Глава седьмая. Энеаграмма.




Глава 1. Энеаграмма

Это важная и интересная часть учения четвертого пути. В западных книгах, посвященных энеаграмме, почему-то полностью опускаются принципы возникновения и функционирования энеаграммы. Наиболее полное исследование этого раздела ЧП было произведено учеником Гурджиева и Успенского - Джоном Бенетом. Оно изложено в книге "Enneagram studies" (изучение энеаграммы). Книга интересная, но сути энеаграммы она не раскрывает.

По-видимому, Георгий Иванович сдержал своё слово, данное им в 1917 году на Кавказе о роспуске всей группы и прекращении всякой работы. С этих пор невозможно найти никаких конструктивных сведений ни в книгах самого Мастера ни его учеников об энеаграмме.

Читая же современные книги посвященные, так или иначе, энеаграмме создается такое впечатление, что-либо учение об энеаграмме знают все, либо авторы таких принципов не знают совсем. Вполне возможно, что в результате экспериментов Родни Коллина по применению энеаграммы к нашей планетарной системе символы нот энеаграммы в американских книгах стоят уже на других местах, чем это изначально было показано П.Д. Успенским. Совершенно не понятен из этих книг смысл внутренних линий энеаграммы. В этом случае учение об энеаграмме не может быть использовано реально. Оно возведено в ранг "мистического знания, не постижимого обычным умом". Современный российский исследователь "мистики, повседневности и науки" В.А. Малышев в своем труде "Цепочки качественной сложности" М.: КМК Лтд., 1997. на странице 206 определяет энеаграмму только как: "геометрическую фигуру, состоящую из девяти равноудалённых вершин на окружности и связывающих их отрезков-хорд". Из этой книги видно, что автор введён в заблуждение относительно смысла энеаграммы западными авторами.

Соответственно главному принципу четвертого пути: "Не принимать ничего, чего не понимаешь", - такого рода знание должно быть отвергнуто. Здесь мы, по-видимому, имеем дело с искажением учения четвертого пути относительно энеаграммы.

Энеаграмма как способ передачи идей объективного знания, выражает идею всеобщего единства, единства в многообразии. Эта идея, по утверждению учения четвертого пути, была найдена благодаря высочайшей форме человеческого сознания - объективному сознанию. Естественно, при переводе на язык субъективного сознания, хотя бы и в терминах четвертого пути, произойдет значительное обеднение передаваемой идеи. Успенский пишет: "Любая попытка буквального понимания там, где речь имеет дело с объективным знанием и со связью единства и многообразия, заранее обречена на неудачу и в большинстве случаев введет к дальнейшим заблуждениям". Это очень важное положение, касающееся не только четвертого пути, но всех других путей, где имеет место работа над символами, как способом передачи объективного знания. Поэтому процитируем еще несколько мест из книги "В поисках чудесного".

"...В руках невежественного и некомпетентного человека, хотя бы и исполненного благих намерений, символ становится "орудием заблуждения". Причина этого заключается в том, что символ никогда нельзя брать в окончательном и определенном смысле. Выражая законы единства в бесконечном многообразии, символ обладает бесчисленным множеством аспектов, в которых его можно рассматривать; и от человека, подходящего к нему, требуется умение видеть его сразу с нескольких точек зрения. Символы, переложенные в слова обычного языка, становятся в нем инертными, темными и легко превращаются в "собственную противоположность"; их смысл ограничивается узкими догматическими рамками, а в толковании не дается даже относительного простора логического рассмотрения предмета. Причина этого - в буквальном понимании символов, в приписывании символам единственного значения. Истина, опять-таки, окутана внешним покрывалом лжи, и чтобы открыть ее, требуются огромные усилия отрицания, в которых теряется смысл самого символа. Хорошо известно, какие заблуждения возникали из символов религии, магии, алхимии, в особенности магии, у тех, кто принимал их буквально и только в одном значении. А вот правильное понимание символов не может вести к спорам. Оно усугубляет знание, оно не может оставаться теоретическим, потому что усиливает стремление к реальным результатом, к единению знания и бытия, к Великому Деланию. Чистое знание передать невозможно; когда оно выражено в символах, оно прикрыто ими, как неким покровом; хотя для тех, кто желает и умеет смотреть, этот покров становится прозрачным".

· Энеаграмма это универсальный символ учения четвертого пути, имеющий форму круга, разделенного на девять частей, с линиями, которые соединяют их, и выражающий сочетание закона октав и закона трех.

· Энеаграмма - фундаментальный иероглиф универсального языка, который имеет столько же значений, сколько существует уровней людей.

· Энеаграмма - это организм или же, можно сказать, что каждый организм содержит в себе энеаграмму и развивается по ее законам.

· В энеаграмму можно заключить все знание, и с ее помощью можно его истолковать.

"В этой связи правильно утверждать, что человек по-настоящему знает, т.е. понимает, только то, что он способен заключить в энеаграмму. То, что он не в состоянии заключить в энеаграмму, он не понимает. Для человека, способного ею пользоваться, энеаграмма делает совершенно ненужными книги и библиотеки. Все можно заключить в энеаграмму и прочесть в ней. Человек может оказаться в пустыне в полном одиночестве, и, начертив на песке энеаграмму, сумеет прочесть в ней вечные законы Вселенной, причем всякий раз узнает нечто новое, ранее ему не известное. Если встречаются двое людей, принадлежащих к различным школам, они чертят энеаграмму и с ее помощью установят, кто из них знает больше, и, следовательно, кто из них учитель, а кто ученик". "Понимание энеаграммы и умение ею пользоваться дает человеку большую силу. Это и есть вечное движение, а также философский камень алхимиков".

· Энеаграмма - это схематическая диаграмма постоянного движения.

"Чтобы понять энеаграмму, нужно мыслить ее движущейся, в движении. Неподвижная энеаграмма - это мертвый символ; живой символ пребывает в движении". В группах четвертого пути энеаграмму обязательно изучают в движении. Специально построившись, согласно структуре энеаграммы, и двигаясь определенным образом.

Здесь важно понять, что не столь сложно получить знание об энеаграмме, как, то, что это знание надо ощутить внутри себя и таким образом синтез знания и чувствования даст понимание. Мы иногда очень много знаем теоретически, но это знание не перешедшее на уровень чувствования не приобретает качества понимания. Для людей с развитым Бытиём справедливо обратное: они не могут интеллектуально осмыслить то, что чувствуют, а значит их мышление также не достигает качества понимания.

П.Д. Успенский излагает знание об энеаграмме с математической точки зрения, мы же попробуем показать энеаграмму с других сторон. Мы увидим, что закон трех, действующий в энеаграмме, является причиной образования внутренних линий. По этим линиям осуществляется взаимодействие между различными нотами энеаграммы. Любой цельный организм, в широком смысле слова, может быть рассмотрен как структура, содержащая полный спектр качеств согласно закону октав. Эту структуру упрощённо можно графически представить в двух формах: как круг и как синусоиду, которые не противоречат друг другу, т.к. являются проекциями спирали сверху и сбоку.

Если одна часть такой спирали играет роль проводника активной, другая пассивной, а третья нейтрализующей силы, то между этими частями возникает определенное взаимодействие. Разворачивая каждую силу в триаду сил, согласно закону трех, мы получим для каждой части спирали по три силы. Для восходящей октавы, согласно направлению движения октавы, активная сила будет находиться слева, а пассивная справа от ноты ДО. Этот же момент сохранится и после образования 3-х треугольников трех сил. Исходя из того принципа, что взаимодействовать между собой могут лишь наиболее близкие по величине водороды и, обозначив каждую из нот октавы, в соответствии с той ролью, которую она играет в треугольниках сил, получим определенное расширение закона трех в рамках закона октав. Можно увидеть, как соотносятся между собой различные ноты. Мы получили определенный ряд взаимодействующих элементов, который можно соотнести с символами планетарных влияний:

· до, [N N] нейтрализующая сила нейтрализующей части, число 0, символизируется знаком восходящего Солнца (окружность с точкой внутри). или в виде чисел 0 и 9.

