Тест 2 Текст. Тема текста




Раздел «Синтаксис и пунктуация»

Тема 1. Работа с текстом

Упражнение 1. Спишите, вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1) Я закинул руки за голову. 2) Высоко-высоко в сер __ ньком, чуть размытом над далеким Енисеем небе разл __ чил две м __ рцающие звезд __ чки, величиной с сем __ чко таежного цветка. 3) Звезды всегда вызывают во мне чу __ ство тоскливого усп __ к __ ения своим л __ мпадным светом неотгаданност __ ю неотступност __ ю… 4) С возр __ стом я узнал радость кратка прох __ дяща часто обманч __ ва печаль вечна бл __ г __ творна неизменна. 5) Радость св __ ркнет з __ рницей молнией и укат __ тся перекатным гр __ мыханием. 6) Печаль свет __ т тихо как неугаданная звезда но свет этот (не)меркн __ т н __ ноч __ ю н __ днем рожда __ т думы о ближних тоску о любви мечты о чем-то неведомом то ли о прошлом всегда томительно-сладком то ли о заманч __ вом буду __ щем… 7) Тайга на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. 8) Звезды потухали а взамен их ра __ цв __ тали на небе другие. 9) И дерев __ я в тайге ум __ рали и р __ ждались одно дерево __ ж __ гало молнией подмывало рекой другое сорило сем __ на в воду… 10) Нам только каж __ тся что мы преобр __ зовали все и тайгу тоже. 11) Нет мы лишь ранили ее повр __ дили ист __ птали и __ царапали ожгли огнем. 12) Но страху (не) смогли ей передать (не)пр __ вили и враждебности как ни ст __ рались.

 

Выполните задания.

1)Определите стиль текстаи тип речи.

2)Определите тему текста.

3)Задайте проблемные вопросы. Определите проблемытекста.

4)Назовите основной композиционный прием,примененный автором в тексте.

5)Использование какого синтаксического средстваделает речь рассказчика убедительной, взволнованной, помогает понять авторскую позицию?

6)Укажите предложения, в которых есть сравнение.

7)Из литературных произведений приведите 2–3 примера, которые послужат вашими аргументами к тексту.

8)Укажите номер предложения, связанного с предыдущим цепной связью (при помощи однокоренных слов).


Упражнение 2.

Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Выделите однородные члены предложения.

Напишите продолжение текста, рассказывая о том, что вы знаете о смайликах как средстве письменного общения.

Смайлики (от англ. smile— улыбка) это зн_чки составленные из знаков преп_нания букв и цифр и показывающие какие-либо эмоц_и. Впервые они по_вились в1982 году и обозн_чали улыбку польз_вателей к_мп_ютера. (Сего)дня р_зличных знаков д_монстрирующих н_строение общающихся в чатах и форумах (не, ни)сколько сотен. Они широко использую(тся, ться) при общении в Инт_рнете в письмах в SMS-переписках и даже в обычных письмах...

Контрольно-измерительные материалы

 

ТЕСТ1 Язык. Общение. Стили речи

Часть 1

1. Выберите верный вариант ответа

1. Назовите виды общения.

1) устное и письменное

2) устное и телефонное

3) письменное и интернет- общение

4) телефонное и интернет- общение

2. Какие виды речевой деятельности характеризуют письменное и устное общение? Соедините соответствующие буквы и цифры между собой.

А. Письмо.

Б. Говорение 1) письменное общение

В. Слушание 2) устное общение

Г. Чтение

3. Выберите признаки устного общения.

1) шрифт

2) громкость

3) неподготовленность (т.е. создание в момент общения)

4) цвет

4. Выберите признаки письменного общения.

1) возможность редактировать текст

2) выделение абзацев

3) жесты

4) темп и тон

5. Выберите вариант, в котором верно указаны названия стилей речи.

1) научный и устный

2) разговорный и устный

3) научный и разговорный

4) разговорный и письменный

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Он обжора; обедает он вне дома.(2)Вчера вечером вернулся он голодный, решил закусить. (3)Ничего не нашлось в буфете. (4) Он спустился в магазин и притащил целую кучу: двести пятьдесят граммов ветчины, банку шпротов, скумбрию в консервах, большой батон, голландского сыру доброе полулуние, четыре яблока, десяток яиц и мармелад «Персидский горошек».

(5)Была заказана яичница и чай.

(6)- Лопай, Кавалеров,- пригласил он меня и сам навалился.

(7) Яичницу он ел со сковороды, откалывая куски белка, как облупливают эмаль.(8)Глаза его налились кровью, он снимал и надевал пенсне, чавкал, сопел, у него двигались уши.

(9)Я развлекаюсь наблюдениями. (10) Обращали ли вы внимание на то, что соль падает с кончика ножа, не оставляя никаких следов; что пенсне переезжает переносицу, как велосипед; что человека окружают маленькие надписи – на вилках, ложках, тарелках, оправе пенсне, пуговицах и карандашах? (11) Никто не замечает их. (12) Они ведут борьбу за существование. (13)Переходят из вида в вид, вплоть до громадных вывесочных букв!(14) Они восстают: буквы табличек с названиями улиц воюют с буквами афиш.

(По Ю. Олеше)

1. К какому стилю относятся выделенные слова?

2. Из предложений 12-14 выпишите слова и выражения, которые в основном используются в письменной книжной речи.

3. Определите средства выразительности, которые использует автор в тексте.

В данном отрывке Ю. Олеша активно соединяет разговорные и книжные черты. Так, предложение 10 создает иллюзию диалога, разговора автора с читателем. Этот эффект достигается за счет такого синтаксического средства, как _______________________________, а также слов, заменяющих______________________(«обращали ли вы внимание…»)Слово «полулуние» (предложение4) является ___________________________________________________________, которое придает особую выразительность тексту.

Средства выразительности

1) устаревшее слово

2) вопросительное предложение

3) восклицательное предложение

4) обращение

5) слово, придуманное автором (окказионализм)

6) звукопись

 

Тест 2 Текст. Тема текста

Часть 1

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Его именем был назван остров близ Антарктиды, но, так как после разгрома декабристского восстания упоминать имена осужденных было запрещено, остров переименовали в Высокий.

Б. Константин Торсон, участник восстания 14 декабря 1825 года, был замечательной личностью.

В. В 1819-1821 годах лейтенант Торсон плавал с Беллинсгаузеном на шлюпе «Восток» и стал участником открытия Антарктиды.

Г. Современники говорят о Торсоне как о прекрасном человеке и заслуженном морском офицере, который много сделал для развития русского военного флота.

1) Г, А, Б, В

2) В, Б, Г, А

3) Г, В, А, Б

4) Б, Г, В, А

2. Прочитайте текст.

1)…2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму.

3) Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв.

4) Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов.

Какой из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Персональные компьютеры - это универсальные устройства для обработки информации.

2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.

4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жестких дисках.

 

3.Прочитайте текст.

Когда мы смотрим на окрашенный предмет, то видим не его собственный цвет, а цвет того света, который от этого предмета отражается. Большая часть солнечного света (а это смесь всех цветов), попадающего на предмет, поглощается, остается внутри. И только отраженный свет попадает в наши глаза, и мы воспринимаем его как цвет предмета.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана важная информация, содержащаяся в тексте?

1) Глядя на окрашенный предмет, человек воспринимает отраженный предметом свет как его цвет.

2) Солнечный свет- это смесь всех цветов, поглощаемых предметом.

3) Большая часть солнечного света попадает в глаза человека.

4) Когда мы смотрим на предмет, то видим поглощенные им цвета солнечного света.

4. Прочитайте предложения.

1) Проблема возникновения жизни на Земле до сих пор не решена.

2)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых - около миллиарда лет.

3)…около миллиарда лет назад жизнь на нашей планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера.

Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

1) Тем не менее,

2) Однако

3) Иными словами,

4) Наконец,

5. Прочитайте текст.

На чем писали до того, как научились делать бумагу из древесины? Известно, что самым употребляемым в древности материалом для письма был папирус. Так называется и водное растение, из стеблей которого он изготовляется. Именно папирус было удобнее всего свертывать в свитки, и читатель постепенно мог разворачивать длинные рулоны, продвигаясь вперед по тексту. Есть сведения о том, что длина одного из свитков, на котором была записана поэма древнегреческого поэта Гомера «Илиада», достигала 150 метров. Кстати, из папирусных свитков состояло богатейшее собрание знаменитой в древности Александрийской библиотеки.

Какое утверждение не соответствует тексту?

1) Папирус - самый употребляемый в древности материал для письма.

2) Папирус можно свертывать в свитки.

3) Папирус - это выделанная особым образом кожа животных.

4) На папирусе записана поэма Гомера «Илиада»

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго - месяц или полтора.(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

(3)Иногда казалось, что война идет всегда, что отец целую вечность на фронте.(4)Не верилось только одному - что это будет бесконечно.(5)Не было безнадежности. (6)Надежда и ожидание - единственное, чем жили люди. (7)Все, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что она была маленьким островком мира в море войны? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11) Не помню.

(12)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (13) Счастлив и просветлен.

(14)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (15) Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески рыб в струях реки. (16) Я слышал металлический грохот якорной цепи и четкие команды капитана. (17) Я чувствовал запах дыма, который доносился с берега. (18) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

(19) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

(По А.Лиханову)

1. Из первых двух абзацев выберите предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:«Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?» Запишите номер этого предложения.

2. В каком значении употребляется в тексте слово временным (предложение7)? Подберите и запишите синоним к этому слову.

3. Озаглавьте текст.

Тест 3 Повествование

Часть 1

1. Какое из предложений повествовательное?

1) Приходите завтра в пять часов.

2) Вы хорошо отдохнули?

3) Мы замечательно отдохнули!

4) Как вы могли так поступить?!

2. Чему посвящен текст- повествование?

1) характеристика характера человека

2) размышление о проблеме

3) рассказ о событии

4) описание природы

3. Для текста- повествования характерна такая черта, как

1) смена событий, развитие сюжета

2) вопросно-ответная форма изложения

3) большое количество прилагательных и других определений

4) риторические вопросы и восклицания

4. Какой из заголовков может относиться к тексту- повествованию?

1) Зимний лес

2) Моя комната

3) Какие бывают дожди

4) Каникулы в деревне

5. Элементы какого (-их) из типов речи может включать в себя текст- повествование?

1) только описания

2) только рассуждения

3) описания и рассуждения

4) не может включать элементы других типов речи.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

(1)Случилось это после того, как меня несколько дней не было дома. (2)Я нарочно не приходила домой, чтобы узнать, как отнесется к моему отсутствию Куська. (3)О том, что она делала и как себя вела, мне докладывал Толя. (4)Он говорил, что Куська ко времени моего прихода бегает встречать меня к воротам территории, подолгу смотрит на улицу, выискивая меня среди прохожих, грустит и плохо ест. (5)Пришла я днем, когда Куська не ждала. (6)Она лежала около дома, но, увидев меня, бросилась навстречу. (7)Я протянула руку, и Куська не отскочила, как раньше; она ткнулась в мою ладонь носом и остановилась, неумело помахивая хвостом. (8)Воспользовавшись доверием, я осторожно положила ей на голову руку и стала ее гладить. (9)Сначала тихо, потом все смелей, смелей, гладила ее черную атласную голову, до которой так долго мечтала дотронуться. (10)Куська стояла не шевелясь. (11)Она как будто замерла под моей рукой, потом вдруг вывернулась и стала ласкаться. (12)Прыгала мне на грудь, виляла хвостом, лизала руки, лицо. (13)Так из злого, недоверчивого зверя она стала собакой, верным другом человека.

(По В. Чаплиной)

1. Докажите, что данный текст – это текст - повествование. Рассказу о каком событии он посвящен?

2. Какое из предложений 9-11 связано с предыдущим с помощью личного местоимения? Запишите номер этого предложения.

3. В каком из предложений 7-10 содержится элемент описания? Запишите номер этого предложения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: