ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС.
Время выполнения – 80 минут
Максимальный балл — 100
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1) Исторически первыми примитивными формами религиозности выступают анимизм, ведизм, тотемизм, фетишизм.
2) Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.
3) Большинство ученых считают, что для представителей этнического меньшинства наиболее благоприятно достижение биэтнической социальной идентичности.
4) Культурология как наука изучает все стороны жизни общества.
5) В некоторых случаях прирожденный социальный статус может меняться.
Баллов: по 1 баллу за каждую позицию.
2. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.
2.1. Характеристики чувственного познания:
а) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета
б) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент
в) установление взаимосвязи различных понятий
г) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков
д) получение новых суждений на основе уже имеющихся
е) сохранение в памяти целостного образа предмета
2.2.Признаки, присущие только мажоритарной избирательной системы:
а) консервативная идеология
б) голосование по партийным спискам
в) общенациональный избирательный округ
г) допускается выдвижение независимых кандидатов
д) возможны два тура голосования
е) одномандатные избирательные округа
ж) в день голосования запрещается ведение агитации
з) избирательный барьер
2.3. Юридические основания прекращения трудового договора:
а) инициатива работника
б) сдельная заработная плата
в) нарушение трудового законодательства
г) безработица
д) смена собственника
е) экономический спад
2.4. Проявления хозяйственно-экономической функции семьи:
а) организация семейного отдыха
б) социализация человека
в) планирование семейного бюджета
г) первичный социальный контроль
д) ведение домашнего хозяйства
е) распределение домашнего труда
2.5. Позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:
а) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от неё
б) природа и общество оказывают воздействие друг на друга
в) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя её на службу себе
г) природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству
д) общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде
е) общество и природа никак не связаны между собой
Всего 10 баллов: по 2 за каждый столбец таблицы, если в столбце 1 ошибка (лишняя буква или не хватает буквы) – 0 баллов за столбец.
2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 |
Что является лишним в ряду. Дайте КРАТКОЕ пояснение.
3.1. Трудовое право, гражданское право, административное право, государственное право, обязательственное право. ________________________________________________________________
3.2. Публичная власть, территория, идеология, суверенитет, налоги.__________________________________________________________________________
3.3. Выдача лицензий, установление квот, установление цен, надзор над качеством._______________________________________________________________________
Всего 9 баллов: по 1 баллу за правильные ответы (всего – 3), + по 2 балла за объяснение, что объединяет другие понятия (6).
4. Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить его проявления. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.
1. «…дороже денег».
2. Самая древняя форма; дипломатический этикет.
3. Сакральные тексты.
4. Они похожи на патриархальную семью прошлого, в которой главой был отец, подчиняющий своей воле других членов семьи.
5. Правило «State daisies». В переводе с латинского «предшествующий».
6. С древнерусского «предел, граница».
7. Делалась ссылка на положения Ульпиана, Гая, Павла и др. в Древнем Риме.
8. Публикуются в газете «Российские ведомости».
Балла за определение понятия. За каждый правильно определенный недостающий компонент схемы по 2 балла. По 1 баллу за правильное соотнесение каждого явления с определенной группой. Всего – 20 баллов
_____________________________________________________________________
Юридическая задача «Хорошо быть Президентом».
Авдей Холмогоров мечтал на занятии по обществознанию: «Хорошо быть Президентом России! Хочешь — назначаешь Правительство, хочешь — отправляешь в отставку. Хочешь — назначаешь выборы в Думу, а не хочешь — не назначаешь. Если Государственная Дума не нравится — ее и распустить можно, да и Совет Федерации тоже. Армией командуешь. МВД, ФСБ в подчинении. Судей опять же назначаешь и увольняешь. А тебя уволить не могут. Да, вот стану совершеннолетним — буду баллотироваться в Президенты». Пока Авдей мечтал, учитель рассказывал о правовом статусе Президента правду.