· РЕ; [- N] пассивная сила нейтрализующей части, символизируется знаком луны, число 1.

· МИ; [+ -] активная сила пассивной части, символизируется знаком Марса, число 2.

· [N - ] нейтрализующая сила пассивной части, символизируется знаком Нептуна, число 3.

· ФА; [- -] пассивная сила пассивной части, символизируется знаком Меркурия, число 4.

· СОЛЬ; [+ +] активная сила активной части, символизируется знаком Юпитера, число 5.

· N + нейтрализующая сила активной части, символизируется знаком Урана, число 6.

· ЛЯ; [- +] пассивная сила активной, символизируется знаком Венеры, число 7.

· СИ; [+ N] активная сила нейтрализующей части, символизируется знаком Сатурна, число 8.

· ДО; [N N] нейтрализующая сила нейтрализующей части новой октавы, символизируется знаком заходящего Солнца, число 9.

Взаимодействие между частями энеаграммы происходит так: активная сила пассивной части (+ -) посредством активной силы нейтрализующей части (+ N) взаимодействует с активной силой активной части (+ +). Пассивная сила активной части (- +) посредством пассивной силы нейтрализующей части (- N) взаимодействует с пассивной силой пассивной части (- -). Активная и пассивная части взаимодействуют между собой по двум линиям связи при управляющей роли нейтрализующей части. Для полноты изложения проставим в энеаграмме вместо значений активности планетарные символы.

Десять элементов, включая нижнее и верхнее ДО, составляют спектр качеств любого целостного явления, процесса или организма. Мы видим здесь четыре взаимно уравновешивающих пары: РЕ - СИ; МИ - ЛЯ; (N-) - (N+); ФА - СОЛЬ; качества, выраженные через символы музыкальной октавы.

Алгоритм применения энеаграммы.

Анализируя некий целостный процесс методом энеаграммы, необходимо:

· установить плоскость рассмотрения,
· определить шкалу изменения плотности вибраций от нижнего "до" к верхнему "ДО",
· найти три проводника сил,
· разложить каждую из найденных сил на три составляющие,
· обнаружить и доказать связи этих составляющих.

Конечно, надо очень точно пользоваться, описанной ранее, методикой применения расширенного закона трех.

Для того чтобы понять работу энеаграммы, рассмотрим в качестве примера развитие и работу высшего учебного и исследовательского заведения.

1. Высшее учебное и исследовательское заведение. Академия.

· Плоскость рассмотрения - информационная.
· Нижнее "до" - человек не имеющий высшего образования, верхнее "ДО" - человек достигший высот высшего образования. Шкала отражает степень образованности человека. Под образованностью мы, в соответствии с принципами ЧП, подразумеваем владение полученным знанием - понимание.
· Проводники активной силы - экспериментаторы и теоретики подразделений академии, получающие новое знание,
· Проводники пассивной силы - потребители нового знания: преподаватели и студенты академии,
· Проводники нейтрализующей (организующей) силы - приёмная комиссия и ректорат.
· Проводники активной силы - три составляющие:
· (++) экспериментаторы, (-+) теоретики, (+N) научные публикации, конференции, форумы; любые формы обсуждения полученного знания,
· Проводники пассивной силы - три составляющие:
· (+-) студенты, (- -) преподаватели, (-N) лекции, семинары; различные формы обучения,
· Проводники нейтрализующей (организующей) силы - три составляющие:
· (N+) система профориентации и набора студентов (приёмная комиссия), (N-) система оценки качества обучения (ректорат),
· NN стратегическая программа в области исследований и высшего образования.

Нота РЕ. В систему высшего образования приходят люди, как правило, имеющие только предварительную подготовку в средней школе. Они опираются в своем выборе на свои интересы (+) в получении высшего образования, свою имеющуюся на данный момент подготовку или степень образованности (-) и информацию (N) о научных достижениях, опубликованную различными исследователями - теоретиками и популяризаторами научных знаний. Молодые люди, имеющие склонность (+) к определённого рода наукам, читают популярную литературу (N), посвящённую новым исследованиям и перспективам в интересующей их области науки. Оценив свои знания и ресурсы (-), необходимые для обучения (кроме знаний нужны и немалые деньги на обучение), ставят себе цель: получение высшего образования и научной квалификации в какой-то области науки. Этот выбор является запросом, определяющим количество преподавателей (- -) данного вида знаний. На этом этапе уровень знаний (или высшего образования) абитуриентов, оцениваемый как некая плотность вибраций или "водород", будет минимален. Здесь знание переходит из автоматической части интеллектуального центра в эмоциональную часть двигательного центра. Т.е. словесное мышление субъекта переходит в подражание действиям других людей.

Нота МИ. Здесь уже другая категория людей. Это студенты разных курсов, разной "наполненности" знанием. Они движимы: желанием получить (+) знание, способны подчиняться (-) требованиям учебной дисциплины, которые между собой соотносит само получение (-N) знаний от преподавателя. Результаты экзаменов студентов поступают в соответствующий отдел научной администрации (N+), которая делает необходимые выводы. Здесь знание переходит из стадии подражания в стадию грубого мышления (М2 в М3)

Интервал МИ - ФА. Студенты (-+) и преподаватели (- -) взаимодействуют между собой на основании некого договора об обучении (N-). Всякий, кто учился и закончил институт или ВУЗ знает сколько трудов, сил и страданий ему пришлось затратить на обучение. Многие студенты не выдерживают всех этих страданий и испытаний и бросают учёбу. Это этап настоящего преодоления препятствий. Этот интервал заполняется волей студента. По большей части обучение происходит на уровне двигательного центра, характерное механическим запоминанием и повторением материала, полученного от педагога. Только немногие студенты пытаются ПОНЯТЬ полученное знание. Эти люди имеют шанс перейти на следующую стадию своего развития в избранной области науки. Остальные господа, получив диплом о наличии высшего образования счастливые покидают академию.

Нота ФА. Это этап преподавателя (- -). На это место приглашаются наиболее успешные и талантливые студенты. Те, которые реально заинтересованы в понимании знания. Преподаватель имеет всю полноту знаний данного раздела науки. Но знание не есть понимание. На этом месте люди должны превратить своё теоретическое знание в понимание, т.е. чувствование имеющегося у них знания. Преподаватель в процессе обучения студентов переводит своё знание из интеллектуальной части двигательного центра в эмоциональную часть эмоционального центра, а потом в эмоциональную часть интеллектуального центра. Работа со студентами стимулирует его собственный интерес к знанию. Объясняя, показывая, отвечая на вопросы, ища ответа на свои, возникающие в процессе обучения вопросы, преподаватель начинает понимать то знание, которое он преподаёт. Преподаватель должен иметь желание передавать знание студентам (+) и иметь педагогические способности (-). Эти две силы должны быть соотнесены между собой соответственно запросу (N), идущему от абитуриентов (нота РЕ) на имеющиеся у него знания.

Нота СОЛЬ. На этом этапе преподаватель включается в исследовательскую работу. Лучшие педагоги в институтах обычно одновременно ведут исследовательскую деятельность. Человек прошедший стадию вопросов - ответов в процессе обучения студентов, желающий получить ответы на то непонятное с чем он столкнулся в процессе преподавания, хорошо понимает слабые места своей области науки. И, так как это уже действительно настоящий исследователь, им движет жажда познания (+), которая опирается на его способность пожертвовать многим ради добычи Знания (-). Его собственный опыт полученный на этапе преподавания делает этого исследователя чувствительным (а потому и объективным) к конструктивной оценке изучаемой им области науки (N). Такая критика, идущая от самых компетентных коллег (N+), направляет этого учёного на исследование актуальных задач изучаемого им раздела науки. В этой фазе развития человек осознаёт изучаемую им область знания на более высоком творческом уровне. Его знание переходит из эмоциональной части интеллектуального центра в интеллектуальную часть этого же центра.

Интервал СОЛЬ - ЛЯ. Взаимодействие экспериментаторов (+) и теоретиков (-) науки происходит как на конференциях, форумах, в интернете, так и через публикации в специальной научной литературе. Всё это проводники третьей силы (N-). В результате взаимодействия этих двух категорий учёных рождается новое знание. Полученное знание позволит всей системе образования и науки, также как и конкретным представителям этой системы, преодолеть интервал СИ - ДО и перейти на качественно новый уровень развития.

Нота ЛЯ. В этой фазе развития бывший экспериментатор становится теоретиком, который осмысливает данные экспериментов и включает их в общую структуру изучаемой области науки. Здесь движущей силой также является жажда познания (+), но на более высоком уровне, чем это было в случае экспериментатора. Это желание теоретика науки опирается на его способность видеть некую общую структуру научного знания, на способность увидеть (-) в сумме разрозненных фактов нечто объединяющее их. Такое ощущение гармонии и красоты мира находится в интеллектуальной части эмоционального центра. Именно к такому знанию относится энеаграмма. Она точно соотносит различные отдельные факты и показывает их место и роль в общей системе конкретного знания. Здесь происходит переход знания в интеллектуальную часть эмоционального центра.

В современной науке нет прямого знания энеаграммы. Есть люди которые только чувствуют как естественно и как неестественно располагаются элементы знания. Это нечто вроде "здравого смысла". Все его чувствуют, но не могут выразить словами. Именно отсутствие в современной науке знания о естественных структурах развития тормозит её развитие. Научных фактов накапливается великое множество, но серьёзно тормозится переработка этих данных из-за отсутствия интегрирующего, объединяющего знания. Организует деятельность теоретика поступление новой экспериментальной информации (N). Результатом деятельности этого учёного будет некое новое знание. Оно предъявляется широкой научной общественности в форме доступной даже неспециалистам. Такое знание является определяющим для людей (абитуриентов) выбирающих свой путь к познанию мира.

Нота СИ. На этом месте находятся представители науки, которые имеют всю возможную полноту знаний и опыта в данной области знаний. Это эксперты. Они прошли все ступени развития в этой системе высшего образования. Они контролируют процессы усвоения информации, полученной экспериментаторами и теоретиками и излагаемой преподавателями студентам ВУЗов, потом предъявляют свои замечания экспериментаторам. Здесь есть прямая связь, идущая от учёных - теоретиков и в соответствии с интересами массы людей ищущих знания к преподавателям. Обратная связь идёт от студентов к экспертам системы высшего образования, которые направляют интересы экспериментаторов на исследование "тёмных" мест данной науки. По большому счёту в головах таких ведущих учёных должно происходить соединение знания интеллектуальной части интеллектуального центра (-) со знанием интеллектуальной части эмоционального центра (+) при помощи высшего эмоционального центра (N). Результатом должно быть новое открытие. После чего вся система будет способна перейти на новый уровень развития, на новое "ДО"

Продолжая объяснение энеаграммы, заметим что:

Внешняя линия развития от до нижней октавы до ДО верхней октавы показывает развитие отдельных элементов октавы.

Энеаграмма сочетает в себе два процесса. Первый - взаимодействие элементов энеаграммы между собой по внутренним линиям. Второй - движение вдоль линии от одного до к другому ДО.

Человек владеющий энеаграммой, внутренние линии которой построены как расширенный закон трёх это алхимик умеющий получать из свинца золото. Адепт, владеющий энеаграммой, в которой внутренние линии построены как второе следствие закона трёх, это Мастер владеющий секретом получения эликсира бессмертия.

Практические примеры использования энеаграммы с применением РЗТ 2. (в электронном издании опущены)

1. Анализ структуры времени жизни человека (сутки, неделя, сезон, год,…).
2. Индивидуальное развитие человека.
3. Развитие и функционирование пробуждающегося человека в обществе.
4. Функционирование неразвитого человека и его психических центров.
5. Развитие и функционирование адепта и его психических центров.
6. Рост сознания общественного организма.
7. Анализ структуры времени жизни социума (сутки, неделя, сезон, год,…).
8. Функционирование предприятия.
9. Развитие и функционирование экономики государства.
10. Развитие и функционирование системы управления государством.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: