Государство и народ в Петровское время




Время правления Петра Первого было не только временем реформ, но и временем частых и мощных выступлений народа в борьбе за улучшение своего положения. Северная война легла тяжелым бременем на плечи большинства населения страны. Огромные расходы государства на Северную войну привели к увеличению государственных повинностей и налогов. Не надо забывать, что барщину и оброк для крестьян никто не отменял. Кроме налогов в пользу государства местные чиновники, зачастую пользуясь «военной неразберихой», вводили «местные» налоги.

Рекрутские наборы и государственные работы приводили к отрыву населения от земли и от семей. Десятки тысяч крестьян были насильственно направленны на строительство Санкт-Петербурга, укреплений Азова, Таганрога, на постройку Волго-Донского, Вышневолоцкого и Ладожского обводных каналов. Многие тысячи людей от непосильного труда и тяжелейших условий жизни погибли на этих работах.

Освоение земель Поволжья, Приуралья и Сибири приводило к захватам земель у местного населения. Здесь вводили новые налоги, насильственно насаждали православие. Продолжилось преследование старообрядцев. Насильственно вводились европейские порядки. Все это привело к массовым народным выступлениям против власти.

Астраханское восстание. Астрахань в восемнадцатом веке представляла собой «южные ворота» России, связывающие ее со странами Востока. Здесь жили не только русские, но и персидские, армянские, бухарские и даже индийские купцы. Это был также крупный центр рыболовства.

В одна тысяча семьсот пятом году вспыхнуло восстание в городе, так как местный воевода Ржевский прославился своей алчностью и жестокостью, захватами рыбных промыслов, непомерными поборами и взятками. Летом одна тысяча семьсот пятого года он начал насильственно выполнять приказ о бритье бород и вводить европейское платье. Людям отрезали или вырывали бороды, порой до крови раня лицо. Укорачивание традиционной русской одежды, как и у мужчин, так и у женщин было воспринято как еще одно оскорбление. Вскоре разнесся слух о том, что следующим шагом властей будет выдача замуж за иностранцев русских девушек. Чтобы избежать этого, в городе в один день было справлено 100 свадеб, а на следующий день посадский люд, солдаты и стрельцы перебили иностранный караул, казнили всю администрацию во главе с воеводой, который прятался от бунтовщиков в курятнике, и создали выборное правительство во главе с купцом Яковом Носовым. Вместе с воеводой было убито около трех сотен служилых людей. Заняв несколько небольших городков и станиц, астраханцы направили тысячный отряд на взятие Царицына. Вскоре восстание охватило нижнее Поволжье и часть Северного Кавказа.

Петр I, узнав о восстании и осаде Царицына, попросил калмыцкого хана Аюка о помощи. После вестей о намерении калмыков захватить Астрахань, повстанцы отошли от Царицына.

Вскоре к Астрахани подошла армия во главе с Борисом Петровичем Шереметевым, после осады и последовавшего затем штурма город в марте одна тысяча семьсот шестого года пал. Триста пятьдесят человек были казнены или умерли от пыток.

Восстание Кондратия Булавина. В октябре одна тысяча семьсот седьмого года на Дону началось восстание под руководством Кондратия Булавина, вызванное попытками ограничить казацкое самоуправление. Кроме того, массовое недовольство казаков вызвало принудительное их использование на строительстве оборонительных сооружений Азова и Таганрога. В район проживания казаков постоянно посылали поисковые экспедиции по розыску беглых крестьян, забыв правило, что «с Дону выдачи нет».

Казаки под командованием Булавина уничтожили царский отряд, присланный для поиска и возврата беглых, но были разбиты войсковым атаманом Максимовым. Булавин бежав в Запорожье, стал рассылать оттуда «прелестные грамоты», призывая крестьян и казаков к восстанию. Этот призыв поддержали на Украине, в Воронежском, Тамбовском и Борисоглебском уездах. Собрав значительные силы (до семи тысяч человек), Булавин вскоре, вернулся и разбил атамана Максимова. Булавин с войском занял Черкасск, став Донским атаманом. Он направил отряды в соседние районы: один - на Изюм, второй - на Саратов, третий - на Азов. Третий отряд возглавлял сам Булавин, но потерпев неудачу при штурме Азова, он был вынужден вернуться назад в Черкасск. Здесь против него составили заговор зажиточные казаки, рассчитывая на милость царя, и в июле одна тысяча семьсот восьмом году он был убит казацким старшиной. Но и после смерти Булавина восстание продолжалось. Повстанцы осадили Саратов и сумели взять Царицын. Царским войскам удалось вскоре захватить Черкасск и другие мятежные города. Было казнено около двух сотен участников булавинского бунта. Однако сопротивление продолжалось до марта одна тысяча семьсот девятого года, а крестьянские волнения в шестидесяти уездах вплоть до конца одна тысяча семьсот десятого года.

Башкирское восстание.

С одна тысяча семьсот пятого года по одна тысяча семьсот одиннадцатый год мощное восстание происходило в Башкирии. Оно было вызвано произволом сборщиков налогов, которые ввели сразу семьдесят две новые подати. Непосредственным поводом для восстания было прибытие в Уфу царских чиновников для сбора налогов и призыва на военную службу местного населения. В числе налогов были даже налоги на карие и серые глаза, под который попадало практически все местное население. Чиновники издевались над башкирами и оскорбляли их национальные и религиозные чувства, жгли бороды уважаемым старейшинам и простым людям.

Во главе восстания встала местная знать и духовенство. Недовольство действиями царских властей они направили против всего русского народа. Поэтому восстание носило ярко выраженный национальный характер. Русские деревни были разграблены, а их жители проданы в рабство в Турцию, на помощь которой рассчитывали восставшие. Были отправлены посольства в Турцию и Крымское ханство с просьбой принять башкир в подданство. Лишь в одна тысяча семьсот одиннадцатом году царским властям удалось подавить это восстание.

Религиозные выступления. Отношение к старообрядцам стало более терпимым, но преследования их продолжились и в восемнадцатом веке. Это объяснялось тем, что старообрядцы давали преобразованиям царя отрицательную оценку, так как реформы предполагали большой отход от многовековых традиций, существовавших на Руси. Царь видел в старообрядчестве тормоз в развитии страны. Старообрядческие общины по своему составу были в основном крестьянскими. Проповеди старообрядцев, которые настраивали против нововведений, зачастую являлись причиной новых крестьянских выступлений. Поэтому антифеодальная борьба крестьян проявлялась в виде церковного непослушания, проповеди иных религиозных норм. На сторону старообрядцев иногда переходили и те священники, которые не нашли своего места в связи с церковной реформой Петра.

Раскольников было запрещено избирать на общественные должности, на них накладывались подати в двойном размере. Недовольных отправляли на строительство оружейных и металлургических заводов. Их даже обязали одеваться под угрозой большого штрафа в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «человек второго сорта». Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья и северной Украины на протяжении всего царствования Петра имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. Самой распространенной формой протеста раскольников оставалось самосожжение.

Выступления работных людей. По мере роста мануфактур, при Петре I начались массовые выступления новой общественной группы - «работных людей», выступавших против тяжелых условий труда, высокого травматизма и многомесячного отрыва от семей. Самыми массовыми и частыми были волнения на уральских заводах. Рабочие зачастую сбегали вместе с охранявшими их солдатами в низовья Волги и Дона. При сооружении Екатерининского завода практически все приписанные к его строительству крестьяне разбежались. В одна тысяча семьсот двадцать второго года волнения вспыхнули даже в Москве, на суконных предприятиях, которые до этого считались благополучными, – на Хамовном и Суконном дворах, на мануфактуре Тиммермана. Работный люд даже подал жалобу Петру во время посещения им мануфактуры.

Значение народных выступлений. Не смотря на жестокое подавление крестьянских выступлений, их значение было весьма серьезным. В условии, когда в России не существовало иных форм заявить о своем неудовольствии, народные выступления были единственным средством, заставлявшим власть изменять свою политику населения. Так выступление на Дону и в Запорожье отсрочили отмену казачьей автономии.

Крестьянские восстания вынуждали власти быть более гибкими в вопросах поиска беглых крестьян и не усиливать и без того высоких пошлин и отработок.

Национальные движения башкир, татар, удмуртов заставляли считаться с национальными традициями и обычаями народов России. Первые выступления рабочего люда заставили царя в одна тысяча семьсот двадцать третьем году издать указ, в котором он требовал содержать работников «порядочно, без напрасных нападков» и устанавливал новые более справедливые нормы оплаты труда.

Таким образом, народные выступления первой четверти восемнадцатого века были естественным ответом народа на усиление давления со стороны государства, связанное с реформами, проводимыми в стране.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: