Сумма баллов по симтомокомплексам КРС




Благоприятная семейная ситуация Тревожность в семье Конфликтность в семье Чувство неполноценности Враждеб- ность
0,4 0,5 0,8 0,7 0,4

Анализ детско-родительских отношений о восприятия ребенком семейной ситуации.

В соответствии с результатом полученным в ходе методики ОРО в отношениях родителя к ребенку х-рна авторитарная гиперсоциализация и инфантилизм. Отношение к ребенку в целом м. ох-ризовать как положительное. Родитель в большой степени принимает ребенка таким, какой он есть. Родитель проявляет интерес к тому, что интересует ребенка, но не всегда высоко оценивает способности ребенка, не всегда поощряет его самостоятельность и инициативу. Родитель не устанавливает психол. дистанцию между собой и ребенком, хотя возм. отсутствие взаимопонимания. Родитель ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послуша­ния и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда м. б. хорошим воспитателем. Родитель относится к ребенку как к несмышленому существу, неудачи ребенка в большей степени считает случайными.

Со стороны ребенка, исходя из анализа симптомокомплексов КРС, оценку семейной ситуации м. дать как неблагоприятную. В семейных отношениях присутствует определенный уровень конфликтности. Ребенок часто чувствует себя некомфортно, возникает определенное чувство неполноценности, возм. возникающее лишь в конкретных ситуациях, т. к. уровень тревожности и враждебности в семье довольно низкий.

 

57. Проективные методы изучения семейной микросреды (методика Рене Жиля, рисунок семьи, метод незаконченных предложений, САТ и др.)

Методика Рене Жиля Проективная методика опубликована Р. Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей. Стимульный материал методики состоит из картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые, а также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с др.и людьми. Напр., на картинке нарисована семья, расположившаяся вокруг стола. Ребенку нужно выбрать себе место за столом.

Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные.

Цель методики состоит в изучении соц. приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с др. людьми.

Методика "Рисунок семьи". Сегодня наиболее известна модификация Бернса и Кауфмана - "Кинетический рисунок семьи".

Назначение методики Методику "Рисунок семьи" и ее модификации м. использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи ("семья глазами ребенка"). С др. стороны, данную методику м. рассматривать как процедуру, отражающую в 1ю очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности "Я-образа" ребенка, его половой идентификации. Особенно продуктивно применение методики в ст. дошкол. и мл. школьном возрасте.

Ребенку дается инструкция: - "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем.

Анализ структуры "Рисунка семьи" и сравнение состава нарисованной и реальной семьи Ожидается, что ребенок, переживающий эмоц. благополучие в семье, будет рисовать полную семью. Дети уменьшают состав семьи, "забывая" нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоц. привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности с членами семьи. Информативным является и увеличение состава семьи. Как правило, это связано с неудовлетворенными психол. потребностями в семье. Особенности графических презентаций отдельных членов семьи м. дать информацию большого диапазона: об эмоц. отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, об "Я-образе" ребенка и т. д.

Как правило, хорошие эмоц. отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем кол-ве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности его графической презентации. О восприятии др. членов семьи и "Я-образе" рисующего м. судить на основе сравнения величин фигур и т. д.

Методика "Незаконченные предложения" Инструкция для ребенка: "Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как м. быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову". Эта методика простая по содержанию, хорошо выявляет скрытые переживания ребенка. Законченные предложения м. разделить на 6 групп: 1. Отношение к отцу 2. Отношение к матери –3. Отношение к себе 4. Отношение к сверстникам 5. Отношение к д/с 6. Страхи и опасения.

Самоактуализационный тест (САТ) Одной из известных теорий является концепция самоактуализирующейся личности Маслоу. Понятие самоактуализации включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возм.стей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоц. сферы и духовной жизни, высокий уровень психич. здоровья. В процессе переработки известная методика Шострома претерпела существенные изменения, фактически, авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название “Самоактуализационный тест” (CAT). Самоактуализационной тест состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает 2 суждения ценностного или поведенческого х-ра.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: