Стаж работы Образование Квалификационная категория




Карта наблюдения взаимодействия педагога с детьми и организации образовательного процесса по решению задач социально-коммуникативного развития

Процедура проведения наблюдения с использованием карт: проявления показателя фиксируются в столбце «Индикаторы проявления показателя» где:

«0» - Показатель не выражен (показатель не проявляется, в ходе наблюдения не замечено)

«1» - Показатель выражен недостаточно (показатель проявляется редко, в ходе наблюдения замечено однократное применение)

«2» - Показатель выражен достаточно (показатель проявляется, в ходе наблюдения замечено неоднократное применение)

Задача:Оценка компетентности воспитателя по решению задач, направленных на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Дата проведения

ФИО педагога

Стаж работы Образование Квалификационная категория

Критерий Показатель Индикаторы проявления показателя
Показатель не выражен (0 баллов) Показатель выражен недостаточно (1 балла) Показатель выражен достаточно (2 балла)
Оказание поддержки детям по формированию позитивных установок различным видам труда Педагог поощряет проявление интереса детей к деятельности взрослых путем совместного наблюдения за тем, что и как делает взрослый: · Обращает внимание детей на то, как ухаживает за растениями; как дворник подметает двор, собирает опавшую листву; как столяр чинит беседку и пр. · Задает детям вопросы, беседует с детьми об увиденном · Предлагает спросить взрослого об оказании помощи, совместного выполнения трудового действия      
Педагог формирует умение детей узнавать и называть трудовое действие, выполняемое взрослым, отвечать на вопрос: · Что делает? Зачем и для чего делает? · Давать развернутые ответы (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, моет посуду)      
Педагог поощряет желание детей выполнять поручения педагога, простейшие трудовые действия: · подготовить необходимый материал для занятия оказать помощь няне в накрывании на стол · полить и протереть пыль с растений · оказать помощь в сборе игрушек и пр.      
  Педагог оказывает помощь ребенку в случае затруднения: «Можно я тебе помогу? Ты хочешь, чтоб я помогла тебе?» · Ласковая интонация, улыбка · Часто смотрит в глаза ребенка, на уровне глаз ребенка · Обращение по имени, использование ласкового имени · При неудачах проявление сочувствия, предложение помощи      
Педагог поддерживает стремление ребенка помочь взрослому и сверстнику включиться в трудовое дело: · Поощряются все правильные действия ребенка · поощряет словесно, «помоги, сделайте вместе» подбадривает жестом · дает предвосхищающую оценку · приводит в пример сверстника, «посмотри, как он поливает цветы, помоги · приводит в пример литературного героя · вместо порицаний использует подсказки, вопросы      
При уходе детей домой педагог делится впечатлениями с родителями, напоминает ребенку о его достижениях в различных видах деятельности, предлагает рекомендации по содержанию поручений дома: · Что ты сегодня сделал сам? · Расскажи маме, как у тебя получилось? · Попробуешь так же сделать дома?      
Оказание поддержки детям по формированию позитивных установок различным видам творчества Педагог поддерживает желание ребенка в разработке собственного творческого замысла (нарисовать, вылепить, сделать поделку, атрибут для игры и пр.): · комментирует действия ребёнка · предлагает образцы действий · предоставляет возможность выбора, спрашивает о желаниях ребенка      
Педагог оказывает помощь ребенку в подборе необходимого материала для воплощения замысла в уголках детского экспериментирования, конструирования, для ручного труда и рукоделия      
Педагог вербально поддерживает ребенка к проявлению самостоятельно выполнять отдельные действия при небольшой помощи взрослого и сверстников: · Молодец, у тебя очень хорошо получается. · Попробуй еще раз. · Давай сделаем это вместе. · У тебя обязательно все получится, надо попробовать      
Педагог организует место для размещения детских поделок, проявляет интерес и положительное отношение к результатам детского творчества (рисунок, поделка, аппликация, конструирование из природного и бросового материала и пр)      
Использование специфических методов и приемов для формирования позитивных установок к труду и творчеству, развитие активности и самостоятельности Педагог проектирует и реализует совместные детско-взрослые проекты (например, по изготовлению книг, мир техники, как вырастили хлеб)      
Педагог учит детей вычленять и называть (по вопросам)3-4 действия (например, что задумали? Из чего это можно сделать? Что нужно для этого сделать? Что сделали сначала, что потом?)      
Педагог создаёт условия в группе для развертывания сюжетно-ролевых игр, по методу «игра-труд», позволяющие детям отражать в игре мир взрослых (Магазин, Доктор, Школа и др.)      
Педагог проводит беседы с детьми о профессиях взрослых с использованием игровых персонажей и наглядности «Расскажем Почемучке, кто работает в детском саду», «Кто нам поможет, когда мы заболеем?»      
Педагог обсуждает вместе с детьми реальные события из детской жизни, для организации игровых ситуаций для формирования трудового действия «Что делать, если мишка разольёт компот? Поможем кукле Маше накрыть на стол для встречи гостей? Почему и как надо убирать игрушки?»      
Педагог каждодневно организует дежурства, коллективный труд, трудовые поручения, оказание добрых дел, помощи сверстникам и педагогу      
Педагог проводит с детьми наблюдения за хозяйственно-бытовым трудом взрослых в детском саду (мытье посуды, смена постельного белья, подметание дорожек)      
Организация образовательной деятельности с учет возрастных и индивидуальных особенностей детей Педагог привлекает детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно со взрослым и под его контролем накрывать и убирать со стола (расставлять хлебницы, салфетницы, раскладывать ложки и пр.)      
Педагог мотивирует детей на создание предметов из разных материалов (бумаги, картона, ткани, дерева, бросового материала) с учетом потребности и интересов детей «Подарок для мамочки, Угостим Деда Мороза, Украсим скатерть для праздника»      
Педагог приучает детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам      
Педагог использует символические обозначения для обозначения переходов между разными видами деятельности      

Анализ результатов наблюдения: результаты наблюдения, зафиксированные в таблице, баллы по каждому показателю суммируются, полученный общий балл соответствует:

От 20 до 40 -положительной выраженности данного критерия

От 0 до 19 – отрицательной выраженности данного критерия

Для определения профессиональной компетентности воспитателя по решению задач, направленных на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, оценивается по ключевым критериям:

Положительная выраженность критерия:

Педагог, осуществляющий такое взаимодействие с ребенком, проявляет искренний интерес к нему, и к совместным действиям, в которые включается вместе с ними, поощряет проявление интереса детей к деятельности взрослых, формирует позитивные установки к труду и творчеству. Позиция по отношению к ребенку на уровне партнерства «на равных». Педагог проявляет инициативу в организации совместной деятельности, поддерживает стремление ребенка помочь взрослому и сверстнику включиться в трудовое дело, к выполнению трудовых поручений. Адресность внимания педагога обращена не только к действиям ребенка, но и к его личностным проявлениям, поддерживает желание ребенка в разработке собственного творческого замысла. Поддержка сопровождается положительными эмоциональными проявлениями со стороны взрослых (часто улыбается, осуществляет тактильный контакт, смотрит глаза в глаза, оказывает помощь ребенку в случае затруднения. Ребенку в ситуации взаимодействия предоставляется возможность проявления инициативности и самостоятельный выбор, создается ситуация «успеха» в трудовой и творческой деятельности, оказывается сочувствие, поддержка и помощь в случае затруднения. Педагог учитывает индивидуально-типические особенности ребенка, его интересы, уровень личностно-социального развития.

Отрицательная выраженность критерия:

Взаимодействие педагога с ребенком носит формальный характер, он не испытывает особого интереса и удовольствия от совместной деятельности с ребенком, не дает возможности ребенку проявить помощь в оказании взрослому, самостоятельному проявлению и осуществлению трудового действия. Осуществляет либо контролирующую функцию за деятельностью ребенка, либо опекающую, не учитывает возможности и возрастные особенности детей. Позиция педагогом не на равных, а за ребенком. Педагог проявляет эмоциональную реакцию на действия ребенка, не оценивая их и не инициируя его к следующему шагу развития, не стремится к смене содержания взаимодействия с ребенком, формирование направленности на трудовые действия, к проявлению самостоятельности, к формирование положительного отношения к труду. Педагог н создает условия для демонстрации самостоятельности и инициативности, многое делает за ребенка, не формирует трудовые действия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: