание материально-технических условий (бытовой аспект, техническая оснащённость);

ü Ведение информационно-просветительской, разъяснительной работы;

ü Подготовку педагогического коллектива;

ü Комплексное психолого-педагогическое сопровождение;

ü Разработку адаптированных образовательных программ (для лиц с ОВЗ, учитывающих особенности их психофизического развития и, при необходимости, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию).

ü Реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ (обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях…).

Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ имеет своей целью обеспечение оптимального развития ребёнка и успешной интеграции его в социум. Представляет собой

ü Выдачу заключения территориальной ПМПК о состоянии здоровья ребёнка, его диагнозе и оптимальных условиях обучения;

ü Определение особенностей организации образовательного процесса для ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности и составлению на основании вышеизложенного индивидуальной программы реабилитации;

ü Изучение документов и материалов по рассматриваемому вопросу учреждением дополнительного образования;

ü Работу с родителями (выявление социального запроса, написание заявления на обучение в учреждении образования);

ü Анализ ресурсов учреждения по созданию специальных условий (кадровое обеспечение, доступная среда);

ü Консультации специалистов (психологов, логопедов) для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;

ü Разработку адаптированной образовательной программы в соответствии с рекомендациями ПМПК;

ü Обучение по адаптированной программе.

В настоящее время в нашей стране активно формируется нормативно-правовая база, которая может служить основанием для развития образовательной среды нового типа, ориентированной на предоставление равноправного доступа всех членов общества к образованию. На сегодняшний день она представлена следующими документами:

ü Указом Президента от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки к 2020 году»;

ü Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ü Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. № 1726-р.

ü Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

ü Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

ü Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

ü Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";

ü Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";

ü Региональным проектом «Успех каждого ребёнка» (Ленинградская область), утверждённым организационным штабом по проектному управлению в Ленинградской области (протокол от 11 декабря 2018 года № 10).

Помимо федеральной и региональной нормативных баз, фиксирующих права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов внутри образовательных организаций.

В качестве наиболее важного из них следует рассматривать договор с родителями ребенка с ОВЗ, в котором будут зафиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе получения образования.

В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» образовательным организациям рекомендовано разработать Положение об организации работы в учреждении с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. В нашем учреждении особенности работы с подобными детьми отражены в Положении об организации образовательной деятельности.

Нормативным документом, определяющим содержание образования и технологии его передачи, является адаптированная дополнительная общеобразовательная программа.

Адаптированная дополнительная образовательная программа может разрабатываться на основе дополнительной образовательной программы для нормативно развивающихся детей с учётом включения в образовательный процесс детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создаваться специально для определённой категории детей с ОВЗ, объединённых в одну группу (творческое объединение), а также разрабатываться с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка с ОВЗ или инвалидностью.

В нашем учреждении практикуется реализация адаптированных дополнительных образовательных программ при работе с группами детей с ОВЗ и индивидуальные образовательные маршруты для детей, занимающихся индивидуально либо посредством инклюзивного обучения.

Индивидуальный образовательный маршрут – это персонифицированная образовательная программа, разработанная на определённый период времени.

Структура адаптированной дополнительной образовательной программы подобна структуре традиционной дополнительной образовательной программы. Но само содержание её имеет некоторые особенности.

В пояснительной записке необходимо раскрыть актуальность дополнительной образовательной программы, доказать целесообразность освоения ребенком/группой детей предлагаемого содержания образования, исходя из возрастных и психофизиологических особенностей с учётом имеющихся у ребёнка/группы детей нарушений. В данном разделе пояснительной записки излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребёнка/группы детей с ОВЗ с перечнем сформированных у него/них умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. Актуальность – это ответ на вопрос, зачем ребенку с ОВЗ в современных условиях нужна конкретная программа.

В части педагогической целесообразности нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках реализации программы применительно к обучающимся с ОВЗ конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранными формами, методами и средствами образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

В этом же разделе можно описать используемые образовательные технологии. Целесообразно использовать

ü Здоровьесберегающие технологии, позволяющие организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ребёнок усваивал содержание образовательной программы без излишнего физического и психического напряжения;

ü Игровые технологии: дидактические, воспитывающие и социализирующие;

ü Технологии проблемного обучения;

ü Компьютерные и информационные;

ü Проектная деятельность;

ü Обучение в сотрудничестве;

ü Личностно-ориентированное обучение;

ü Групповое взаимодействие;

ü Технологии коллективной творческой деятельности.

При определении цели адаптированной дополнительной образовательной программы следует отдавать предпочтение развитию коммуникативной, организационной, информационной компетентности учащихся и их социализации.

При разработке образовательных программ для детей с ОВЗ возможны следующие варианты формулирования задач:

ü Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

ü Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение в успешную деятельность;

ü Повышение деятельностной мотивации детей с ОВЗ на основе личностной заинтересованности;

ü Охрана и укрепление физического и психического здоровья;

ü Социально-трудовая адаптация учащихся с ОВЗ.

Учебно-тематический план, содержание изучаемого курса и планируемые результаты и способы их проверки должны быть адаптированы для освоения детьми с ОВЗ.

При составлении списка литературы следует сделать его в нескольких частях:

ü Литература, использованная педагогом при написании образовательной программы;

ü Литература, рекомендованная педагогам для освоения данного вида деятельности;

ü Литература, рекомендованная учащимся;

ü Литература, рекомендованная родителям.

ü Список интернет-ресурсов.

Хочется особо остановиться на таком аспекте, как тактика педагога при работе с родителями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ. Здесь следует обращать внимание на несколько моментов.

ü Необходимо стремиться к установлению доверительных отношений с родителями, выражать им свое понимание, сочувствие и желание помочь.

ü При необходимости пытаться скорректировать понимание родителями проблем своего ребёнка (переводить родительское восприятие проблем ребёнка с эмоционального уровня на рациональный).

ü Помогать родителям осваивать практические знания и умения, необходимые при воспитании и обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

ü Активно вовлекать семью в работу образовательного учреждения;

ü Организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением.

ü Обучить родителей доступным им приемам и методам оказания помощи своему ребенку.

Педагог, работающий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, для успешной реализации поставленных перед ним задач должен иметь определённые профессионально-личностные качества:

ü Быть милосердным;

ü Иметь склонность к эмпатии (осознанно сопереживать эмоциональному состоянию других людей, быть способным распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание);

ü Быть толерантным (относиться с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека);

ü Излучать педагогический оптимизм;

ü Обладать высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции.

 

Спасибо за внимание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: