2.В пределах одной позиции пальцы следуют по порядку. Исключение – мелодический cis, fis, где в правой руке на вершине за 1ым следует 3ий для возможности осуществления поворота.
Также необходимо знать, что гаммы от белых клавиш идут по формуле 3+4 (4+3), исключение Фа мажор и фа минор для правой руки, Си мажор и си минор для левой руки, где порядок обратный.
Гаммы от чёрных клавиш вверх идут по принципу: для правой руки – первая белая клавиша после чёрных берётся 1ым пальцем, для левой руки – последняя белая клавиша после чёрной берётся 1ым пальцем.
Аккорды и арпеджио можно вводить с конца первого года обучения. Пока рука не сформировалась аккорды играют из трёх звуков, чуть позже переходя к четырёхзвучным.
Арпеджио играют сначала короткие, а когда рука чуть подрастёт начинают играть длинные.
Существует рекомендация учить аккорды и короткие арпеджио в трёхдольном размере, длинные же арпеджио в четырёхдольном.
Аккорды.
Начинающие пианисты учат аккорды по три звука, постепенно переходя к четырём.
В игре аккордов выделяется три фазы: взятие, снятие и перенос.
Во взятии необходимо чёткое, одновременное нажатие всех звуков с возможностью выделения любого, что требует внимания и отработки.
В момент снятия необходимо научиться освобождать руку.
Перенос к следующему обращению должен быть плавным, точным и расчетливым. Переносы можно учить через октаву, в качестве упражнения.
При взятии каждого аккорда необходимо улавливать ощущение опоры в инструмент в сочетании с активными кончиками пальцев. В этом процессе участвует весь «рычаг» пианиста – мышцы локтя, плеча, спины.
Короткие арпеджио
При исполнении коротких арпеджио необходимо добиваться ровности звучания. Изначально лучше учить, опираясь на высоко стоящий первый палец; можно использовать и боковой замах кистью. В дальнейшем необходимо учиться играть арпеджио ровно, без дополнительных опор.
Для укрепления пальцев полезно учить короткие и ломаные арпеджио с переносами опор на разные пальцы, это хорошо укрепляет аппарат.
Аппликатурные правила коротких арпеджио и аккордов:
- в секстаккорде всегда 4 палец;
- в трезвучии для левой и квартсекстаккорде для правой – четвёртый берётся там, где образуется малая терция (исключения для левой руки в трезвучиях тональностей До, Соль, Фа; для правой руки – в квартсекстаккордах тональностей ля, ми, ре - 4 палец);
- в кварте до и после пятого всегда третий.
Длинные арпеджио
Основная проблема при игре длинных арпеджио – это гибкость и ловкость в подкладывании первого пальца. Помочь может небольшое отведение запястья в сторону подкладывания.
Аппликатурные правила длинных арпеджио:
- при игре от белых клавиш сохраняется аппликатура коротких арпеджио;
- при игре вверх от чёрных клавиш в правой руке 1ый палец берётся на первой белой клавише, в левой руке 1ый палец берётся на последней белой клавише.
Аппликатура хроматической гаммы, помимо традиционной, существует в совершенно различных вариантах.
Различные варианты при работе над гаммами
Достигнув достаточной ровности и беглости, а так же автоматизации движений, учащийся подходит к новому - художественному – этапу в освоении гамм. Здесь при работе над гаммами необходим творческий подход. Необходимо применять всевозможные варианты: ритмические (пунктир, смена длительностей, перебежки с остановками, совмещение различных длительностей и группировок в руках и так далее), артикуляционные, динамические.
Одним из хороших, полезных приёмов является игра непрерывной гаммы от одной ноты во всех возможных тональностях тональностях (к примеру от До сыграть без перерыва Си- бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ми-бемоль мажор и Ре-бемоль мажор). Это развивает быстроту тональной ориентировки и воспитывает возможность быстрого приспособления к аппликатуре, не всегда в таком варианте удобной.
Полезно учить гаммы и арпеджио с постепенным прибавлением звуков. Такой способ, в частности, советовал Шопен.
Хорошим способом является так же игра все видов гамм с возвратами на октаву вниз.
[1] В книге Корыхаловой «Играем гаммы» замечательно описаны возможные способы изучения гамм, а так же различные упражнения, которые предлагались знаменитыми педагогами и пианистами.
[2] Черни начинает с До мажора, в этой тональности написано множество его этюдов. Шопен предлагает изучать гаммы, исходя из физиологического строения руки – короткие крайние пальцы и удлиненные средние. Начинать стоит с Си мажора, затем Ре бемоль, Ми, Ля, Ре и так далее.
[3] Такой точки зрения придерживалась, в частности, Маргарита Лонг.