Традиционно психофизиология включает несколько областей исследования.




Предмет, методы и задачи исследования психофизиологии.

Психофизиология (психологическая физиология) — научная ди­сциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предме­том ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально исполь­зовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (оп­ределение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.)

Современная психофизиология как наука о фи­зиологических основах психической деятельности и поведения, пре­доставляет собой область знания, которая объединяет физиологиче­скую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихоло­гию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную. Каждая из них име­ет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

Задачами психофизиологии как учебной дисциплины являются:

  • Изучение физиологических механизмов получения, передачи и анализа центральной нервной системой информации о внешней и внутренней средах организма
  • Изучение механизмов принятия решений и их реализации на уровне головного мозга и организма в целом
  • Знание физиологических основ внимания, мотивации, памяти, мышления, движения
  • Знание физиологических основ эмоциональных реакций в обычных и стрессовых ситуациях
  • Знание механизмов нарушения физиологических функций, связанных с психикой человека
  • Умение использовать наблюдение динамики физиологических параметров для целей психодиагностики
  • Умение оказывать корректирующее влияние на психику и поведение пациента, используя знания физиологических коррелятов психических процессов.
  • Умение использовать психокоррекцию для положительного влияния на измененные физиологические параметры и состояния организма пациента.

Традиционно психофизиология включает несколько областей исследования.

· Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в сенсорных системах, начиная с рецепторов и кончая ассоциативными корковыми центрами.

· Психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Принципиально важным является то, что вербальные функции тесно связаны с мыслительными процессами.

· Психофизиология эмоций исследует нервные и нейрогуморальные механизмы возникновения эмоциональных состояний. Открыты нервные "центры" удовольствия и неудовольствия, расположенные в промежуточном мозге и других подкорковых структурах. Установлена важная роль в эмоциональном поведении гормонов и биологически активных веществ.

· Психофизиология внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванической и др. реакций).

· Психофизиология биологических ритмов, сна и бодрствования.

· Психофизиология памяти

· Психофизиология произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.

· Дифференциальная психофизиология изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных и возрастных различий в деятельности мозга.

· Клиническая психофизиология раскрывает особенности проявления физиологических и психических коррелятов при различных заболеваниях и состояниях организма.

Все многообразие методов психофизиологического исследования можно объеди­нить в пять групп:

· Наблюдение (за вербальным и невербальным поведением, физическим воздействием, перемещением, дистанцией между людьми)

· Тесты (ест, при помощи которого измеряют физиологические реакции в качестве возможных показателей психологических проблем)

· электрофизиологические методы (ЭЭГ, КТ, МРТ)

· моделирование (с помощью моделей можно имитировать функционирование и прогнозировать свойства изучаемых объектов, процессов или явлений. В психологии моделирование имеет два аспекта: моделирование психики и моделирование ситуаций. Под первым подразумевается знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности, под вторым организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды, в которой осуществляется эта деятельность)

· эксперимент (многие задачи в психофизиологии решались и продолжают решаться в экспериментах на животных)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: