Основные виды работ, которые предусмотрены при освоении дисциплины «Философия», указаны выше в рабочей программе. Следует обратить внимание, что организация обучения в рамках аудиторной работы осуществляется как в традиционных формах: лекция, семинар; так и в интерактивных формах: дискуссия, коллективные решения творческих задач, работа в малых группах. Для их рационального выполнения можно дать следующие общие рекомендации.
Традиционные формы
Лекция. Предполагает краткий теоретический разбор проблемы, которая затем продолжает изучаться студентами в рамках семинаров и самостоятельной работы. Предполагает конспектирование основных тезисов материала, участие в диалоге с преподавателем в рамках текущего закрепления полученной информации.
Семинар. Предполагает устное сообщение - выступление отдельных студентов с сообщениями по темам, имеющим важное значение для более глубоко и полного понимания изучаемой проблемы. Работа над сообщением начинается с консультации у преподавателя, во время которой студент, изъявивший желание подготовить выступление, получает указания по поиску литературы, разработке структуры сообщения, его объему и примерному содержанию. Во время выступления целесообразно использовать, помимо устной речи, самые разные способы представления материала – репродукции, схемы, таблицы, картографический материал, а также, по возможности, фрагменты видеозаписей. По результатам сообщения товарищи выступавшего по группе оценивают его сообщение, дают ему устную рецензию. Помимо прочего, выступление с сообщением на практическом занятии является важным элементом в формировании у студентов навыков публичного выступления, поскольку именно этот вид деятельности вызывает у них одни из наиболее серьезных трудностей, влияющих и на качество усвоения учебного материала, и, что также немаловажно, на удовлетворенность студентов своей учебой в вузе.
Интерактивные формы
Дискуссия. Дискуссия предусматриваетобсуждение какого - либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность.
Используемые в дискуссии средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению дискуссии. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы.
Противоположная сторона в дискуссии именуется обычно "оппонентом". У каждого из участников дискуссии должны иметься определенные представления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог дискуссии - не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством.
Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В дискуссии снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность.
Коллективные решения творческих задач. Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.
Цель: найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги.
Методика осуществления.
Организационный этап.
1. Подбор творческого задания, отвечающего следующим критериям:
· не имеет однозначного и односложного ответа или решения
· является практическим и полезным для учащихся
· связано с жизнью учащихся
· вызывает интерес у учащихся
· максимально служит целям обучения.
Если обучающиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия. Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по родственной тематике для обсуждения. Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты. Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы. Оппонент внимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации. Эксперт формирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.
Подготовительный этап. Каждая малая группа обсуждает творческое задание в течение отведенного времени. Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по творческому заданию.
Основной этап – проведение обсуждения творческого задания. Заслушиваются суждения, предлагаемые каждой малой группой по творческому заданию. После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций. В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по творческому заданию.
Этап рефлексии – подведения итогов. Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным путям решения предлагаемых творческих заданий осуществляют сравнительный анализ предложенного пути решения с решениями других малых групп.
Преподаватель дает оценочное суждение и работе малых групп, по решению творческих заданий, и эффективности предложенных путей решения.
Работа в малых группах. Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Цель: продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.
Задачи:
- Развитие навыков общения и взаимодействия в группе.
- Формирование ценностно-ориентационного единства группы.
- Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.