Свою деятельность педагог-психолог осуществляет в уч.-воспит. учреждениях системы образования: ДОУ, домах ребенка, детских домах, школах, школах-интернатах, внешкольных учреждениях, проф.-технических, средних спец. и высших уч. заведениях, лицеях, гимназиях, учреждениях спец. типа (для особо одаренных детей, для малолетних правонарушителей), спец. детских учреждениях для детей с особенностями умственного и физ. развития, диагностико-реабилитационных центрах, детских оздоровительных комплексах, органах управления образованием и т.д.
Целью деятельности педагога-психолога учреждения образования является содействие полноценному развитию личности воспитанников, учеников, обеспечение их успешной адаптации и социализации, сохранение и укрепление здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.
Приоритетные задачи педагога-психолога: - Содействие и контроль реализации прав ребенка на наилучшее обеспечение его интересов, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием;
- организация систематической комплексной соц.-пед. и психол. поддержки обеспечения полноценного, своевременного, разностороннего психич. развития на всех возрастных ступенях детства и юношества, а также оказание помощи тем, кто находится в соц.-опасном положении, имеет трудности в развитии и обучении;
- оказание целенаправленного влияния на формирование гуманных отношений в детских и пед. коллективах, в семьях учеников, создание эмоц. благоприятной атмосферы;
- предупреждение семейного неблагополучия, соц. сиротства, профилактика асоц. поведения родителей, пропаганда здорового образа жизни;
- содействие развитию психолого-пед. компетентности педагогов и родителей, активизация пед. потенциала соц. окружения.
Педагог-психолог работает в составе соц.-пед. и психол. службы (СППС) учреждения, в своей деятельности придерживается принципов образовательной работы.
К осн. направлениям деятельности педагога-психолога относятся: психолого-пед. диагностика; коррекционно-развивающая работа; здоровьесберегающая деятельность; психолого-пед. консультирование; психол. профилактика и просвещение; метод. работа; психол. сопровождение управленческих процессов. В рамках каждого направления педагог-психолог осуществляет работу с детьми, учителями (др. специалистами) и родителями детей.
Психолого-пед. диагностика. Цель - психолого-пед. изучение индивид. особенностей личности учеников в целях организации индивид. подхода в процессе обучения и воспитания. С педагогами м. включать диагностику эмоц. состояния, соц.-психол. климата коллектива и др. С родителями диагностика проводится с целью изучения состояния детско-родительских отношений, выявления семей в соц.-опасном положении.
Коррекционно-развивающая работа Цель – содействовать личностному развитию детей, оказывать помощь в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, повышения возм.стей в социализации.
Здоровьесберегающая деятельность Осн. цель – содействовать сохранению психол. здоровья детей, формированию установок на здоровый образ жизни и организации безопасной жизнедеятельности. С педагогами – занятия по профилактике проф. стресса у педагогов, обучению методам саморегуляции, укреплению психол. защитных механизмов. С родителями - осуществляет психол. профилактику вредных привычек через пропаганду ЗОЖ.
Психолого-пед. консультирование Цель – оказание помощи родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, адаптации, социализации, проблем взаимоотношений.
Психол. профилактика и просвещение Цель – развитие психолого-пед. компетентности (психол. культуры) педагогов и родителей.
Методическая работа Цель метод. работы – повышение метод. компетентности педагогов учреждения. Педагог-психолог накапливает и предоставляет психол. метод. материалы, включающие в себя популярную психол. информацию, психолого-пед. технологии, психолого-пед. диагностику др. для использования педагогами в организации воспитательно-образоват. процесса.
Психол. сопровождение управленческих процессов Цель данного направления работы - содействие повышению эффективности взаимодействия всех участников образоват. процесса, созданию благоприятного психол. климата в пед. коллективе.
Укрепление психол. здоровья субъектов образоват. процесса как осн. цель работы педагога-психолога