Пед. конфликт. Принципы управления пед. конфликтом




Вопросы по практ. психологии к Гос. экзамену по специальности 1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практ. психология.

 

Понятие конфликта и его структурно-динамические х-ки

Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отриц. эмоц. переживаниями.

Структурно-динамические х-ки конфликта Структурные х-ки конфликта являются статичными элементами, которые м. бы б. обнаружены в «срезе» конфликта, а его динамические х-ки связаны с тем. «какие именно события происходят» в конфликте.

Структурные х-ки представляют собой составные элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых его существование невозм. К структурным компонентам конфликта относятся: 1) стороны (участники) конфликта; 2) условия конфликта; 3) предмет конфликта; 4) действия участников конфликта; 5) исход (результат) конфликта.

Стороны (участники) конфликта Участники конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации («начальник - подчиненный», «муж - жена», «отцы и дети»). Важными считаются интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психол. особенности. Переход участников ситуации к конфликтному взаимодействию начинается с действий одного из них, того, кто проявляет инициативу. Если и на др. стадиях конфликта инициатива действий чаще остается за одной стороной, то она м. рассматриваться как активная сторона, а др. - как пассивная.

Условия конфликта Условия конфликта включают в себя условия его возникновения и условия его протекания. Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. Напр., в качестве условий возникновения конфликта у супругов будут выступать факторы, способствующие переходу их взаимодействия в конфликтные формы. К условиям протекания конфликта относят факторы, оказывающие влияние на его развитие.

Предмет конфликта - это то, что становится объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон. Предметом конфликта м. б. конкретный объект (напр., одна книга на двоих), конкретная возм.сть (одна д.сть, на которую претендуют 2 человека, или одна путевка в санаторий на весь отдел), или некое ценностное утверждение, исключающее мнение др., или соблюдение/ несоблюдение каких-то правил и т.д.

Действия участников конфликта в совокупности образуют то, что называется конфликтным взаимодействием. Конфликтное взаимодействие, в сущности, и является осн. содержанием процесса конфликта.

Исход конфликта - идеальный образ этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и, в конечном счете, определяющий его направленность. В конфликтном взаимодействии участники преследуют цели, связанные с предметом конфликта, воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т. д. Далеко не всегда они полностью осознаются участниками ситуации и тем более формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Вместе с тем образ желательного исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участников ситуации.

Структурные х-ки конфликта, являясь его необходимым компонентом, в то же время не дают возм.сти прогнозировать развитие конфликта. С практ. точки зрения более существенным представляется рассмотрение действий участников и исхода конфликта в контексте динамических х-к.

К динамическим же х-кам конфликта относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях. Обычно считается, что конфликт проходит через сл. этапы развития: 1) возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации); 2) осознание ситуации как конфликтной; 3) конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт); 4) разрешение конфликта. Т. о., анализ динамических х-к конфликта предполагает описание того, как из некоей совокупности внешних условий возникает конфликт, как происходит само конфликтное взаимодействие и как конфликт разрешается (или иным образом заканчивается).

 

Пед. конфликт. Принципы управления пед. конфликтом

Пед. конфликт - столкновение несовпадающих или различно понимаемых педагогом и воспитуемым интересов, целей, позиций, мнений, взглядов, установок, отсутствие взаимопонимания между ними, а также между личностью и коллективом, группами в классе и школе. По степени нарастания остроты противоречий, конфликтов выделяют: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда. Педагогу важно своевременно распознать начало конфликта, не давая ему разрастаться. Распознать его м. по сигналам: в порядке их нарастания различают дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение, кризис.

К пед. конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребёнком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом напр.. Так же пед. конфликты являются частью конфликта поколений. Х-р пед. конфликтов определяется статусом участников конфликта (вертикальный тип межличностного взаимодействия), наличием юр., моральной и проф. ответственности администрации образоват. учреждения и пед. коллектива за жизнь, здоровье учащихся и результаты уч.-воспит. деятельности; существенными различиями в возрасте, жизненном опыте, гражданских правах (школьники - несовершеннолетние граждане), образованности учащихся и педагогов и др. специфическими чертами.

Причины пед. конфликтов Конфликт между учителем и учеником м. б. обусловлен множеством различных причин.

1. Объективные причины пед. конфликтов: 1.Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка. 2. Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача 1го - учить, задача 2го - учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним). 3. Существенное ограничение степеней свободы (требования жёсткой дисциплины, подчинения, отсутствие возм.сти выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т. д.). 4. Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»). 5. Зависимость ученика от учителя. 6. Необходимость оценивания учащихся учителем и т. д.

2. К субъективным причинам относятся: 1.Психол. несовместимость учителя и ученика. 2. Наличие у учителя или ученика определённых черт х-ра, определяющих так называемую «конфликтную личность» (агрессивность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жёсткость, придирчивость и т. д.). 3. Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика. 4. Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика. 5. Несоответствие интеллектуальных, физ. возм.стей данного ученика и предъявляемых к нему требований и т. д.

Виды пед. конфликтов: а) внутриличностный - конфликт возникает, когда к одному и тому же воспитуемому предъявляются противоречивые требования, и его личные потребности не совпадают с предъявляемыми требованиями; б) межличностный когда действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели (выбор одного из 2 кандидатов); в) между личностью и группой возникает в случае расхождения, несовпадения позиции одного члена группы и всей группой («моббинг»); г) межгрупповой - между группами, классами.

Принципы управления пед. конфликтом. 1. Принцип заинтересованности в конструктивных последствиях конфликта, что означает необходимость понять воспит. значение конфликта, возм.е использование его для личностного роста, нравственного развития, извлечения позитивного опыта для каждого из участников.

2. Принцип системности и глубинности при анализе причин конфликта подразумевает использование сл. уровней анализа: начального, кульминационного, заключительного, а также понимания соотношения объективных деловых и субъективных - личностных факторов в возникновении конфликта.

3. Принцип исключения односторонней ответственности за возникновение конфликта. Участвуют 2 стороны, каждая вносит свой вклад в развитие конфликта.

4. Принцип нейтралитета посредника. Нейтральная позиция по отношению к враждующим сторонам совершенно необходима для разрешения (притом эффективного) конфликтной ситуации.

5. Принцип профилактики конфликтов. В пед. процессе потенциальных конфликтов гораздо больше, чем сознательно провоцируемых. Предотвращение отриц. последствий любого конфликта связано с умением вычленить его внешнюю и внутр. причину как основу конфликтной ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: