V. ”илософиЯ Р служанка теологии




(28, 1)?так, до пришествиЯ ѓоспода философиЯ была необходима эллинам как учение праведности. Ќо и ныне она полезна как средство привлечениЯ к истинному благочестию. Ћна представлЯет собой предварительное образование длЯ таких людей, которые к вере приходЯт не иначе как путем доказательств. ЗЌога же твоЯ не преткнетсЯИ, Р говорит Џисание (Џритч. 3:23), если все доброе будешь относить к Ѓожественному провидению, будь то добро эллинское или наше. (2) ‚иновником всЯких благ ЯвлЯетсЯ Ѓог, но одних, например, ‚етхого и Ќового заветов Р непосредственно, других же, например, философии, Р опосредованно. (3) ‚озможно философиЯ изначально была даром Ѓога эллинам до того, как он обратилсЯ к ним Явно.?бо философиЯ длЯ эллинов Р это то же что закон длЯ иудеев, а именно: наставник, ведущий их к •ристу.?так, философиЯ ЯвлЯетсЯ пропедевтическим учением, пролагающим и выравнивающим путь к •ристу, который приводит ученика к совершенству. (3) ЗЋгради премудрость, Р говорит ‘оломон, Р и она превознесет тебЯ, венцом сладости покроет тебЯИ (Џритч. 4:8Р9).?бо если окружишь свою мудрость стеной философии и, укрепившись за ней, наполнишь свою жизнь добродетелью, то станет она длЯ софистов неприступной.

(29, 1) Ѓез сомнениЯ, путь к истине один, но разные тропы, ведущие из различных мест, соединЯютсЯ в ней, подобно тому, как различные потоки образуют единую реку жизни, текущую в вечность. (2) Џоэтому Ѓог и говорит нам: З‘лушай, сын мой, и прими мои слова, дабы умножились пути твоей жизни. ЏутЯм премудрости џ учу тебЯ, да не иссЯкнут у тебЯ источникиИ (Џритч. 4:10Р11, 21), бьющие из той же самой почвы. (3) Ћн говорит о множестве спасительных путей не только длЯ одного отдельно взЯтого праведника, ведь, поскольку праведников много, то и пути спасениЯ их многочисленны.?менно это он хочет сказать словами: ЗЏути праведных подобно свету светЯтсЯИ (Џритч. 4:18). ‡аповеди и предварительные наставлениЯ Р суть различные исходные точки жизненного пути. (4) З?ерусалим,?ерусалим, сколько раз хотел џ собрать чад твоих, как птица птенцов!И (‹к. 13:34).?ерусалим ЯвлЯетсЯ здесь образом мира. ‚ышеприведенными словами ѓосподь пророчески открывает нам, что созерцающие этот образ имели множество различных учителей, которые наставлЯли их. (5) Ќо дело этим и ограничилось. ѓосподь хотел (помочь), но не мог. ‘колько раз ѓосподь стремилсЯ подготовить евреев и каким образом? „важды: первый раз через пророков, второй Р через свое пришествие.?так, выражение Зсколько разИ показывает, что ЃожиЯ премудрость употреблЯет длЯ спасениЯ людей различные пути, которые и по количеству многочисленны, и по качеству многообразны. ЃожиЯ премудрость постоЯнно заботитсЯ о нашем спасении не только во времени, но и в вечности. З?бо „ух ѓосподень наполнил вселеннуюИ (Џрем. 1:7).

(6)? если, желаЯ уЯзвить нас, некто прибегнет к следующему месту ЏисаниЯ: ЗЌе внимай жене злой, мед каплет с уст жены-блудницыИ (Џритч. 5:3), разумеЯ под распутной женой эллинскую ученость, то пусть он выслушает и то, что сказано далее: З‚ нужное времЯ она услаждает твою гортаньИ (Џритч. 5:4). ”илософиЯ не льстит. (7) Ћ какой же распутной женщине Џисание говорит в этом месте? ќто Ясно из последующих слов: ЗЌоги безумиЯ в ад по смерти сводЯт водЯщихсЯ с ней; пути ее нетвердыИ (Џритч. 5:5); З?так, далеким от неразумного наслаждениЯ сделай путь твой. Ќе приступай к дверЯм домов ее, чтобы не предала иным жизни твоейИ (Џритч. 5:8Р9). (8)? далее говоритсЯ: ЗЌапоследок раскаешьсЯ в старости, когда истощитсЯ плоть тела твоегоИ (Џритч. 5:11). ’аков конец всЯкого неразумного сладострастиЯ.

(9) Ќо достаточно об этом. ‘оветуЯ Зне задерживатьсЯ у чужестранкиИ (Џритч. 5:20), Џисание позволЯет извлекать пользу из человеческих знаний, при условии, что мы не останемсЯ там навсегда. ‚се, что в надлежащее времЯ было даровано Ѓогом на пользу каждому поколению людей, готовило их к восприЯтию ‘лова Ѓожьего. (10) ЗЉонечно, постоЯнно встречались обмороченные любовным зельем служанок и презревшие госпожу дома, философиюИ, состарившиесЯ кто на музыке, кто на геометрии, кто на грамматике, а большинство Р на ораторском искусстве 20.

(30, 1) Љак свободные искусства ведут к их госпоже философии, так и сама философиЯ (любовь к мудрости) в конечном итоге приводит к мудрости. ”илософиЯ ЯвлЯетсЯ средством длЯ осуществлениЯ мудрости, сама же мудрость есть знание причин вещей божественных и человеческих. ‘ледовательно, мудрость Р госпожа философии, подобно тому как философиЯ Р госпожа всех предварительных наук. (2)?бо если философиЯ учит сдерживать различные желаниЯ, такие как словоохотливость, чревоугодие и похоть, а следовательно ценна сама по себе, то тем более она полезна, если упражнениЯ эти сочетаютсЯ со стремлением к славе Ѓожией и к истинному знанию.

(3) ‘казанное нами подтверждаетсЯ и таким свидетельством ЏисаниЯ. ‘ара, жена Ђвраама, до старости оставалась бесплодной. Ќе будучи в силах родить, она позволила Ђврааму сблизитьсЯ со своей служанкой Ђгарью, родом из …гипта, дабы та родила от Ђвраама 21. (4) ’очно так же и мудрость, состоЯвшаЯ подругой верному, т.е. Ђврааму, которому Звера вменилась в праведностьИ (‘р. ђим. 4:9), была в том поколении бесплодна и бездетна, не производЯ в лице Ђвраама плодов добродетели. Џоэтому она по справедливости пожелала, чтобы тот, кто до сих пор стремилсЯ в своей жизни к праведности, но успехов не имел, вошел в свЯзь с мирской наукой (…гипет символически обозначает мир), а затем и с ней, мудростью, сблизилсЯ длЯ произведениЯ на свет, по изволению Ѓожественного провидениЯ, законного наследника,?саака. (31, 1) Џо истолкованию ”илона, именно так следует понимать эту историю, ибо слово Ђгарь означает Зжилище по соседствуИ, смежное поселение, почему и говоритсЯ в Џисании: ЗЌе задерживайсЯ надолго у чужестранкиИ (Џритч. 5:20); имЯ же ‘ара означает ЗмоЯ властьИ 22.?так, начальное образование приводит к мудрости, которой принадлежит царственное достоинство и котораЯ умножает собою род израильский. (2) Ћтсюда видно, что мудрость может быть приобретена учением. ‚едь и Ђвраам до нее дошел именно этим путем, от созерцаниЯ вещей небесных продвигаЯсь постепенно к вере в Ѓога и к праведности. 23

(3)?мЯ же?саак означает ЗсамоучкаИ. Џоэтому-то он и ЯвлЯетсЯ прообразом •риста.? был он мужем одной жены, а именно ђевекки, имЯ которой значит ЗтерпеливаЯИ. (4)?аков был назван так еще и потому, что ему довелось сразитьсЯ со многими женщинами. Џоэтому имЯ ему Р аскет, ибо дисциплина предполагает борьбу со многими догмами. ‡атем?аков получает другое имЯ и называетсЯ?зраиль, что значит Зистинно зрЯчийИ, так как многоопытность и долговременные упражнениЯ сделали его поистине провидцем. (5)?столкование имен трех этих праотцев иудейского народа, таким образом, открывает нам, что на знание печать силы и прочности налагает его отношение к природе, учености и деЯтельной жизни.

(6) ‘казанное мной иллюстрируетсЯ также и примером ’амары, котораЯ сидела на распутье трех дорог как блудница так, что любопытный?уда (что значит ЗспособныйИ), никогда не оставлЯющий ничего неисследованным и неизученным, видит ее и ЗповорачиваетсЯ к нейИ, не изменЯЯ при этом Ѓогу (Ѓыт. 38:11Р12).

(32, 1) Џо той же причине, когда ‘ара стала завидовать, что служанке ее, Ђгари, воздают больше почтениЯ, нежели ей, госпоже (то есть слишком увлеклись пользой, извлекаемой из светской философии), Ђвраам сказал ей: З‚от рабынЯ в руках твоих: делай с ней, что тебе угодноИ (Ѓыт. 16:6). ќтим он как бы говорит ‘аре: ЗЊирское знание приветствую Я не за что иное, как за его юность и новизну и ценю его не больше, чем простую служанку; в тебе же Я чту истинную госпожу и твое знание ценю как совершеннейшее, удовлетворЯющее глубже и благороднееИ. (2) З? обижала ее ‘араИ (Ѓыт. 16:6), то есть воспитывала и наказывала.?бо, ЗнаставлениЯми ѓосподними, сын мой, не пренебрегай, и не ослабевай, обличаемый ими. Љого любит ѓосподь, того наставлЯет, и бьет всЯкого сына, которого принимаетИ (Џритч. 3:11). (3) …сли вдуматьсЯ в указанные места ЏисаниЯ, то они откроют нам и иные тайны, упоминание о которых однако уместно в иных случаЯх.

(4) ‡десь мы желаем указать еще раз на то, что философиЯ также ищет истину и исследует природу вещей.?стина же Р это сам ѓосподь, изрекший: Зџ есмь истинаИ (?н. 14:6). Џодготовительные учениЯ, предшествующие утверждению во •ристе, тем не менее, упражнЯют ум, пробуждают разумение, тренируют смекалку, качества, необходимые длЯ погони за истиной философией. Ќо только тот, кто открыл ее, точнее получил из рук самой истины, ЯвлЯетсЯ настоЯщим посвЯщенным.

VI. Ћ роли философии в образовании. Џродолжение

(33, 1) Џодготовительные упражнениЯ во многом способствуют усвоению того, что за ними следует.? цель этих упражнений прежде всего должна состоЯть в тренировке умозрительного созерцаниЯ, которому доступно три рода вещей: числа, величины и определениЯ. (2) “чение, сопровождаемое доказательствами, настолько убедительно, что душа того, кто в силах следить за ходом аргументации, не может не согласитьсЯ с конечными выводами. ’акое доказательство надежно предохранЯет от различных обманщиков, стремЯщихсЯ сбить нас с толку. (3) „уша, воспитаннаЯ этими предварительными науками, вырываетсЯ из-под власти внешних чувств и проникаетсЯ силой и энергией, делающими ее способной к пониманию истинного учениЯ. (4) З?бо правильное обучение и воспитание пробуждает в человеке хорошие природные задатки. Ђ уже имеющие их становЯтсЯ в результате такого воспитаниЯ еще лучше и в силах передать это своему потомству. ‚едь так обстоЯт дела и у других живых существИ24. (5) З?ди к муравью, о ленивец, и стань мудрей егоИ, ибо во времЯ жатвы он заготавливает много разного рода припасов, обеспечиваЯ себЯ на зиму. (6) ЗЏойди к пчеле и познай, как она трудолюбиваИ (Џритч. 6:6Р8), ибо и она, собираЯ нектар с цветов всего луга, производит соты.

(34, 1) ѓосподь нам заповедал молитьсЯ в потайном месте (Њф. 6:8), Здухом поклонЯЯсьИ (?н. 4:8). ‡начит, проЯвлЯть заботу надлежит не только о домашнем хозЯйстве, но и о воспитании своей души, то есть о том, чем ее питать, как и в каком количестве; что следует хранить в ней как сокровище, когда и длЯ каких целей. Ќе природа, а образование способствует воспитанию в нас всего доброго и прекрасного, подобно тому, как обучение создает врачей и морЯков. (2) ‚се мы видим виноградную лозу или лошадь. Ќо только садовод может сказать, плодородна ли она и какого сорта; и только коновод сразу отличит лошадь вЯлую от резвой. (3) ‹учшие результаты в некоторых областЯх знаниЯ достигаютсЯ лишь людьми, которые от природы одарены лучшими способностЯми. (4)? хотЯ это обстоЯтельство доказывает с несомненностью большую предрасположенность к добру одних, нежели других, отсюда не следует, что более совершенное приближение к истине обусловлено лишь природою таких людей. ‚едь известны случаи, когда люди, не очень одаренные от природы достигали величайшего совершенства, и напротив, щедро одаренные природой, в силу небрежениЯ и плохого воспитаниЯ, становились негодными.?значально мы созданы Ѓогом как существа социальные и склонные к добродетели.

(35, 1) Ћтсюда следует, что зачатки праведности не следует сводить только к природным задаткам. Љак искры, запавшаЯ в нашу душу, задатки эти раздуваютсЯ воспитанием, а образование учит нас избирать добро и предпочитать его злу. (2) Љонечно, можно быть верующим и неграмотным, однако уразуметь существо веры неуч не в состоЯнии. Џринимать здравое учение и отвергать дурное может не слепаЯ вера, а лишь та, что опираетсЯ на знание. Ќезнание есть результат невоспитанности и необразованности. ’олько вследствие образованиЯ постигаем мы науки божественные и человеческие. (4) …сли же на том основании, что жить добродетельно могут как бедные, так и богатые, кто-нибудь возразит мне, что невоспитанность и полное невежество наравне с ученостью дают знание вещей божественных и человеческих, то мы утверждаем вопреки этому, что человек образованный легче и скорее заЯвит о себе какой-нибудь добродетелью, хотЯ не следует это понимать так, будто без них добродетель не может быть усвоена, а лишь в том смысле, что у обученных и чувства больше изощрены. (5) ЗЌенависть, Р говорит ‘оломон, Р возбуждает вражду, наставление же хранит пути жизниИ (Џритч. 10:12Р17). Ћбразованных труднее запутать и ввести в заблуждение тем, кто на пагубу слушателей изобретает различные уловки. (6) ЗЌе обличаемый наставлением заблуждаетсЯИ, Р говорит Џисание (Џритч. 10:17).?так, следует обучитьсЯ искусству защиты от ложных мнений софистов.

(36, 1) ‚ своем сочинении ЗЋ царствеИ Ђнаксарх, именуемый счастливцем, пишет: ЗЊногознание во многом идет на пользу, во многом же способно навредить его обладателю. Џомогает оно человеку достойному, вредит же тому, кто слишком несдержан на Язык и треплетсЯ, где попало. ‚от вам и определение мудрости. ѓоворЯщий не вовремЯ, даже если речи его преисполнены смысла, не должен считатьсЯ мудрым, и сам он свидетель своей глупостиИ25.

(2)? ѓесиод говорит 26:

Њузы, что мысли богатство поэту даруют,

? вдохновение, и голосЙ

Ѓогатым мыслью называет он человека искушенного в речах, вдохновенным же и голосистым Р опытного, любЯщего мудрость и ищущего истину.

VII

(37, 1)?так, Ясно, что предварительные науки, равно как и философиЯ, происходЯт от Ѓога; однако они не ЯвлЯютсЯ самоцелью, но подобно некоему дождю, одинаково поливают и плодоносную почву, и навоз, и крыши домов. ‚ результате вырастают и сорнЯки, и пшеница, и смоковница на кладбище, и иные деревьЯ, еще более неприхотливые. ќти всходы, хотЯ и вполне естественны и вырастают под влиЯнием того же дождЯ, не столь прекрасны, как всходы, выросшие на плодородной почве, поэтому они обычно или сами засыхают, или же насильно исторгаютсЯ. (2) Ћб этом идет речь в притче о сеЯтеле, истолкованной ѓосподом (Њф. 13:1Р23). ‘уществует только один CеЯтель, обрабатывающий человеческую почву.?менно Ћн от начала мира посеЯл потенциально всхожее семЯ, и орошает его в случае необходимости божественным ‹огосом. ’ак что все видимое разнообразие всходов объЯснЯютсЯ различием времени и места получениЯ этого ‹огоса. (3) „алее, Ѓожественный ‘еЯтель не ограничиваетсЯ только лишь, например, пшеницей (да и она имеет множество разновидностей), но разбрасывает семена, скажем, ЯчменЯ, бобов, гороха, различных овощей и цветов. (4) ‡адача науки агротехники принципиально одна и та же и на полЯх, и в садах, и в виноградниках, и состоит она в том, чтобы вырастить различные деревьЯ и злаки. (5) Џодобным образом требуют ухода и все домашние животные, но этот уход должен соответствовать роду животных. Џастуху овец требуютсЯ одни навыки, пастуху волов Р другие; отличны от них искусства объездчика коней и собаковода; с этими последними несходно умение пчеловода; и, однако же, все эти искусства полезны в земной жизни.

(6) џ не склонен говорить [отдельно] о стоической, платонической, эпикурейской или аристотелевской философии, но применЯю термин философиЯ ко всему тому, что справедливо утверждаетсЯ представителЯми всех этих школ относительно праведности и в соответствии со свЯщенной (ευσεβούς) наукой. ‚се это Я эклектически называю философией (τούτο σύμπαν το έκλεκτικόν φιλοσοφίαν φημί). ђазличные же подделки, внесенные человеческим разумением, называть божественными нет никаких оснований.

(38, 1) ђассмотрим и следующее. „аже если некоторые люди живут хорошо, не обладаЯ при этом реальным пониманием смысла своих дел, все их добрые дела делаютсЯ впустую27. ‚се эти люди поступают так случайно; некоторые же, напротив, целенаправленно и с пониманием стремЯтсЯ к ‹огосу. Ђвраама оправдала вера, а не добрые дела. (2) Џоэтому добрые их дела при жизни не принесут им пользы после смерти, если они не были подкреплены верой. (3) Џо этой причине Џисание было переведено на греческий Язык, чтобы никто из философов не нашел прибежище, апеллируЯ к своему незнанию. ‚едь стоило лишь пожелать, и они легко могли узнать ее. (4) Ћдно дело слушать рассуждающего об истине, и иное Р слышать, как истина сама свидетельствует о себе. Ћдно дело гадать об истине, и иное Р общатьсЯ с ней. Џервое есть мираж, второе Р Явь. Џервое достигаетсЯ учением и трудом, второе Р силой и верой. (5) ‡нание религии есть дар свыше, вера есть плод действиЯ благодати.? познавать волю Ѓожию мы начинаем, прежде начав исполнЯть ее. ЗЋтворите мне врата правды, Р говорит Џисание, Р чтобы, войдЯ в них, Я исповедовал ѓосподаИ (Џс. 117:19). (6) Џути к спасению многочисленны и разнообразны, ибо Ѓог по благости своей пользуетсЯ различными средствами, и все эти пути выводЯт на путь ѓосподень и приводЯт к его вратам. …сли же спросЯт о пути царском и указанном самим Ѓогом, вот ответ: З‚от врата ѓосподни: праведники войдут в нихИ (Џс. 117:20). (7) З?так, из множества отверстых врат лишь одни ведут к той правде, что во •ристе; блаженны все вошедшие в них и направлЯющие свой путь к свЯтостиИ 28. (8) Џавел в своем Џослании к ЉоринфЯнам перечислЯет далее пути, которые –ерковь признала истинными: ЗЏусть будет кто-нибудь из вас верен или способен объЯснить сокровенное знание, или знатоком в различении слов, или активен в делахИ.

VIII. Ћ вреде чрезмерного увлечениЯ софистикой

(39, 1) ‡амысловатое софистическое искусство, которым столь ревностно занимаютсЯ эллины, ЯвлЯетсЯ мнимой силой, ибо с его помощью ложное выдаетсЯ за истинное. ђиторика призвана убеждать, а эристика направлена на разжигание спора. ‹юбое искусство, если оно не сочетаетсЯ с любовью к мудрости, пагубно длЯ тех, кто занимаетсЯ им. (2) ‚от почему Џлатон осуждал это софистическое искусство, называЯ его злодейским 29.? Ђристотель того же мнениЯ. Ћн говорит, что софистика есть плутовское искусство 30, поскольку мошеннически выдает себЯ за носительницу высшей учености и присваивает себе знание тех самых наук, изучением которых не только никогда не занималась, но и прЯмо пренебрегала. (3) …сли не вдаватьсЯ в детали, риторика имеет своим исходным пунктом убедительное, средством длЯ достижениЯ ее целей служит аргумент, а ее цель Р убеждение. ќристика также исходит из убедительного, однако средством убеждениЯ длЯ нее служит спор, а цель ее Р победа. (4) ‘офистика также исходит из видимости.? способ убеждениЯ у нее двоЯкий. Ћдин, риторический по происхождению, стремитсЯ эту видимость проЯвить, другой же, диалектический, действует посредством вопросов.? цель его Р шокировать. (5)? занЯтие этой столь превозносимой философами диалектикой представлЯет собой не что иное, как болтовню того или другого философа по поводу общепринЯтых мнений, усовершенствование себЯ в искусстве словопрениЯ и находчивости в споре.?стины же в них нет.

(40, 1) Ѓлагородный апостол, выражаЯ презрение к этим пустым словесным искусствам, имел все основаниЯ сказать про софистов: З…сли кто не приступает к здравым словам и учению некоему, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состЯзаниЯм и словопрениЯм, от которых происходЯт зависть, распри, злоречиЯ, лукавые подозрениЯ, пустые споры между людьми поврежденного ума и чуждыми истиныИ (1’им. 6:3Р5). (2) ‚идите, как порицает их апостол, называЯ их суесловие болезнью, хотЯ сами софисты, эллины и варвары, очень им гордЯтсЯ и любЯт всю эту гибельную болтовню. (3) ’рагический поэт …врипид замечательно говорит об этом в драме З”иникиЯнкиИ:

•удаЯ речь недуг в себе таит,

‚ лекарстве мудрости нуждаЯсь. 31

(4) ‘лово спасениЯ названо здравым учением, ибо преподавший его ‹огос есть сама истина. ‚се здравое остаетсЯ бессмертным, а от здравого и божественного удалившеесЯ лишено божественности и смертельно больно. (5) ‘офисты эти подобны хищным волкам в овечьей шкуре (Њф. 7:15). Ћни поработители своих ближних, из людей свободных обращающие их в рабов, сладкоречивые обольстители душ, плуты, но тайные, и в плутовстве их уличить трудно, ибо все свое лукавство и все силы они употреблЯют на то, чтобы пленить своим искусством в нем не искушенных.

(41, 1) ‚ерит больше толпа речам краснобаЯ

нежели дельным советам неискусного мужа.

Ќыне правду скрывают в словесном потоке,

‚ыдаваЯ видимость за вероЯтное. Р

’ак говорит трагедиЯ 32. (2) ’ак поступают и эти столь охочие до споров философы, не важно, говорЯт ли они от имени какой-либо школы, или же просто упражнЯютсЯ в диалектике. ЗЋни, Р сказано в Џисании, Р снимают ткань с ткацкого станка, но не они ткань ту ткалиИ33. Ћни занимаютсЯ пустым делом, которое апостол называет обманом людей и лукавством по искусству обольщениЯ (…ф. 4:14). З?бо есть, Р говорит он, Р много непокорных, пустословов и обманщиковИ (’ит. 1:10).?так, не ко всем обращено слово: З‚ы есть соль землиИ (Њф. 5:13). (4) „аже среди сведущих в Ѓожественном учении есть люди, которые, наподобие морских рыб, требуют приправы солью, хотЯ они с рождениЯ жили в соленой воде. (5) Џоэтому Я вполне согласен со словами трагического поэта:

Њой сын! Ћбманчивы красивые слова,

Џрикрасами стремЯтсЯ одержать

Ќад истиной победу. Ќо тщета

‚се это.?м не одолеть

Џрироды праведность, ведь дел своих

Љрасивым трепом не заглушишь 34.

(6) Ќе следует заигрывать с толпой. Ќаши дела не обЯзаны никого ублажать или потакать чьим-то вкусам. ЗЌе будем, Р говорит апостол, Р тщеславитьсЯ, друг друга раздражать, друг другу завидоватьИ (ѓал. 5:26). (42, 1) Џоэтому и правдолюбивый Џлатон, как бы по божественному внушению, изрек: З—то касаетсЯ менЯ, то Я признаю только те аргументы, которые после их должного исследованиЯ оказываютсЯ наиболее убедительнымиИ35. (2) ќтими словами он осуждает всех тех, которые, не ознакомившись прежде с обстоЯтельствами дела и не рассмотрев самостоЯтельно аргументы, верЯт первому случайно дошедшему до них лживому мнению. ЌельзЯ оставлЯть учение здравое и истинное ради лживого пустословиЯ. ‘овращатьсЯ с верного пути Р дело дурное, а говорить только истину и излагать вещи доподлинно существующие Р дело доброе. (3) Ќикто не желает лишитьсЯ благ по своей воле, однако такое случаетсЯ с теми, кто становитсЯ обольстителем под влиЯнием обмана, или уступив лести, или не сумев противостоЯть наглости, или по маловерию своему36. (4) „ающие себЯ убедить сами в этом виноваты.? чрезмерно легковерный или просто забывчивый сам виноват в том, что его застали врасплох. ‹живыми словами или по давности 37 его лишают имущества, а он даже не осознает этого. ‘лучаетсЯ это и в минуты досады или опасениЯ, спора или гнева. ‹юди часто становЯтсЯ жертвами заблуждениЯ или увлекаемые сладострастием, или одолеваемые страхом. ‚се эти уловки играют на человеческом безволии.?стинное же знание ни одной из этих превратностей не подвержено.

IX. Ћ вере, основанной на разуме, и о простой вере

(43, 1) Ќекоторые полагают, что они достаточно разумны от природы, и поэтому предпочитают ни с философией, ни с диалектикой дела не иметь, ни даже естественных наук не изучать, довольствуЯсь лишь простой и чистой верой. Ќо это все равно, как если бы они утверждали, что никакого ухода за виноградной лозой не нужно, но достаточно лишь посадить ее, чтобы иметь потом виноград. (2) ‚инограднаЯ лоза Р это аллегориЯ ѓоспода (?н. 15:1). ‘ нее, при должном уходе и искусстве, то есть, следуЯ ‘лову, мы получаем плоды. “ход же этот заключаетсЯ в обрезке, окапывании, подвЯзывании и других работах, поэтому нам приходитсЯ пользоватьсЯ ножом, заступом и другими земледельческими орудиЯми. (3)? в земледелии, как и в медицине, искусен лишь изучивший относЯщиесЯ к ним науки о том, как лучше обрабатывать землю и как удачнее лечить. (4) ’очно так же, свести разнообразные знаниЯ к истинному учению может лишь человек основательно ученый (χρηστομαθής).? длЯ защиты веры от посЯгательств на нее он пользуетсЯ различными знаниЯми, почерпнутыми и из геометрии, и из музыки, и из грамматики, и конечно же из философии.?бо кому нужен даже сильный атлет, не подготовленный к состЯзанию предварительными упражнениЯми?

(44, 1) Џодобным образом приветствуют имЯ многоопытного лоцмана, Звидевшего городов много и людейИ 38, и имЯ врача, имеющего большую практику, за что и называют таких врачей эмпириками. (2) Ђ кто во всех частных проЯвлениЯх добродетели видит идеал одной и той же правой жизни, приводЯ в свидетельство тому примеры из истории философии как эллинской, так и чужеземной, тот весьма толковый исследователь истины и в самом деле Змуж многоумныйИ 39. ’акой человек ЯвлЯетсЯ настоЯщим пробным камнем (так называли ‹идийский камень, с помощью которого Якобы можно было отличить настоЯщее золото от поддельного 40). Љак этот камень, наш многоопытный муж и гностик, способен отличить софистику от философии, искусственную красоту тела от достигнутой упражнениЯми, еду от приправ, риторику от диалектики и, в христианской философии, ереси от истинного учениЯ.

(3) ‘тремЯщийсЯ приблизитьсЯ к уразумению божественного всемогущества должен стать философом длЯ того, чтобы иметь верное представление о тех предметах, которые доступны только умозрению. Ћн должен также уметь различать между двусмысленными и по видимости схожими понЯтиЯми, которые встречаютсЯ в ‚етхом и Ќовом заветах. (4) ‚едь именно на двусмысленности поймал ѓосподь дьЯвола во времЯ искушениЯ в пустыне. Џоэтому не пойму, как же случилось так, что дьЯвол, которого некоторые считают изобретателем философии и диалектики, сам попалсЯ в сети своих же двусмысленностей?

(45, 1)? если пророки и апостолы не знали различных философских наук, а смысл многих пророческих и поучительных мест „ух, действовавший в них, выразил прикровенно, то не у всех слух одинаково подготовлен к пониманию смысла сказанного, и длЯ уЯснениЯ этого необходима наука. (2) ‘ами пророки и ученики „уха смысл таких мест понимали без затруднениЯ. Ћни уразумевали верой то, что „ух не открывал Ясно, однако никто не в силах адекватно выразить это словами, не пройдЯ сначала некоторого предварительного обучениЯ. 41 (3) ЗЂ эти заповеди, Р говорит Џисание, Р запиши в себе двоЯким образом: на своей воле и в сознании твоем, дабы мог ты отвечать словами истины вопрошающим тебЯИ42. (4) Ќо что есть это умение отвечать и спрашивать, если не диалектика? 43 (5) —то же? ђазве речь не ЯвлЯетсЯ неким делом и не следует дело за словом? …сли мы не поступаем в согласии с разумом (λόγω), значит, мы ведем себЯ неразумно. ‹юбое же разумное дело согласуетсЯ с Ѓожественной волей, ибо "без Ќего ничто не начало бытьИ (?н. 1:3), Р говорит Џисание о ‘лове. ‚едь ‘ловом Ѓог все сотворил. (6) ’олько подъЯремный скот трудитсЯ из страха. Ќеужели мы, именующие себЯ правильно мыслЯщими, признаем, что мы сами не понимаем смысла своих же благих дел?

X

(46, 1) Џоэтому-то ‘паситель, взЯв хлеб, сначала сказал слова благодарности, затем, преломив, предложил его нам, чтобы мы вкушали его разумно и, постигнув смысл Џисаний, вели себЯ в согласии с их заповедЯми. (2) ‡лоупотребление словом ничем не отличаетсЯ от злодеЯниЯ. ЌеприЯзнь разит как меч, а злоречие наносит раны. ‚се это в равной степени гибельно. ’аковы последствиЯ всЯких злых речей. Ђ пользующиесЯ словом разумно приближаютсЯ к людЯм добродетельным. (3)? словом ведь душа может быть в себЯ приведена и обращена к правоте и благочестивому образу жизни. ‘частлив тот, кто одинаково хорошо владеет обеими руками, однако владеющий даром красноречиЯ не имеет права порицать того, чей удел творить добро; а последнему, в свою очередь, не следует презирать первого. Љаждому подобает действовать в соответствии со своими природными способностЯми. (4) Ћдин проЯвит себЯ делом, другой подействует словом, как бы подготавливаЯ путь длЯ тех, кто способен совершать добрые дела, и побуждаЯ слушателей к добродетели. ‘лово столь же спасительно, как и дело, а праведность не может быть неразумной. (47, 1) Ќет благодеЯниЯ там, где нет благодетелЯ, нет ни веры, ни послушаниЯ без наставлениЯ и наставлЯющего. Ѓудем поэтому помогать друг другу и словом и делом. (2) ќристики и софистики следует, тем не менее, старательно избегать, поскольку хитрые слова софистов многих не только очаровывают и уводЯт за собой, но и насильно захватывают, доставлЯЯ им Љадмовы победы, при которых нет победителЯ. (3)?стина говоритсЯ в псалме: ЗЏраведник останетсЯ жить навсегда и не увидит могилы, хотЯ и узрит смерть мудрецовИ (Џс. 48:9Р10) Љого псалом называет мудрецами? “знай о том из книги Џремудрости?исуса: ЗЌе есть мудрость знание худогоИ (‘ир. 19:19). ЏодразумеваетсЯ здесь мудрость искусства разглагольствованиЯ и словопрениЯ. (4) ЗЃудешь искать мудрости у непотребных и не найдешьИ (Џритч. 14:6). Ђ если станешь спрашивать, что это за мудрость, Џисание даст ответ: З“ста праведника точат премудростьИ (Џритч. 10:31).? истинное учение, и софистика, следовательно, называютсЯ иногда мудростью.

(48, 1) —то же касаетсЯ менЯ, то Я преследую единственно верную цель: жить согласно с заповедЯми ‹огоса и постигать его учениЯ, нисколько не заботЯсь о красноречии и довольствуЯсь лишь задачей проЯснениЯ длЯ других того, что сам уразумел. Ќе моЯ забота, как называютсЯ те методы, с помощью которых Я раскрываю то, что намереваюсь раскрыть. Ќайти путь к спасению и способствовать спасению других, как Я полагаю, есть самое главное, вне зависимости от того, выражено ли это в элегантных словах или нет. З…сли не будешь слишком заботитьсЯ о словах, Р говорит некий пифагореец в Џолитике Џлатона, Р то к старости обогатишьсЯ умомИ44. (3)? в ’еэтете найдешь: ЗЏользоватьсЯ в речи словами и выражениЯми с некоторой свободой, без заботливого вниманиЯ к их смыслу, не всегда неблагородно, напротив, скорее обратное говорит о недостатке свободного воспитаниЯ, и все же бывают случаи, когда последнее необходимоИ45. (4) Џисание выражает эту же мысль кратчайшим образом: ЗЌе будь многоречивИ (‘р.?ов. 11:2Р3). ‘лог Р это всего лишь одежда, а смысл Р плоть и нервы. Ќе следует об одежде заботитьсЯ больше, нежели о здоровье. (5) Ќе только на воздержный образ жизни обрекает себЯ тот, кто выбирает жизнь, согласную с истинным учением; он и в речах своих должен отказатьсЯ от всЯкой чрезмерной утонченности и затейливости. Ќам надлежит избегать всех излишеств как небезопасных, подобно древним спартанцам запретив благовониЯ и пурпур, справедливо считаЯ роскошные одежды и украшениЯ опасными. Ќе то кушанье хорошо приготовлено, в котором больше приправ, чем питательных веществ; и не хороша изысканность речи, котораЯ заботитсЯ больше об услаждении слушателей, чем об их пользе. (6) Џифагор убеждает нас предпочесть муз сиренам, научаЯ путЯм достижениЯ мудрости, минуЯ чувственные наслаждениЯ и считаЯ все иные способы воспитаниЯ души обманчивыми. Ћдному человеку, правда, удалось проплыть мимо ‘ирен, другой же разгадал загадки ‘финкса, однако, если угодно, все это только миф.

(49, 1) Ќезачем в погоне за пустой славой чрезмерно ЗрасширЯть филактерийИ (Њф. 23:5).?стинному гностику достаточно и одного слушателЯ. (2) Џрислушайтесь к словам беотийца Џиндара:

Ќе длЯ всех пригодна древнЯЯ речь,

?ногда надежней пути молчаньЯ.

‘трекалом в битве

‘лужит победное слово.46

(3) Ѓлаженный апостол поэтому имел все основаниЯ советовать нам Зне вступать в словопрениЯ, что служат не к пользе, но к расстройству слушающих, а непотребного пустословиЯ удалЯтьсЯ; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространЯтьсЯИ (2’им. 2:14Р16).

XI

(50, 1)?так, Змудрость мира есть безумие пред ЃогомИ (1Љор. 3:19), ибо Зѓосподь знает умствованиЯ мудрецов, что они суетныИ (1Љор. 3:20). ’ак что никто не заслуживает славы только лишь за свой превосходный ум. (2) •орошо на этот счет написано у?еремии: З„а не хвалитсЯ мудрый мудростью своей; и да не хвалитсЯ сильный силою своей; и да не хвалитсЯ богатый богатством своим. Ќо да хвалитсЯ хвалЯщийсЯ разумением и знанием того, что џ есть ѓосподь, творЯщий милость и суд, и правду на земле, ибо в этом волЯ ЊоЯ, говорит ѓосподьИ (?ер. 9:23Р24). (3) З„абы надеЯтьсЯ не на самих себЯ, но на Ѓога, воскрешающего мертвых, который избавил нас от столь близкой смертиИ (2Љор. 1:9Р10) и Зчтобы вера наша была не в мудрости людской, но в силе ЃожиейИ (1Љор. 2:5), ибо Здуховный судит обо всем, а о нем судить не может никтоИ (1Љор. 2:15). (4) ‚нимай и другим словам апостола: Зќто говорю Я длЯ того, чтобы кто не прельстил вас вкрадчивыми словамиИ (Љол. 2:4) и чтобы не вкралсЯ ЗувлекающийИ (Љол. 2:8). (5)? опЯть: З‘мотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиЯм мира, а не по •ристуИ (Љол. 2:8). (6) Ќе всЯкую философию он здесь имеет в виду, но только эпикурейскую (о которой упоминает апостол Џавел в „еЯниЯх апостолов („еЯн. 17:18), осуждаЯ ее за то, что она отрицает провидение и обожествлЯет чувственные удовольствиЯ), а также такие философские учениЯ, которые первоэлементы считают несотворенными, а о творце даже и не говорЯт вовсе. (51, 1) ‘юда же относЯтсЯ и стоики, о которых также упоминает апостол („еЯн. 17:18) и которые лживо учат о Ѓоге, что он есть субстанциЯ телеснаЯ и проникает собою всю, даже грубейшую, материю. (2) ЗЏреданиемИ же ЗчеловеческимИ апостол называет речь чрезмерно изощренную, почему и пишет о ней: Зћношеских споров избегайтеИ (‚ероЯтно, аллюзиЯ на 2’им. 2:22. Р Џрим. переводчика.), ибо подобные состЯзаниЯ есть всего лишь ребЯчество. З„облесть Р это не ребЯческие забавыИ, Р говорит Џлатон 47. (3) Ђ согласно словам ѓоргиЯ ‹еонтийского, ЗсостЯзание требуют двух способностей: дерзости и мудрости; перваЯ противостоит опасностЯм, а втораЯ же проникает в скрытый смысл.?бо ‹огос, подобно глашатаюИ на Ћлимпийских играх, ЗхотЯ и зовет всех желающих, но увенчивает только способного победитьИ48.

(4) ‹огос не желает, чтобы верующий в него оставалсЯ бездеЯтельным. З?щите, Р говорит он, Р и найдетеИ (Њф. 7:7), налагаЯ однако ограничениЯ на поиски, не ведущие к обретению, изгонЯЯ пустую болтовню и одобрЯЯ созерцание, которым наша вера и утверждаетсЯ.(5) Зќто говорю Я длЯ того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словамиИ (Љол. 2:4), Р сказано у апостола. џсно, что он внушает внимательно вдумыватьсЯ в речи таких людей и к предлагаемому ими учению относитьсЯ с недоверием. (52, 1) ЗЏосему, как вы принЯли •риста?исуса ѓоспода, так и ходите в нем, будучи укоренены и утверждены в нем и укреплены в вереИ (Љол. 2:6Р7). ’вердым основанием веры служит убеждение. З‘мотрите, чтобы кто не увлек васИ от веры во •риста Зфилософией и пустым обольщениемИ, отрицающим провидение Зпо преданию человеческомуИ (Љол. 2:8).

(2) ”илософиЯ, согласнаЯ с божественным преданием, признает и утверждает Џровидение. Ќо попробуйте отказатьсЯ от ЏровидениЯ, и весь божественный план и пришествие ‘пасителЯ покажетсЯ вам всего лишь басней, и будете вы носитьсЯ скорее Зпо стихиЯм мира сегоИ, нежели Зпо •ристуИ. (3)?бо учение, следующее •ристу, признает Ѓога творцом и работу Џромысла его видит даже в мелочах, стихии же считаЯ вещами по своей природе тварными и изменчивыми 49. Ћно учит нас, насколько возможно, вести жизнь, подобную Ѓогу 50, по божественному плану строЯ все наше образование. (4) Ќекоторые же чтЯт стихии, поклонЯЯсь, как „иоген, воздуху, как ”алес, воде или, как ѓиппас, огню. „ругие называют первоэлементы атомами. Ќо все они лишь прикрываютсЯ именем философии, будучи на самом деле людьми безбожными и любострастными.

(53, 1) ЗЏосему о том молюсь, Р говорит апостол, Р чтобы любовь ваша все более и более возрастала в познании и всЯком чувстве, дабы познавать вам большееИ (”лп. 1:9Р10). З’ак как мы, доколе были в детстве, Р говорит тот же апостол, Р были порабощены вещественным началам мира. Њладенец, хотЯ и наследник есть, ничем не отличаетсЯ от раба, до срока, отцом назначенногоИ (ѓал. 4:3). (ќта несколько вольно перифразированнаЯ цитата из ЏосланиЯ к ѓалатам отражает норму римского права. Р Џрим. переводчика.) (2) ”илософы Р это те же дети до тех пор, пока не стали мужами во •ристе.?бо, хотЯ и Зсын рабыни не будет наследником с сыном свободнойИ (Ѓыт. 21:10; ѓал. 4:30), он все же останетсЯ истинным семенем Ђвраама, получающим в отличие от сына по обетованию свой особый дар. (3) З’вердаЯ же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла, ибо всЯкий, питаемый молоком, еще не сведущ в слове правды, потому что он младенецИ (…вр. 5:13) и еще не знает учениЯ, в которое уверовал и п<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: