ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НЕЗАВИСИМОЙ БЕЛАРУСИ




Особенности современного геополитического положения Беларуси Республика Беларусь по своему географическому положению находится в центре Европы, а также занимает срединную часть Евразийского континента в целом. Протяженность ее территории с севера на юг – 560 км, с запада на восток – 600 км. Республика Беларусь граничит с пятью государствами: на севере и востоке с Российской Федерацией (протяженность границ 990 км), на юге с Украиной (975 км), на западе с Польшей (399 км), на северо-западе с Литвой (462 км) и Латвией (143 км); общая протяженность границ составляет 2969 км. Столица Республики Беларусь г. Минск находится в выгодном географическом положении. Расстояние до европейских центров небольшое. Так, до Вильнюса – 215 км, до Риги – 470 км, до Варшавы – 550 км, до Киева – 580 км, до Москвы – 700 км, до Берлина – 1060 км и 1300 км до Вены. Республика Беларусь – внутриконтинентальная страна, не имеющая прямого выхода к морю. Этот недостаток в определенной мере компенсируется развитой внутрирегиональной речной системой и активным использованием близких морских портов соседних государств (Калининград, Гданьск, Вентспилс, Клайпеда), которые находятся на расстоянии 250–350 км от белорусских рубежей. По размерам территории (207,6 тыс. км2) Беларусь занимает 13-е место среди стран Европы. На ее долю приходится 2,1 % площади и 1,5 % населения Европы. По площади территории Беларусь можно сравнить с Великобританией (244 тыс. км2) и Румынией (237 тыс. км2). Она имеет большую территорию, чем такие высокоразвитые европейские государства, как Австрия, Нидерланды, Греция, Португалия и др. По площади Беларусь превосходит совокупную территорию Литвы, Латвии и Эстонии в 1,2 раза. На 31 января 2019 г. численность населения Республики Беларусь составляла 9 413 446 человек. В Беларуси проживает в 1,3 раза больше населения, чем в трех странах Балтии вместе взятых, в 2 раза больше, чем в Финляндии или Дании. Такую же численность населения, как в Беларуси, среди европейских государств имеют Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия, Чешская Республика и Сербия. Средняя плотность населения в стране составляет 45,6 человека на 1 км2, что соответствует уровню Ирландии и Боснии и Герцоговины, незначительно уступает Литве, в 2–2,5 раза ниже, чем в странах Центрально-Восточной Европы (Польши, Чехии и Словакии). Беларусь имеет относительно однородный национальный состав. Согласно переписи 2019 г. белорусы составляют 83,7 %, русские – 8,3 %, поляки – 3,1 %, украинцы – 1,7 %, евреи – 0,1 %. Согласно данным на 2010 г., предоставленным аппаратом уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь, 58,9 % населения считают себя верующими. Из них 82,5 % принадлежат к Русской православной церкви (Белорусский экзархат), 12 % причисляют себя к Римско-католической церкви, 4 % населения относится к исламу, индуизму и бехаизму, 2 % к протестантским деноминациям. Регулярно посещают богослужения около 18 % православных и 50 % католиков. По данным самой католической церкви в Беларуси, к ней относятся около 1,4 млн верующих (около 15 % населения страны). По европейским меркам Беларусь можно рассматривать как среднюю по размерам территории и населения страну, сопоставимую с Австрией, Бельгией, Венгрией, Грецией, Португалией. По индексу развития человеческого потенциала Беларусь занимала в 2019 г. 50-е место в мире, относясь к группе стран с высоким ИРЧП. В программном докладе белорусского президента А. Лукашенко «Внешняя политика Республики Беларусь в новом мире» на совещании с руководителями белорусских дипломатических представительств 22 июля 2004 г. выделены четыре характерные черты современного геополитического положения Беларуси. 1) Беларусь по населению и территории – не малая, как это часто и ошибочно принято считать, а средняя по европейским меркам страна. 2) Это страна с развитой экономикой, основанной не на добыче и продаже полезных ископаемых, а на переработке сырья и производстве готовой продукции. В Беларуси создана экономика открытого типа, где около 60 % валового внутреннего продукта экспортируется. 3) Беларусь расположена на чувствительнейшем геополитическом перекрестке, средоточии торговых и транзитных путей между Востоком и Западом. 4) Беларусь – страна с внушительным военным потенциалом. В мировом списке военных потенциалов она входит в число пятидесяти первых государств. По словам А. Лукашенко, «Беларусь – это страна между двумя гигантами. На западе европейский гигант – ЕС. На востоке евразийский гигант – Россия. А между ними наша страна – Беларусь». В новой геополитической ситуации Беларусь однако не «буферное государство» и не вассал той или иной страны. «Мы не в западне. Мы не камешек между жерновами». Напротив, история и география дали нам уникальный шанс. Современное, серьезное, развитое и независимое государство, каковым мы стали за последнее 10-летие, должно использовать этот шанс и превратить то, что было в прошлые века историческим проклятием, в экономическое благословение. В этом – главная задача внешней политики нашего государства».

Тематика геополитического положения и цивилизационного выбора Беларуси получила свое развитие в докладе Президента Республики Беларусь на IV Всебелорусском собрании 6 декабря 2010 г., в котором, в частности, отмечалось: «Статус “перекрестка”, которым геополитически наделена Беларусь, мы понимаем как связующее звено, артерию между Западом и Востоком. Но не как барьер, буфер или санитарный кордон и ни в коем случае не проходной двор». Коснувшись вопроса о том, какой выбор был бы предпочтительней для Беларуси: Европейский союз или Россия, докладчик повторил мысль, которая впервые была сформулирована в вышеупомянутом докладе перед белорусскими дипломатами 22 июля 2004 г. Тогда он сказал: «Выбор, который нам обычно пытаются навязать как судьбоносный – Восток или Запад, – это вообще не выбор. Не выбор для Беларуси! Это ложная дилемма. Мы выбираем не Восток и Запад или же Восток или Запад, мы выбираем Беларусь. Беларусь, которая в силу экономики, в силу истории, в силу географии, в силу культуры и менталитета будет и на Востоке, и на Западе». В докладе на IV Всебелорусском собрании идея «стратегического выбора» Беларуси была развита в концепцию ее «равной приближенности» к Востоку и Западу. Она была сформулирована следующим образом: «Мы не намерены “выбирать” между Евросоюзом и Россией. Это было бы неумно и неправильно. Мы не “идем” ни на Восток, ни на Запад. У нас собственное место в Европе, данное нашему народу Господом Богом, свои геополитическая идентичность и национальные интересы, важнейший из которых – обеспечение сбалансированного взаимодействия со всеми, формирование пояса добрососедства по всему периметру наших границ». Сбалансированное развитие восточного и западного векторов внешней политики, формирование пояса добрососедства по всему периметру границ Беларуси – такова сущность стратегии «равной приближенности» к Востоку и Западу. Ключевая задача, которая вытекает из следования такому стратеги ческому курсу, заключается в максимально эффективном использовании геополитического ресурса страны. По этому поводу белорусский президент заключил: «Но задача — не “равноудаленность” от главных соседей. Наиболее оптимальной для нас является стратегия “равной приближенности” к Востоку и Западу. Именно она дает шанс максимально эффективно использовать выгодное географическое положение, транзитный и промышленный потенциал нашей страны». В реальности однако правильная по своей сути стратегия «равной приближенности» остается нереализованной из-за ненормальных отношений Беларуси с Западом.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫБЕЛОРУССКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

После провозглашения независимости 25 августа 1991 г. и денонсации Верховным Советом Республики Беларусь 10 декабря 1991 г. Союзного договора Беларусь вышла на международную арену в двух качествах: как новое независимое государство и как европейская страна с глубокими историческими традициями государственности и внешней политики. С приобретением независимости начался новый период в истории белорусской государственности и внешнеполитической деятельности Беларуси. Его главным содержанием является формирование и становление внешней политики и дипломатии Республики Беларусь. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете БССР, актами о ликвидации СССР и образовании Содружества независимых государств Верховный Совет и правительство Республики Беларусь заявили о строительстве независимого государства и проведении им самостоятельной внутренней и внешней политики. Конституция 1994 г. содержит ряд положений, характеризующих основы внешней политики белорусского государства, ее цели, задачи и принципы. В ст. 1 говорится: «Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику». В соответствии со ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. В этой же статье закреплено право Республики Беларусь в соответствии с нормами международного права на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Статья 18 Основного Закона посвящена внешней политике. В ней говорится, что Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной, а государство – нейтральным». Внешняя политика Республики Беларусь отчетливо подразделяется на два этапа в зависимости от типа политического режима страны. Первый этап охватывает 1991–1994 гг., когда существовала парламентская республика. Второй период начался в июле 1994 г. с избранием первого Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Президентский период во внешнеполитической истории суверенной Беларуси также можно поделить на два этапа. Первый охватывает 1994–1999 гг. Это пятилетка «активной интеграционной политики» с Россией. Второй начался с 2000 г. Это этап «многовекторной политики». Политическую и правовую базу внешней политики белорусского государства составляли и составляют: Конституция Республики Беларусь, принятая 15 марта 1994 г., измененная и дополненная 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. (первая редакция 1995 г., вторая редакция 2001 г.), Военная доктрина, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь 3 января 2002 г. (первая редакция 1992 г.), Закон Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь», утвержденный Указом Президента Республики Беларусь 14 ноября 2005 г., а также другие документы, принятые Президентом, Верховным Советом и Национальным собранием, которые регулируют деятельность государственных органов власти в области внешней политики, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, зафиксированные в Уставе ООН, Хельсинкском заключительном акте, Парижской хартии для новой Европы и других документах ОБСЕ. Основные принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь законодательно закреплены в Законе «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14 ноября 2005 г. В соответствии с ним внешняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах: соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета; повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации; развитие на основе общепризнанных принципов и норм

международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества; добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях; приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений; отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь. Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются: защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь; защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов. Международная активность Беларуси призвана в первую очередь обеспечивать безопасность государства и защиту национальных интересов от любых внешних вызовов и угроз, содействовать формированию благоприятных условий для стабильного экономического развития страны и повышения благосостояния граждан. Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются: содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права; равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство; создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства; формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами; обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей; содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории; содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением; расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах; привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь; участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека. Внешняя политика Республики Беларусь реализуется в следующих основных сферах: внешнеэкономическая деятельность; международное экономическое сотрудничество; международное сотрудничество в области космической деятельности; международное военное сотрудничество; международное сотрудничество по реализации государственной пограничной политики; международная безопасность; гуманитарное сотрудничество и права человека; международное сотрудничество в области здравоохранения, образования, науки, информации и информатизации, культуры, спорта, туризма, охраны окружающей среды; международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сотрудничество в области кодификации и прогрессивного развития международного права; трансграничное сотрудничество. Важное геополитическое положение Беларуси на границе мировых центров силы, культур и цивилизаций, непростая история страны, испытавшей на себе разрушительные последствия многочисленных европейских войн и конфликтов, обусловили курс на многовекторность внешней политики как фундаментальный принцип, предполагающий развитие сбалансированных конструктивных отношений с партнерами в различных регионах мира. При выстраивании диалога и взаимовыгодного сотрудничества с ними Беларусь руководствуется принципами прагматизма и последовательности, взаимного уважения, равноправия, невмешательства во внутренние дела, отказа от давления и принуждения. Основными приоритетными направлениями внешней политики Республики Беларусь являются: соседние государства и интеграционные объединения (Россия, Украина, Европейский союз), Содружество Независимых Государств, мировой Юг, США, а также многосторонняя дипломатия.

 

 

Выступление Президента Респ. Беларусь А. Г. Лукашенко на совещании с руководителями загранучреждений Респ. Беларусь 22 июля 2004 г. // Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа:. Дата доступа: 15.12.2019.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: