Опорный конспект по теме занятия




ГБОУПО «СТЭТ» группа ТК9-9

дисциплина: ОП.01 Основы коммерческой деятельности

вид занятия: лекция дата: 27.05.2020 г.

преподаватель: Дутчак А.Ф.

Тема «Роль тары и упаковки в коммерческой деятельности»

Ответить на вопросы:

1) Дать определение терминам «тара» и «упаковка».

2) Пояснить роль тары и упаковки в коммерческой деятельности.

3) Раскрыть требования к качеству тары.

4) Перечислить основные этапы тародвижения в торговле.

5) Пояснить значение унификации и стандартизации тары.

 

Домашнее задание

подготовить электронную иллюстративно-информативную презентацию по теме на выбор:

1) «Классификация и основные виды тары»

2) «Виды маркировки тары»

(на первом слайде указать тему презентации, ФИО исполнителя, группу, дату исполнения)

Опорный конспект по теме занятия

Тара и упаковка всегда играли важную роль как в процессе движения товаров от производителя к потребителю, так и в жизни человечества в целом. Необходимость в ней возникла, когда людям стали нужны средства для хранения и защиты продуктов. Уже на ранних этапах своего развития упаковка сочетала в себе три основных фактора: материал, конструкцию и внешний вид. Самая известная тара, дошедшая до нас из древнего Средиземноморского региона, — это ханаакский кувшин, или амфора. В них перевозили вино, масло и другие жидкости, в том числе и воду. Амфоры для того времени были многопрофильной тарой, как и наши картонные коробки или 55-галонные нефтяные бочки. В настоящее время упаковочная индустрия стремительно развивается. Созданы специализированные предприятия и оборудование для массового производства тары и упаковки. Тара и упаковка есть повсюду. Ее так много, что внимание на ней уже задерживается, но спроектирована она так, чтобы действовать помимо сознания. Упаковка помогает прогнозировать потребление, и поэтому способствует развитию многих отраслей промышленности, что особенно важно в развитии рыночной экономики.

С точки зрения товароведения, упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду — от загрязнений. Основным назначением упаковки является защита товара от неблагоприятных внешних воздействий, сокращение количественных потерь его, предупреждение попадания частиц товара в окружающую среду. Так, под упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. Тара — это основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции. Помимо тары элементами упаковки являются укупорочные и перевязочные материалы.

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим:

- предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а внешней среды — от вредного воздействия товара;

- защита товара от влияния других товаров;

- обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;

- придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;

- создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета;

- выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;

- использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).

Упаковывание является заключительной стадией в выпуске продукции, при этом должны быть решены задачи организации всех производственных процессов: выбора сырья и материалов для изготовления продукта и упаковки, технологии их производства, оборудования, технологии упаковывания, а также вопросы транспортирования и складирования готовой продукции. Готовая продукция со складов или непосредственно от производителя поступает на реализацию. При этом как производители продукции, так и ее потребители должны заботиться о сохранении окружающей среды.

 

В разных странах к упаковке предъявляются свои требования. При разработке тары и упаковки учитывают совокупность условий и требований, предъявляемых к ним во всех сферах обращения, — от изготовления до утилизации. Использование современной упаковки и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей. Тара, используемая для упаковки товаров, должна отвечать техническим, экономическим и эстетическим требованиям. Технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства тары, ее конструкция должны отвечать свойствам помещенных в нее товаров. Она должна быть прочной и обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении. Тара должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования как с товаром, так и в порожнем виде. Она должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей. С развитием научно-технического прогресса наблюдается тенденция расширения функций тары в торгово-технологическом процессе. Она используется не только для хранения и транспортирования товаров, но и как оборудование торговых залов магазинов. Такая тара, имея особую конструкцию, заменяет механическое оборудование магазинов, обеспечивает возможность транспортирования товаров без переформирования пакета на всем пути товародвижения. С более широким использованием такой тары связаны темпы технического перевооружения, использование прогрессивных технологий на транспорте, сокращение ручного труда, замена его механизированным, повышение эффективности использования техники. Таким образом, применение упаковки во многом способствует рациональной организации процесса товарного обращения, т.е. транспортирования, хранения и продажи товаров. Процесс розничной продажи заметно ускоряется, если предлагаемые покупателю товары упакованы в мелкую, соответствующую запросам потребителей, тару. При этом возрастает производительность труда работников торговли, повышается уровень культуры торгового обслуживания, улучшаются показатели работы торгового предприятия.

 

В обращении постоянно находится большое количество разнообразной тары, что затрудняет работу по ее обслуживанию (транспортирование, хранение, учет). В связи с этим большое значение имеет стандартизация и унификация тары. Стандартизация предусматривает замену излишнего многообразия тары одинакового назначения оптимальным (как правило, небольшим) числом наиболее рациональных ее видов и типов.

 

Основными задачами стандартизации тары и упаковки являются:

1) создание комплекса нормативно-технической документации, позволяющего правильно выбирать и проектировать упаковку для всего многообразия промышленной и сельскохозяйственной продукции, устанавливающего прогрессивные требования к упаковке и средствам пакетирования;

2) унификация тары в увязке со всеми звеньями сферы ее обращения (фасовочно-упаковочным оборудованием, контейнерно-транспортной системой);

3) обеспечение совместимости с системами международных стандартов;

4) координация работы организаций, занимающихся стандартизацией тары и упаковки.

 

Для решения поставленных задач применяются стандарты, разрабатываемые как нормы, правила, требования различного характера (нормативные стандарты), так и материальные предметы (предметные стандарты). Так, в нормативных стандартах определены общие технические требования к таре, ее типы, основные параметры и методы испытаний. Так, в стандарте «Бочки деревянные заливные и сухотарные» отражены основные параметры бочек, вместимость, породы древесины, требования к конструкции и качеству.

 

Предметные стандарты разработаны на тару, предназначенную для упаковки конкретных видов продукции (ящики для чая, спичек, бочки для пива и т.д.). Данные стандарты разрабатываются на основе нормативных документов. Одним из важнейших показателей, приводимых в стандартах, являются показатели качества тары. Так, к показателям назначения относятся исходный материал изготовления, размеры, максимальный объем затариваемого товара, физико-механические показатели, влажность и др. Показатели надежности определяют ремонтопригодность, долговечность и сохранноность тары. Показатели транспортабельности характеризуюткоэффициенты:

- складирования, которым определяется степень использования транспортных средств и складских помещений. Измеряется отношением объема ящика в сложенном виде к габаритному объему ящика: чем выше этот коэффициент, тем эффективнее используются объем складских помещений и транспортные средства;

- пакетирования, определяющий степень использования поддона. Показывает отношение площади поддона, занятой тарой, к общей площади поддона: чем выше этот показатель, тем эффективнее используется площадь поддона, транспортных средств и складских помещений.

Стандарты определяют и качество тары, находящейся в обращении. Например, ящики, требующие ремонта, делятся на ящики I и II категории, мешки из-под сахара — на I, II и III категории. В стандартах определены виды и размеры дефектов, допускаемых в таре различных категорий. Стандарты определяют порядок маркировки и клеймения тары.

Маркировка, характеризующая тару, наносится изготовителем: на ящиках — в левом верхнем углу торцовой стенки; на бочках — на одном из днищ, где отсутствует маркировка товаров; на флягах и баллонах — на днище. Маркировка наносится на тару несмываемой краской или выжиганием. Она должна содержать название предприятия-изготовителя или его товарный знак и обозначение стандарта или другой нормативной документации, в соответствии с которой изготовлена тара. Клеймение применяется при маркировке мешкотары. Новые мешки для хлебопродуктов, например, клеймятся до затаривания в них продукции, а находящиеся в употреблении, подлежат клеймению на тароремонтных предприятиях после обработки мешков. Клеймение осуществляется несмываемой краской штампом в середине мешка на расстоянии 30—40 см от кромки горловины. В маркировке с левой стороны ставятся буквы, обозначающие наименование материалов, а затем цифры «1», «2», «3», обозначающие категорию качества. Категория мешка определяется по последней цифре штампа.

Различают несколько видов маркировки тары:

- товарная, в которой указываются предприятие-изготовитель товара, наименование товара, его сорт и качество;

- отправительская, в которой указываются наименования отправителя, получателя и станции назначения;

- железнодорожная грузовая, в которой указываются количество мест и масса груза;

- специальная, в которой могут отражаться рекомендации по сохранности товара при его транспортировании и погрузочно- разгрузочных работах;

- международная, при которой на тару наносят условные рисунки (зонтик, гири и т.д.).

За поставку товаров в немаркированной таре в договорах поставки могут предусматриваться штрафные санкции.

Сертификация (управление качеством) получила существенное распространение в практике промышленно развитых стран и международной торговле. Она включает комплекс действий, удостоверяющих, что изделие или услуга соответствует стандарту или другой нормативно-технической документации. Внедрение сертификации упаковки позволяет повысить ее качество и играет немаловажную роль для участия страны в международной торговле. Одним из методов стандартизации тары является ее унификация, т.е. приведение различных видов тары к наименьшему числу типоразмеров (типов тары одного размера).

 

Унификация тары — это процесс сведения множества разнообразных по видам, конструкциям и размерам тары к небольшому числу наиболее рациональных типоразмеров. Она обеспечивает следующие преимущества:

- создает необходимые предпосылки для механизации и автоматизации производства тары;

- упрощает повторное использование однотипной тары;

- обеспечивает переход на прогрессивные методы механизации погрузочно-разгрузочных работ с затаренными грузами;

- облегчает конструирование упаковочных машин, торгового оборудования, автоматов;

- создает условия для унификации грузовых площадей, транспортных средств, складских помещений, способствует повышению их эффективности.

Унификация тары производится на базе единого модуля для тары, транспортных средств, оборудования для хранения и погрузочно-разгрузочных работ. В основе этого модуля лежат размеры международного плоского обменного поддона (800 х 1200 мм). Данная система размеров применяется при разработке стандартов и технических условий на тару, оборудование, расфасовочные машины и механизмы, средства транспортировки и складирования.

 

Транспортная тара, размеры которой лежат в пределах модуля, называется малогабаритной, а тара, размеры которой превышают модуль, — крупногабаритной.

 

Унифицированные размеры тары определяются следующим образом:

- наружные размеры транспортной прямоугольной тары должны быть такими, чтобы при укладке на поддон его площадь использовалась максимально. Иными словами, они рассчитываются делением линейных размеров поддона на количество единиц тары, размещаемой на нем. При расчете наружных размеров тары круглого сечения применяют тот же принцип;

- внутренние размеры транспортной тары должны быть кратными наружным размерам размещаемой в них тары;

- наружные размеры потребительской тары рассчитывают исходя из внутренних размеров предназначенной для них транспортной тары.

 

Для унификации тары разработан и выделен комплекс стандартов, устанавливающий ряд ее габаритов и взаимосвязь с размерами транспортных средств, складского, фасовочно-упаковочного и транспортного оборудования.

 

Стандартами не только устанавливаются размеры тары, но и рекомендуются примерные схемы ее размещения на поддоне, что позволяет наиболее эффективно использовать площадь. Следует отметить, модульная система унифицированных размеров применяется не только для тары, но и для транспортных средств, складов, средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ. Это способствует повышению эффективности использования средств транспорта и емкости складских помещений.

 

Электронные ресурсы:

1) https://studopedia.su/2_48655_harakteristika-osnovnih-vidov-tari.html

2) https://www.containers.ru/useful/stati/29

3 ) https://studref.com/350086/tovarovedenie/tara_upakovka_tarnye_operatsii_torgovle

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: