Понятие конституционного Права. Место конституционного права в системе права.




Конституцио́нное пра́во — отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.

Оно занимает ведущее место в правовой системе Беларуси, поскольку регулирует основополагающие общественные отношения во всех сферах жизни, и которые служат основой формирования большинства других общественных отношений. Нормы конституционного права являются основополагающими для всех других отраслей права, а его принципы содержат исходные начала всего правового регулирования. Например, закрепляя различные формы собственности и права собственников (ст. 13, 44 Конституции Республики Беларусь), конституционное право служит базой для гражданского права, а регулируя основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь (ст. 132 Конституции Республики Беларусь), нормы конституционного права предопределяют основы финансового права.

Конституционное право является ядром, центром системы права, вокруг которого располагаются другие отрасли права. Более того, конституционное право как бы вторгается в определенных, диктуемых его ролью пределах в другие отрасли, поскольку оно устанавливает для их развития исходные начала.

Роль и место конституционного права в системе отраслей права вытекают из характеристики регулируемых им общественных отношений. Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами:

1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства;

2) основной источник конституционного права – Конституция – акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;

3) конституционное право определяет основы конституционного строя, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение государства, ориентиры для строительства системы правовых норм, в рамках которых существует правовое, конституционное государство. Человек как высшая ценность, суверенитет народа, демократизм, разделение властей, собственность и другие принципы, представляющие собой основы конституционного строя, лежат в основе функционирования любой отрасли права;

4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина.

2. Предмет и метод конституционного права как отрасли права

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Методы конституционного права — совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

Императивные методы осуществляются в различных формах:

управомонения (наделение органов государства определенными полномочиями для выполнения их задач);

субординации (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту РБ);

обязывания (Правительство РБ обязано подать в отставку при вынесении двух вотумов недоверия в течение трех месяцев);

требования (необходим 21-летний возраст для кандидатов в депутаты);

запрещения (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);

санкции вплоть до репрессий (законодательство о контртеррористических операциях).

Диспозитивные методы, оставляющие выбор поведения на усмотрение субъектов конституционно-правовых отношений (например, Президент РБ может принять отставку Правительства РБ, а может и не принимать), методы координации, согласования (например, согласительные процедуры, осуществляемые Президентом РБ при разрешении спора между субъектами Федерации) в конституционном праве не относятся к числу основных (диспозитивные методы являются основными, например, в гражданском праве).

3. Источники конституционного права Республики Беларусь, их понятие и виды.

Основные законодательные акты: Конституция (ст. 7, 73, 77,85, 101, 104, 108, ч. 4 ст. 116, ст. 137-140 и др.), Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с изм. и доп.) (далее — Закон о нормативных правовых актах).

Понятие «источник права» является многогранным. Можно исходить из широкого и узкого подхода к определению сущности источника права. Широкий подход предполагает понимание под источниками права силы, творящие право (божественную волю, волю народа), исторические правовые памятники, материальные, духовные и иные факторы, оказывающие влияние на развитие правовой системы.

Узкий подход предполагает понимание источника права в формальном, юридическом смысле; источник права устанавливает обязательность нормы (правила поведения). В целях настоящего издания рассмотрим источники конституционного права именно в этом смысле.

К источникам конституционного права Республики Беларусь автор относит:

общепризнанные принципы международного права (некоторые из них названы в ст. 18 Конституции);

нормативные правовые акты, в том числе и законы, которыми придается обязательная юридическая сила международным договорам;

судебные прецеденты (в перспективе следует развивать теорию юридических прецедентов, не ограничиваясь только судебными прецедентами);

правовые обычаи.

Наиболее многочисленными и в юридическом смысле формализованными являются нормативные правовые акты.

Иерархия нормативных правовых актов может быть выстроена на основе анализа норм Конституции (см. ст. 7, 77, 85, 104, ч. 4 ст. 1 16, ст. 137, 140 и др.).

Правовая пирамида выглядит следующим образом:

Конституция, в том числе конституционные законы, включая акты о ее толковании (ст. 137, 140 Конституции);

законы, придавшие международным договорам обязательную и более высокую юридическую силу, чем иные законодательные акты (это осуществляется посредством принятия законов о ратификации международных договоров, присоединения к ним или их утверждения). По существу такие международные договоры занимают доминирующее место в иерархии актов государства (см. ст. 8 Конституции);

законы, декреты, указы, изданные на основе полномочий, предусмотренных непосредственно в Конституции (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем закон).

4. Конституционно-правовые основы соотношения международного и внутригосударственного права.

Проблемы соотношения внутригосударственного (национального) и международного права привлекают растущее внимание ученых-международников, а также специалистов в области конституционного права и общей теории государства и права. Это обстоятельство определяется объективным процессом развития сотрудничества государств на международной арене, где отношения субъектов регулируются международным правом, углублением воздействия внутригосударственного права на экономические, социальные, политические, культурные отношения внутри страны.

Внутригосударственное, т.е. национальное, право и международное право представляют собой две различные, самостоятельные системы права. Это означает, что эти системы права имеют в своей характеристике как общие черты, так и особенности. Внутреннее право государства регулирует отношения внутри страны, на ее территории. Международное право есть совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами. Г. И. Тункин характеризовал международное право как нормативную подсистему, часть «международной системы». Под международной системой понимаются государства организации (международные, межгосударственные), различные объединения государств, нации и народы, борющиеся за независимость, и некоторые государствоподобные образования.

Эта система включает также отношения между ее субъектами. Все элементы, составляющие международную систему, взаимодействуют между собой. Нормативную основу международной системы составляют разные социальные нормы, в том числе нормы морали, обычаи. Международное право составляет нормативную подсистему. На основе принципов и норм международного права между государствами, другими субъектами складываются и функционируют правовые отношения, т.е. отношения, урегулированные правом. По своей сущности международные правоотношения отражают политическую природу субъектов международного права.

Международная система – специфическая социальная система, в которой находят выражение исторические закономерности развития человеческой цивилизации. Современная международная система, ее нормативная основа – международное право, международная мораль – сформировались как результат борьбы и сотрудничества государств, народов.

Рассматривая современные теоретические проблемы международного права, С. В. Черниченко отмечал, что международное право, с одной стороны, часть права вообще. Это означает, что праву конкретного государства и международному праву присущи такие черты и свойства, элементы, которые находят воплощение в реальной действительности, т.е. они объективны, познаются нами и находят выражение в такой категории, как «право».

5. Основы построения системы конституционного права, ее элементы, их характеристика.

Система действующего конституционного права во многом определена самой Конституцией Республики Беларусь. Система конституционного права как науки не совпадает с системой кон­ституционного права как отрасли, так как предмет науки имеет свои особенности. Кроме того, конституционное право как учеб­ная дисциплина также имеет свои особенности. Например, в учебной практике учитываются рациональная последователь­ность и взаимосвязь изучаемого материала. Конституционное право как наука обобщает такие вопросы, которые не могут трактоваться самой Конституцией (о понятии и формах власти, принципах организации и деятельности государственного аппарата и др.).

В силу этого разделы науки конституционного права и поря­док глав Конституции не могут полностью совпадать. К примеру, вопросы о порядке действия Конституции выделяются в одном из его последних разделов, а в учебниках данный вопрос трактуется одним из первых, что продиктовано учебно-методическими сооб­ражениями.

Наука конституционного права представлена в определенной системе, т.е. в совокупности близких по содержанию элементов, находящихся во взаимодействии и расположенных в определен­ной последовательности - от общих понятий к конкретным.

Эта система делится на общую и особенную части. Послед­ние, в свою очередь, состоят из правовых институтов, регулиру­ющих разнообразные общественные отношения.

Нормы конституционного права - правовые нормы, регулиру­ющие наиболее важные общественные отношения, составляю­щие предмет конституционного права как отрасли права.

Нормам конституционного права присущи общие черты всех правовых норм (выражение воли народа, гуманизм, демокра­тизм, общий характер правил поведения, обязательность их ис­полнения и др.). С другими нормами права, конституционные нор­мы объединяет то обстоятельство, что они различаются по дейс­твию во времени, в пространстве и по кругу лиц. Поэтому мы не должны их противопоставлять иным отраслевым нормам права. Вместе с тем нельзя не видеть, что нормы конституционного пра­ва обладают и определенными особенностями.

Во-первых, прежде всего они отличаются особым юридиче­ским содержанием, закрепляя и регулируя основные устои обще­ства, и имеют свои формы (источники), в которых они закрепля­ются.

Во-вторых, многие нормы конституционного права, особенно Конституции, регулируют общественные отношения своеобраз­ными методами, в меньшей степени - путем прямого воздейс­твия; в большей - через другие отрасли права.

6. Конституционно-правовые принципы в системе конституционного права.

В настоящее время в Республике Беларусь процессы реализации и претворения в жизнь конституционных принципов можно обозначить краткой формулой – «Конституция живет в законах». Законы как нормативные правовые акты, регулирующие наиболее важные общественные отношения, направлены на достижение конституционных целей, реализацию конституционных принципов, ценностей и норм.

Базируясь на конституционных принципах, законы выступают эффективной конституционно-правовой формой выражения, организации и защиты прав и свобод человека. Из положений Конституции Республики Беларусь вытекает обязанность Парламента принимать законы с правовым содержанием, то есть правовые законы, определяющие баланс свободы, власти, конституционных ценностей на началах равенства и справедливости.

При этом сама процедура законотворческого процесса должна строиться на конституционно-правовых началах, в строгом соответствии с конституционными принципами и нормами, как и процесс формирования и деятельности Парламента.

Конституционный Суд Республики Беларусь, осуществляя обязательный предварительный контроль конституционности законов, нацеливает законодателя при принятии законов на наиболее полный учет конституционных принципов и норм, соблюдение не только буквы, но и духа Конституции. Защищая права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, утверждая верховенство Конституции Конституционный Суд формулирует в своих заключениях и решениях правовые позиции, направленные на интерпретацию конституционных принципов и норм применительно к конкретным правоотношениям.

В качестве примера можно привести развитие принципа правовой определенности, который выступает неотъемлемой составляющей принципа верховенства права, напрямую закрепленного в статье 7 Конституции Республики Беларусь.

Базируясь на принципе правовой определенности, Конституционный Суд в ряде решений формулировал правовые позиции, направленные на устранение в законодательных актах коллизий и пробелов, ориентировал законодателя на формирование такой правовой системы, где нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи, согласуются между собой, обеспечивается ясность, точность и логическая согласованность правовых норм. Неукоснительное соблюдение законодателем принципа правовой определенности способствует правовой безопасности и предсказуемости правового регулирования.

7. Презумпции в конституционном праве.

Конституционная презумпция — разновидность предположения (сформулированного в Конституции РБ и иных нормах конституционного законодательства) о порядке явления и (или) наличии у того или иного субъекта конституционно-правовых отношений определенного юридически значимого качества, не требующего доказательства, из которого следует исходить в правоприменительной деятельности.

И.В. Сухинина определяет конституционную презумпцию как правило (при применении которого при наличии одного факта делается вывод о существовании другого факта), закрепленное прямо или косвенно в конституционном законодательстве, устанавливающее или допускающее существование юридического факта, события, свойства, явления без полного доказательства и действующее до его официального опровержения компетентным органом3.

С.А. Мосин различает презумпцию в конституционном праве и презумпции в тексте Конституции РБ. «В связи с тем, что Конституция закрепляет важнейшие начала общественного строя и государственной организации, закрепленные в ней презумпции логично назвать конституционными презумпциями, которые призваны в дальнейшем регулировать правоотношения в соответствующих отраслях права. Так, конституционная презумпция невиновности не обладает всеми необходимыми элементами конституционно-правовых презумпций и относится непосредственно к отрасли уголовного права»4. Представляется, что такое противопоставление рассматриваемого явления не совсем логично: презумпции в конституционном праве включают в себя как особый высший уровень все презумпции, закрепленные в тексте Конституции РБ. Это заставляет законодателя признавать верховенство конституционно-правовых презумпций и в отраслевом законодательстве; расширяет основания и совершенствует механизм (в том числе процедуры) их правоприменения. Поэтому первой спецификой действия конституционно-правовых презумпций является их многоуровневость: сочетание презумпций (как высшего уровня) в тексте Конституции РБ с презумпциями, закрепленными в иных источниках конституционного законодательства. Некоторые конституционные презумпции играют роль общеправовых презумпций как качественные показатели правового демократического государства.

Вторая особенность — категория презумпции в конституционном законодательстве практически не сформулирована, что позволяет сделать вывод об их косвенном правовом закреплении. Даже в знаменитой 49-й статье Конституции РБ, посвященной презумпции невиновности, данная юридическая категория не употребляется. Анализ практики показывает, что большинство конституционно-правовых презумпций в конституционном праве сформулировано в решениях Конституционного Суда РБ и поэтому содержание презумпций следует выводить из логического анализа и толкования этих решений.

8. Понятие и особенности конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Их содержание составляют права и обязанности сторон, т.е. участников правоотношения.

Субъекты подразделяются на две большие группы:

• физические лица;

• общественные формирования.

К первой группе относятся граждане государства, иностранные лица и лица без гражданства (апатриды).

Ко второй группе относят – государство и его органы, т.е. парламент, президент, правительство; народ, нация, избирательный корпус; политические партии и общественные организации; органы местного самоуправления и управления; судебные органы и т.д.

Субъектов права наделяют такими характеристиками как правоспособность и дееспособность, т.е. способность иметь права и обязанности и реальную возможность самостоятельно их осуществлять. Категории «правоспособность» и «дееспособность» применяются в отношении физических лиц. В отношении органов государства употребляют такие термины как «компетенция» и «полномочия». Под компетенцией следует понимать совокупность полномочий, прав и обязанностей государственных органов. Полномочия – это возможность участника правоотношений совершать определенные действия или требовать конкретных действий от других участников этих правоотношений.

Конституционно-правовые отношения можно классифицировать:

1. по субъекту и объекту. Объектами конституционных правоотношений могут служить территория государства, гражданство, иные неимущественные, иногда и имущественные блага;

2. по сроку действия различаются постоянные и временные отношения;

3. по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения;

4. по целевому назначению различают правоустанавливающие и правоохранительные правовые отношения.

Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юридический факт - событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия делятся на юридические акты и юридические поступки.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит перечня субъектов права.

9. Структура конституционно-правовых отношений. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений

Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

субъекты (число которых не может быть менее двух);

содержание;

объект.

Субъекты конституционно-правовых отношений

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

Субъекты конституционно-правовых отношений:

Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).

Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).

Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).

Государства (РБ, субъекты Федерации).

Органы государственной власти:

федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);

субъектов Федерации;

государственные органы на местах.

Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

Объекты конституционно-правовых отношений

Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.

Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РБ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РБ).

10. Содержание и виды конституционно-правовых отношений Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно- правовых отношений.

Действие нормы (при наличии юридического факта) создает между участниками (субъектами) определенные взаимосвязи, отношения, порождает взаимные права и обязанности.

Конституционно-правовые отношения — особый вид общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права.

Юридическим содержанием конституционно-правовых отношений является юридическая связь между их субъектами, которая выражается в форме взаимных (иногда — односторонних) прав и обязанностей, предусмотренных правовой нормой.

Все правоотношения делят на регулятивные, закрепляющие или направляющие какие-то социальные связи людей, и охранительные, обеспечивающие охранительную функцию права. Регулятивные правоотношения делят на относительные, абсолютные, общерегулятивные. В относительных правоотношениях точно, «поименно» определены все их субъекты; в абсолютных (односторонне индивидуализированных) — точно поименована лишь одна сторона — носитель права или обязанности, а на другой стороне находятся все иные субъекты права; в общерегулятивных — субъектами прав или обязанностей являются все субъекты («всякий и каждый»). Правоотношения бывают постоянными (складываются непосредственно на основе правовых норм) и временными (вытекают из конкретных юридических фактов, существуют в течение срока действия последних). Выделяют также материальные и процессуальные правоотношения, порождаемые соответственно нормами материального и процессуального права. Используются и другие классификации правоотношений.

Конституционные установления реализуются в форме общих и конкретных конституционно-правовых отношений. Общие конституционно-правовые отношения выражают правовое состояние субъектов, их взаимоположение относительно друг друга, ответственность друг перед другом и государством.

Конституционные нормы реализуются в форме конкретных конституционно-правовых отношений. Общие и конкретные конституционно-правовые отношения являются основой возникновения и развития иных отраслевых правоотношений.

Конституционно-правовые отношения бывают активного и пассивного типа. Конституционно-правовые отношения активного типа складываются на основе обязывающих и управомочивающих норм, требуют от субъектов права совершения положительных действий, без которых интересы управомоченного не могут быть удовлетворены. Конституционные правоотношения пассивного типа складываются на основе запрещающих норм.

11. Реализация норм конституционного права: особенности, формы, гарантии.

«Социальная природа» понимается в двух аспектах:

1) Социальная направленность Конституции (проводится относительное уравнивание заработных плат)

2) Социальная роль Конституции (исполняет роль господствующего класса; консенсус между социальными слоями)

Акт состоит из преамбулы, девяти разделов, восьми глав и 146 статей. В преамбуле говорится, руководствуясь какими правилами и с какой целью принимается Конституция.

Первый раздел – 20 статей, содержатся базовые нормы, определяющие основные принципы, на которых существует государство.

Второй раздел – «Личность. Общество. Государство.» с 21 по 63 статью. Посвящен вопросу о правах граждан РБ, о правовом статусе лиц без гражданства, иностранцев; закреплены обязанности граждан перед своим государством.

Третий раздел – «Избирательная система и референдум» с 64 по 78. Делится на две главы. Глава 1 – «Избирательная система», глава 2 – «Референдум» (определяется как всенародное голосование). «Институты государства» - Президент, Парламент, Правительство, суд. С 79 по 116.

Четвертый раздел – разбит на четыре главы. Говорится об условиях замещения с должностей, общие условия избрания, компетенция и взаимодействие этих должностей.

Пятый раздел – «Местное управление и самоуправлений» - 117-124. Раздел не разделен на главы.

Шестой раздел - «Прокуратура и комитет государственного контроля» - 125-131.

Седьмой раздел – «Финансово-кредитная система РБ» - 132-136

Восьмой раздел – «Действие Конституции РБ и порядок ее изменения»

Девятый раздел – «Заключительные переходные положения»

Особенность процесса реализации конституции заключается в том, что ее субъектами являются народ и государство. Реализация конституционных норм происходит различными методами (способами). Формы реализации зависят от природы конституционной нормы.

Формы реализации:

1) Исполнение

2) Соблюдение

3) Использование

4) Применение – принятие на основе норм каких-либо решений. Видами являются: законодательная деятельность в виде осуществления судами правосудия, властных полномочий субъектами правоотношений.

12. Коллизии в конституционном праве и механизм их разрешения

Правоприменительная деятельность может существенно затрудняться наличием коллизий в действующем законодательстве.

В юридической литературе под юридическими коллизиями следует понимать расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.

Коллизии порождаются разными причинами: несовершенством закона, выходом отдельных органов и должностных лиц за пределы своих полномочий, произвольными толкованиями норм Конституции, несоблюдением иерархии правовых актов по юридической силе и т.д.

Для конституционного права особенно опасны коллизии между естественным и позитивным правом. Опасность коллизий подобного рода заключается в том, что они угрожают реализации одной из основных функции конституционного права – охраны прав и свобод человека и гражданина. Разрешение их во всех случаях очевидно, т.к. примат должен отдаваться естественному праву.

По мнению автора, имеются коллизии и пробелы и в конституционном праве. Одна из коллизий в Конституции Республики Беларусь связана с нормой статьи 64 Конституции, определяющей, что «в голосовании не принимают участие лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей». В соответствии со ст.ст. 119, 126 УПК Республики Беларусь меру пресечения в виде заключения под стражу применяют органы уголовного преследования (орган дознания, дознаватель, следователь) с санкции прокурора; прокурором и его заместителями либо Министром внутренних дел, Республики Беларусь, заместителем председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследовании. Презумпция невиновности, закрепленная в ст. 26 Конституции, определяет, что никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Запретительное указание ст. 64 Конституции противоречит, таким образом, ст. 38 Конституции, закрепившей одно из важнейших субъективных прав граждан свободно избирать и быть избранным в государственные органы. При условии, что по окончании выборов в отношении гражданина будет вынесен оправдательный приговор и, учитывая, что избирательный процесс ограничен временными рамками, гражданин не сможет реализовать свое конституционное право избирать и быть избранным.

13. Ответственность в конституционном праве: понятие, специфика.

В последние десятилетия конституционное право развивается достаточно динамично. Оно “вынуждено” реагировать на изменения в политической, экономической, социальной сферах, то есть испытывает сильное влияние политики. В то же время характер многих конституционных правоотношений связан с политическими процессами. В этой связи необходимо учитывать, что лишь на первый взгляд мы иногда имеем дело с “политической” ответственностью (например, выборного лица), но истоки ее — в нормах конституционного права и развивающихся на их основе других отраслей права.

Позитивная ответственность, по мнению Б.Л. Назарова, позволяет предупреждать правонарушения “путем выработки навыков и привычек правомерного поведения”, более того, что очень важно с точки зрения наших “ожиданий” от действий властных структур по обеспечению условий для жизни граждан, такая ответственность “органически связана с чувством долга перед обществом”.

Выделение позитивной ответственности, в том числе и в качестве самостоятельного аспекта юридической ответственности, позволяет теоретически обосновать применение мер к участникам конституционно-правовых отношений, которые формально не совершили правонарушение, но с точки зрения предъявляемых требований (например, со стороны избирателей, народа в целом, политических групп) исполняют эти обязанности ненадлежащим образом.

Поэтому позитивную ответственность, исходя из положений конституционного права, можно оценивать еще и как ответственность за “недолжное” поведение. Например, если спикер Парламента (палат Парламента) не смог преодолеть возникшее противостояние между парламентскими группами либо между парламентом и другими ветвями власти, что привело к его смене. Развитие идеи о позитивной ответственности дает больше оснований для того, чтобы предъявлять требования к должностным лицам, государственным органам при реализации ими своих правомочий. Так, вопреки требованиям статьи 59 Конституции Республики Беларусь, согласно которой государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности, некоторые уполномоченные субъекты рассматривают свое правомочие на обращение в Конституционный Суд при возникновении неопределенности в том, соответствуют ли Конституции нормативные акты, лишь как право на это, но не обязанность. Безусловно, такой подход является неконституционным.

14 Конституционно-правовые санкции

Анализ конституционного законодательства с очевидностью выявляет существование санкций, которые не могут быть отнесены к таким традиционным видам юридической ответственности, как административная, гражданско-правовая, уголовная и дисциплинарная.

Считалось, что конституционно-правовая санкция не является обязательным признаком конституционно-правовой нормы, а обеспечение норм ведущей отрасли права осуществляется с помощью санкций иных отраслей права. Действительно, не все конституционно-правовые нормы (как и нормы других отраслей) полностью соответствуют теоретической модели, которая исходит из того, что понятие «санкция» связано с так называемой логической структурой правовой нормы. Согласно этой структуре каждая правовая норма (именно правовая норма, а не статья) имеет гипотезу (определение круга адресатов нормы и условий ее реализации), диспозицию (содержание правила поведения, обязанности и права участников регулируемого отношения) и санкцию.

Конституционно-правовая санкция — установленная нормами конституционного права мера государственного (или приравненного к нему общественного) воздействия в сфере конституционно-правовых отношений, которая применяется в отношении субъекта конституционного права, совершившего деяние, не соответствующее диспозиции конституционно-правовой нормы, и которая содержит итоговую оценку такого деяния.

Конституционно-правовая санкция — это заложенная в нормах конституционного права возможность (угроза) принуждения (реакции) со стороны, как правило, государственных органов и должностных лиц по отношению к субъекту конституционно-правовой ответственности в случае совершения им конституционного деликта.

Меру конституционной ответственности Н. В. Витрук рассматривал как меру государственного принуждения, применяемую к правонарушителю, следовательно, в принудительном порядке. По мнению В. О. Лучина, в качестве санкций могут выступать установленные Конституцией РБ такие меры государственного принуждения, как «правовые лишения, обременения, правовой урон».

Отрицать то, что конституционное право редко закрепляет санкции в качестве структурного элемента своих норм, невозможно. Однако это скорее несовершенство законодательной техники, чем непреодолимая закономерность.

Необходимость конституционно-правовых санкций обусловлена тем, что только они, как отражающие особенности защищаемых общественных отношений, могут свести на нет все выгоды от нарушения норм конституционного нрава. В ряде случаев возможна исключительно конституционно-правовая ответственность: в силу норм конституционного права применение санкций других отраслей становится недопустимым.

15. Понятие и предмет науки конституционного права. Источники науки конституционного права.

Термин «конституционное право» употребляется



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: