Тема: Звездное небо.
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о звёздах, о созвездиях, первичное закрепление полученных знаний.
Организационный момент
- Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений
- Сегодня мы продолжаем работать с темами раздела «Природа», тему сегодняшнего урока вы сможете назвать, поработав с загадками. Итак, внимание:
1. Лепестки белы, как снег
Серединка - желтый мех!
Что за глупые замашки,
Не гадайте на … ( ромашке )
2. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все... (Солнце)
3. В голубой станице
Девица круглолица
Ночью ей не спится —
В зеркало глядится. (Луна)
4. Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (Гриб)
5. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
6. В чёрном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари - фонарики
Меньше, чем комарики. (Звезды)
Запишите отгадки
- Кто скажет, на какие две группы можно разделить эти объекты? (на живую и неживую природу)
Запишите в два столбика объекты живой и неживой природы
Живая природа: ромашка, берёза, гриб.
Неживая природа: Солнце, Луна, звёзды.
Постановка темы урока, цели урока
- Что объединяет отгадки-объекты неживой природы? - Другими словами, это все небесные тела. Кто уже сейчас догадался, какова тема урока?
- Вы назвали почти правильно. Тема урока:
Тема урока: Звездное небо
-
Цель урока: Познакомиться со звездным небом
- А что вы хотели бы узнать о звездном небе?
- Как много вы хотите знать. Молодцы. Ответы на некоторые вопросы вам помогут найти книги и беседы со взрослыми. А на некоторые вопросы, вы получите ответ уже сегодня на уроке. Вот они эти вопросы:
- Что можно увидеть на звездном небе?
- Что такое звезды?
- Какие бывают звезды?
- Какой помощник есть у человека для наблюдения за звездами?
- Что такое созвездия?
- Какие существуют созвездия?
- Что такое знаки Зодиака?
Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
- Для изучения темы урока предлагаю работу с текстом-
Подчеркни те сведения, которые для вас являются новыми.
Текст для чтения:
В безоблачный ясный вечер небо над головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле, каждая звезда – это огромный светящийся раскаленный шар.
Солнце – это тоже звёзда, которая находится к нашей планете ближе, чем все остальные звёзды. Солнце не просто светит нам днём, а создает этот день.
Звезды различаются размерами. Есть звёзды-гиганты, а есть звёзды-карлики.
Самые горячие звёзды голубого цвета, другие, менее горячие, – красного.
Каждая звезда имеет свое название.
- Поделитесь своими находками. Что вас удивило?
- Давайте вернемся к вопросу, который возник при выполнении нашего задания.
- На какие вопросы мы с вами уже ответили?
- Давайте отдохнем и слетаем на Луну.
Физкультурная минутка.
«Полёт на луну».
Полетели на Луну – (Встать возле парты.)
Руку в сторону одну. (Правую руку поднять в сторону.)
А вторую вверх подняли, (Левую руку – вверх.)
Словно крылья замахали. (Обе руки – в стороны, махи руками 6-8 раз.)
Подскочили высоко – (Прыгнуть как можно выше вверх.)
Вот Луна, недалеко!
Потянулись – вот она! (Встать на месте, руки вверх, потянуться).
На ладонях вся ЛУНА! (Сложить ладони в форме чаши.)
- Пока мы с вами летали на Луну, у меня случайно рассыпалось слово.
ле скоп те
- Помогите собрать
- А что это такое?
- Где мы можем найти точное значение слова? (в словаре, Интернете)
- Вот как дано определение этого слова в словаре Сергея Ивановича Ожегова. (Телескоп – астрономический оптический прибор для наблюдения небесных тел, светил)
- Хотите узнать об этом интересном приборе больше? Для вас сообщение.
Телескоп
Телескоп появился в 1609 году, 400 лет назад и назывался - Дальновидец. Используя мощный телескоп, можно увидеть 1 000 000 000 звёзд. Интересно, что звёзды в телескопе не выглядят крупнее: они находятся на таких огромных расстояниях, что увеличение их изображения телескопом совершенно ничтожно. Телескоп звёзды не приближает, просто глазу открываются всё больше участков неба.Галилео Галилей изобрел первый в мире телескоп. Это изобретение изменило представление человечества о Вселенной.
Практическая работа
На какой вопрос мы получили ответ?
- Ребята, а что это мы видим в наш импровизированный телескоп?
- Как вы его узнали?
- А что такое созвездие?
- Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на с.41, первый абзац.
- Что же такое созвездие?
- Астрономические знания необходимы были людям всех стран. Везде, где люди жили, сеяли, собирали урожай, занимались охотой, рыболовством, скотоводством, совершали путешествия через пустыни и моря необходимо было ориентироваться во времени и в пространстве. В то время не было еще хороших карт, а компас был известен только в Древнем Китае. И если небо было ясным, то звезды могли указывать путешественнику дорогу.
Путешественники
- Всего на небе можно наблюдать 88 созвездий, каждое из которых имеет свою интересную историю, а порой и легенду. О трех созвездиях вам дана информация в учебнике.. Прочитайте текст, а затем мы с вами поиграем.
Чтение текстов на с.41.
Первичное закрепление изученного материала.
Игра «Укажи созвездие».
- Я буду озвучивать информацию об одном из созвездий. Ваша задача узнать свое созвездие
1. Это созвездие хорошо видно зимой.
2. Это созвездие хорошо видно летом и осенью.
3. Это созвездие хорошо видно в любое время года.
4. Это созвездие названо по имени охотника
5. У этого созвездия есть хвост и крылья
6. Это созвездие весной и летом похоже на перевернутую букву М
с.41-43 – перечитать, ответить на вопросы после текста.