Творческая деятельность Баженова и одно из его основных произведений - Царицыно




Свойственный в конце XVIII в. дух романтиз­ма с особой полнотой проявился в подмосковном Царицыно.

«Русское просвещенное общество было тес­но связано с европейскими культурными тенден­циями. В Англии и других странах Западной Ев­ропы наряду с увлечением античностью и эпохой Возрождения все больше рос интерес к Средне­вековью. Образ английского пейзажного парка гармонировал с подлинными готическими со­оружениями. У посещавших эту страну русских людей, в том числе у художников, архитекторов, постепенно закреплялась ассоциация «пейзажный парк — го­тика». Возникла мода на оформление садовых и хозяйственных построек в духе Средневековья. Это вполне соответствовало господствовавшим в те годы сентиментально-романтическим на­строениям.

Сочетание красного кирпича с белым камнем, свободные приемы расположе­ния построек, декоры были близки русской архи­тектуре XVI-XVII вв. Дворец, Оперный дом, Ви­ноградные ворота, мосты и другие сооружения в подмосковном Царицыно.

История Ца­рицына началась с 1775 г., когда Екатерина II при­обрела имение Кантемиров Черная Грязь для по­стройки своей новой подмосковной летней резиденции вместо устаревшего дворца в сосед­нем Коломенском. Местность была живописной, с прихотливо изгибающимися контурами низин и оврагов, цепочкой прудов. На участке сохрани­лись следы древних поселений, что придавало пейзажу историческую «глубину». Каскад пру­дов длиной 8 км среди дебрей и болот на южных подступах к Москве был создан еще при Борисе Годунове в оборонительных целях. Земли у вер­ховьев этого каскада принадлежали в XVI в. цари­це Ирине Годуновой. Тогда, видимо, был устроен охотничий двор с хоромами, располагавшимися на берегу пруда в створе речки Городенки (как показали недавние археологические работы, вбли­зи Оперного дома). По предположениям здесь имеются подлинные следы садовых затей Годуновых. К ним можно отнести большую бе­локаменную лестницу, ведущую с холма к воде, и круглый остров на пруду с потешными беседками-«чердаками». Позже, уже в XVII в., Черная Грязь продается окольничему Л. С. Стрешневу, затем переходит к князю В. В. Голицыну, при котором заклады­ваются сады и рощи, строятся плотины, дом с гульбищами. В 1713 г. село за «особые заслу­ги» преподносится в дар Петром I молдавскому господарю Д. К. Кантемиру.

С весны 1775г. парк приобрела Екатерина II, которая столь высоко оценила местность — «сущий рай», что провела здесь все лето и на­именовала ее Царицыно.

Решить задачу создания новой подмосковной ре­зиденции императрицы было предложено В. И. Ба­женову. Уже через год он представил проект ан­самбля в модном «мавритано-готическом» вкусе. Все здания располагались на холме, вблизи Боль­шого пруда, в виде свободной, живописно раз­бросанной группы, без какой-либо центральной оси симметрии и обычного курдонера.

Кажущаяся хаотичность в расположении зданий на самом деле была тщательно продумана. На со­ставленной Баженовым панораме ансамбля видно, что он представлял себе его многоплановым, зда­ния стоят на разных расстояниях от берега, на вер­шинах холмов и в глубине паркового зеленого мас­сива. Они органично связаны с рельефом и водным пространством, рассчитаны на виды со стороны пруда. Дворец, поставленный на месте кантемиров-ского дома, состоял из двух соединенных друг с лрутом корпусов, предназначенных для самой вла­делицы поместья и ее сына Павла с семьей. Перед ними почти по центру находился Большой кавалер­ский корпус. Остальные здания тяготели к краям холма. Вдоль берега пруда на разных расстояниях от него и на разных высотных отметках располо­жились Кавалерский дворец с круглой залой и кре­стообразный домик, игравший роль въездных во­рот, арочный Фигурный мост, Камерюнфарский павильон, Малый дворец Екатерины II, Оперный дом и, наконец, Фигурные ворота, ограничившие вентральную группу сооружений с юга.

Для Баженова панорама — главное средство поиска проектного решения, он разрабатывает ее чрезвычайно подробно и тщательно, стремясь к полному взаимодействию архитектуры с при­годными данными местности, выявляет все осо­бенности рельефа, возможности размещения вы­сокой растительности, условия зрительного вос­приятия с плотин, мостов. Через готический де­кор зданий просматривались традиции московского барокко. Постройки выполнялись в красном кирпиче с отделкой белым камнем, ук­рашались стрельчатыми окнами, двурогими зуб­цами, ажурными карнизами, причудливыми па­рапетами, арками, башенками-пинаклями. Здания относительно невелики (исключая Большой ка­валерский дворец и Хлебный дом), архитектур­ный масштаб их сознательно уменьшен, отчего они казались чуть-чуть игрушечными. Панораму завершала Башня с часами, поставленная в глу­бине участка на самом высоком месте. В целом все это производило впечатление нарядного и за­гадочного городка, как бы выросшего среди хол­мов и озер, за дремучими лесами.

В последние годы работы над ансамблем Ба­женов все больше внимания уделяет собственно парку, реконструкции прудов и дорожной сети, оранжереям, садовым павильонам, посадкам де­ревьев и кустарников. В этой работе ему в 1784— 1785 гг. помогают выписанные из-за рубежа са­довники Ф. Рид и И. Мурно. Вдоль берегов пруда был создан большой пейзажный парк. Преоблада­ющими древесными породами в нем стали сосна и береза, а главными художественными принци­пами — световой и пространственный контраст, свободное, живописное расположение малых ар­хитектурных форм, которые дополняют и разви­вают заложенный в самой природе мотив.

К южному фасаду дворца примыкал большой регулярный партер — часть старой голицынской усадьбы. Впоследствии его заменила обширная поляна, окруженная сосновым бором. Все осталь­ные части парка мыслились как чередование жи­вописных пейзажных картин, объединенных про­гулочными дорогами, из которых наибольший интерес представляла так называемая Перспек­тивная дорога (позже Утренняя дорожка). Вдоль склонов, обращенных к прудам, было особенно много солнечного света и простора, один вид на заливы пруда сменялся другим, причем в наибо­лее эффектных местах располагались беседки и «руины», получившие сентиментальные названия Нерастанкино, Миловида, храм Цереры, Русалкины ворота и т. д. На­звания заочно давала сама императрица.

Отличительная особенность ансамбля заклю­чается в том, что даже самые крупные здания ре­шены как парковые сооружения. Они играли роль архитектурного дополнения того или иного при­родного мотива и рассчитывались на восприятие с определенных точек — царицынской плотины, березовой перспективы, дорожек партера. Глав­ные и Виноградные ворота, Фигурный мост и трехарочный мост через овраг выполняют не только и не столько свою прямую утилитарную функцию, а имеют прежде всего декоративное назначение: от них и через них раскрываются живые картины парка, они служат архитектурной рамкой для висты, направленной в сторону рощи, пруда, павильона-беседки, аллеи-подъезда. Одна из аллей обходит пруд кругом непосредственно у воды. Другая, напротив, показывает пруды сверху, причем видовые точки рассчитаны таким образом, что открывают перспективы в местах расширения водного зеркала или расположения искусственных островков. Каждая прогулочная дорога — Липовая, Глухая, Утренняя, Березовый проспект и т. д. — имеет свой неповторимый ха­рактер, вызывает особый психологический на­строй, располагает своими «сюрпризами» в виде гротов, шалашей, укрытий-пещер.

Многочисленные тропинки соединяются, рас­ходятся, теряются в лесной чаще или вдруг вы­водят на ярко освещенную поляну, к журчащему каскаду на ручье, вновь возвращают к оживлен­ной широкой аллее.

Создание парковых пейзажей и большей час­ти сооружений уже близилось к завершению, ког­да весной 1785 г. усадьбу посещает Екатерина II. После осмотра дворцов она распоряжается унич­тожить постройки Баженова, а затем и полностью отстранить его от службы.

Владелице поместья дворец показался тесным, ей не понравились узкие лестницы, тяжелые сво­ды и слабо освещенные залы.

Во­прос этот остается до конца не выясненным. Что касается парка, то известно, что хозяйка помес­тья даже не успела осмотреть его с тех видовых точек и подъездов, которые были намечены Ба­женовым.

Продолжить строительство предписывается М. Ф. Казакову, который, хотя и сносит два са­мых крупных здания — дворец и Кавалерский корпус, — все же сохраняет основные идеи свое­го предшественника и товарища.

Новый, более крупный и торжественный, не­сколько приближенный к идеалам классицизма дворец в основном вписался в баженовский ан­самбль. Появилась большая площадь с обелис­ком перед дворцом. Центральная часть ансамбля стала менее живописной, но приобрела парадный и открытый вид. Но Казакову тоже не удается за­кончить дворец, задуманный, как и баженовский, в романтических формах. Из-за финансовых за­труднений он остается недостроенным.

С целью ослабить некоторые стилистические противоречия между новыми элементами ансам­бля и теми, которые были выполнены при Баже­нове, примыкающая к центральному архитектур­ному ядру часть парка заполняется высокой растительностью, приобретает черты густого лес­ного массива. Это хорошо видно на «Геометри­ческом плане селу Царицыну с окололежащею ситуациею», который отражает уже казаковские преобразования.

Позже этот незавершенный ансамбль допол­няется оранжереями и парковыми беседками, выполненными в классических формах, вероят­но, И. В. Еготовым, учеником Баженова. В допол­нение к существующим прокладываются новые прогулочные дорожки, вновь формируется откры­тая поляна на месте кантемировских партеров. Однако все эти дополнения были уже не в состо­янии изменить основы этого редчайшего по сво­ему художественному своеобразию памятника архитектурно-ландшафтного искусства.

Исследователи архитектуры XVIII в. усматри­вают прямые или косвенные воздействия Цари­цына на развитие усадеб в Подмосковье и дру­гих регионах России.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: