МЕТОДИКА ИНТЕРАКТИВНОГО ФОРУМ-ТЕАТРА В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ДОШКОЛЬНОГО К НАЧАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ




Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников (в том числе с ограниченными возможностями), направленное на изменение у участников стереотипов к школьному (в том числе инклюзивному) образованию

Задачи:

1.Создание методических, материально-технических условий, необходимых для постановки и показа интерактивного спектакля с участием родителей для педагогов начальной школы

2. Создание условий для взаимодействия и сотрудничества родителей детей будущих первоклассников и педагогов начальной школы, обеспечение комфортности образовательной среды.

3. Формирование социально-психологической культуры, толерантного сознания всех участников творческого процесса.

О методе

Метод форум - театра представляет собой интерактивный способ психопрофилактики и психокоррекции социальных проблем, в основе которого используется методика театрального сценического действия и обратная связь с аудиторией. Главный принцип форум-театра – непосредственное участие зрителя в постановке.

Технология форум - театра способствует преодолению трудностей во взаимоотношениях между людьми. Она основана на принципе постепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности и личного участии в создании спектакля, благодаря чему участники получают возможность обсудить наболевшую проблему.

Мы предлагаем использовать данную технологию в работе с родителями по решению проблем, связанных с преемственностью дошкольного и начального образования.

Впервые методология форум-театра была представлена в 1981 году Августо Боалем бразильским политологом, режиссером, драматургом, создателем «Театра Угнетенных». По мнению А. Боаля, форум-театр – это средство стимулирования людей к активной деятельности по защите своих прав, улучшения общества через изменение своего поведения, а также разрешения социальных и культурных противоречий – этнических конфликтов, дискриминации, нарушений прав человека, ущемления интересов уязвимых групп и другое.

Особенности формата «форум-театр».

Форум–театр представляет собой систему театральных занятий и как результат постановку спектакля (каждый этап в процессе имеет свое значение):

1. Создание команды и доверия между участниками:

 упражнения на знакомство участников;

 упражнения на построение доверия;

 упражнения на построение команды.

2. Приобретение участниками навыков, необходимых для постановки представлений:

 знакомство с историей форум-театра и его методикой;

 актерское мастерство;

 работа с телом, мимикой;

 постановка голоса и дыхания;

 построение диалога и монолога.

3. Разработка сцен, вживание в роли:

 выбор истории с наличием в ней проблемы/конфликта;

 анализ проблемы/конфликта;

 репетиции;

 подготовка джокера (ведущего представления и обсуждения).

4. Постановка спектакля.

5. Демонстрация спектакля.

Содержание представления форум–театра состоит в следующем: 5-10 минут разыгрывается мини–представление с 3-4 мизансценами, в которых ярко показаны причины и факторы, приводящие к проблеме. Чаще всего эти ситуации легко узнаваемы, так как они происходят с родителями и детьми на улице, дома в семье, в детском саду, в школе, больнице, санатории. В финальной части представления яркая по содержанию мизансцена прерывается «стоп-кадром», и зрителям предлагается изменить каждую предшествующую ей ситуацию таким образом, чтобы конфликта в дальнейшем не произошло.

С этого момента начинается новая часть спектакля, длящаяся около 1 часа, в ходе которой используются важные сведения коррекционной направленности (представленная сцена не должна быть агрессивной или смешной, не должна вызывать у зрителей тягостные или противоречивые чувства). Мини-спектакль имеет цель заставить человека задуматься над проблемой (отверженности, конфликтности или какой-то другой), понять, что такая проблема существует независимо от того, что он знает о ней и как он к ней относится.

Существенным моментом является обсуждение проблемы зрителями во время спектакля и после него. Особенность интерактивной техники: в ходе спектакля используется возможность проведения групповой работы (в представлении могут принимать участие до 50 человек); существует возможность организации совместной деятельности, внашем случае- детского сада и школы.

В процессе проигрывания спектаклей:

• педагоги погружаются в эмоциональные переживания персонажа, осмысление проблем родителей детей (в том числе с ОВЗ).

• осуществляется диагностика межличностных отношений и типов поведения всех участников спектакля: детей, педагогов, родителей

• моделируется система взаимоотношений характерная для реальной жизни, что дает актерам и зрителям возможность увидеть и проанализировать закономерности общения и поведения других людей и самих себя;

• появляется возможность обратной связи и получения поддержки друг другу, возможность каждому идентифицировать себя с другим человеком

происходит снятие психологических барьеров в общении родителей будущих первоклассников с педагогом начальной школы;

• осуществляется преемственность дошкольного и начального образования.

Суть форум - театра – выбор проблемы. При этом важно, чтобы воспитатель и педагог начальной школы были ознакомлены с проблемами родителей при переходе из детского сада в школу. Сложности могут быть связаны непосредственно с разработкой сценария и репетиций мизансцен и спектакля в целом. Для проведения такой формы интерактивной работы требуется время. Спектакль можно поставить за неделю, приглашая родителей в течение пяти рабочих дней приходить за ребенком в садик пораньше. Как правило, в подготовительной группе родители очень хорошо знакомы друг с другом, поэтому постановка спектакля может занять пару дней.

Передача информации

Эта фаза не появляется отдельной, так как передача информации может быть осуществлена как в ходе спектакля, так и по его завершении.
Эту информацию могут нести и специалисты, присутствующие на спектакле, например психологи, педагоги, социальные работники, администрация школы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: