Принято выделять четыре типа семейного воспитания.




Консультация для родителей «РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ И СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Настоящий родительский авторитет — это авторитет, основанный на жизни и работе родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, предоставляя возможность детям самостоятельно выходить из сложных ситуаций, формируя свой характер.

Проблемы воспитания детей в семье — вечная и до сих пор неразрешенная до конца тема, сверхзадача, о которой легче говорить, чем с ней справиться.

Данный вопрос занимает умы ученых, педагогов, психологов, вызывает споры и разногласия. Что лучше?! Строгость или мягкость? Авторитаризм или либерализм? В приверженцах того или иного варианта нехватки не наблюдается, причем как в теории, так и на практике.

Между тем сами дети продолжают теряться в догадках, как им все-таки себя лучше вести, чтобы выглядеть хорошими в глазах родителей и общества в целом, и чего ожидать завтра от этих непонятных взрослых.

Принято выделять четыре типа семейного воспитания.

Попустительский стиль (невмешательство) и его характеристика
Поведение родителей: · Родители неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. · Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. · Родители убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания — кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение — «лишь бы не орал». · Родители часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. · На людях Родители проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Развивают ребенка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду. · Такие Родители любят повторять: Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком. Ключевые слова попустительского стиля: Делай, как хочешь. Поведение детей в семье, где ребенок полностью предоставлен самому себе, проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации. Поведение детей: · Дети предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Из-за нехватки ласки в детстве, они чувствуют себя одинокими. · Дети полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн… · Часто дети двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, любят обманывать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. · Процесс обучения для детей неважен, важен конечный результат — отметка, которую они порой стремятся выплакать, отстоять, оспорить. · Дети ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. · В будущем таким личностям крайне трудно доверять что-либо другим людям, и они все стараются делать сами.
Либеральный стиль и его характеристика
Поведение родителей: · В отличие от попустительского стиля либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. · Родители ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. · Родители не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения в семье теплые. · Родители всецело доверяют ребенку легко общаться с ним и прощают шалости. · Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента родителей, их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. · Родители или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: Делай то, что считаешь нужным. Поведение детей: · Дети либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. · У детей развивается эмоциональная отчужденность, тревожность, замкнутость и недоверие к окружающим. · По плечу ли детям такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. · Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать поступки своих детей. · Чаще всего, в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе, либо наоборот неуправляемые и импульсивные дети. · В лучшем случае дети родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.
Авторитарный стиль (диктат) и его характеристика
Поведение родителей: · Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. · Родители имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами. · Родители категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. · Родители диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. · Родители любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком». · В то же время Родители стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: Делай, как я хочу! Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку — первоочередная задача авторитарных родителей. Поведение детей: · Дети испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. · Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. · У детей часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до них дела. · Формируется личность со слабым «Я», неспособная на контакт с окружающим миром. · Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. · Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. · Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность к окружающим в обществе. · Иногда дети авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода.
Демократический стиль (сотрудничество) и его характеристика
Поведение родителей: · По мнению психологов, теплые отношения, высокий контроль — оптимальные условия воспитания, · Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. · Родители признают право детей на свободу, но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у детей правильное социальное поведение. · Родители всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. · Родители и Дети сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я слушаю тебя, Я тебя понимаю. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Поведение детей: · Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. · Дети растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. · Дети часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. · Такие дети доставят минимум хлопот, а, став взрослыми, будут опорой для семьи.

 

К типам семейного воспитания можно отнести и другие:

1. Воспитание по типу «Золушки (открытая демонстрация негативных эмоций по отношению к ребенку.)

2. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности — сочетание высоких требований с недостатком внимания к ребенку, меньшей заботой о нем.

3. Гиперсоциальное воспитание — тип воспитания, встречающийся у педагогов или в семьях с высоким социальным положением в обществе.

4. Тревожно-мнительное воспитание — родительская любовь перерастает в страх потерять любимого (единственного) ребенка

5. Гиперопека (гиперпротекция)

· Потворствующая гиперопека — ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.

· Доминирующая гиперопека — жесткий контроль. Родители не проявляют своей любви и вместо покровительства относятся к ребенку строго, осуществляя надзор за его общением со сверстниками.

6. Воспитание в культе болезни — преувеличение физической слабости ребенка

7. Гипоопека (гипопротекция) — ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют.

8. Жестокое отношение к детям — главным средством воспитания является физическое или моральное (унижение, ограничение свободы и т. п.), наказание.

Сегодня сотрудничество признается наиболее эффективным типом воспитания все большим количеством психологов и педагогов в мире. Но на практике в семьях, не существует единого, «чистого» стиля, а сталкиваются различные подходы, создавая болезненную напряженность и неблагоприятно влияя на развитие личности.

Предлагаю несколько основных правил,которые нельзя нарушать родителям, если, конечно, для них важнее не собственные взгляды и принципы, а интересы родного чада.

· Никогда не выясняйте отношений при ребенке.

· Не допускайте при детях необдуманных высказываний, которые угрожают подорвать авторитет вашей второй половины в его глазах: «Ты плохой отец, это все из-за тебя!» или: «Ты скверная мать»... Кроме того, обвинительные фразы, обращенные к супругу или к супруге, типа: «Взгляни на плоды твоего воспитания», рискуют вызвать в ребенке чувство вины и способствовать развитию заниженной самооценки, поэтому советуем от них раз и навсегда отказаться.

· Если вы очень сильно раздражены, отложите по возможности воспитательные дискуссии. Лучше расскажите о своих чувствах или, уединившись, постарайтесь успокоиться. Все переговоры и все решения хороши только в уравновешенном состоянии.

· Уясните: лучше одна общая линия воспитания, чем несколько эффективных, но противоречащих друг другу.

· Стол переговоров — оптимальный способ понять друг друга и выработать единую стратегию подхода к ребенку.

· Иногда умеренный педагогический ликбез — книги и журналы по педагогике и психологии, могут стать хорошим подспорьем при обсуждении методов воспитания.

· Не бойтесь обращаться к специалистам, когда в вашей семье возникли проблемы. Не исключено, что многолетний опыт и объективный взгляд семейного психотерапевта подскажут неожиданный выход даже из таких ситуаций, которые кажутся тупиковыми.

· Залог эффективного воспитания ребенка — это элементарная любовь к нему, искренняя заинтересованность в его личности, терпимость и согласие между всеми членами семьи и воспитание достойного гражданина общества.

Заповеди для родителей

· Если ребёнка часто критикуют — он учится осуждать.

· Если ребёнку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.

· Если ребёнка часто высмеивают — он учится быть робким.

· Если ребёнка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

· Если к ребёнку снисходительны — он учится быть терпимым.

· Если ребёнка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.

· Если ребёнка часто хвалят — он учится оценивать.

· Если с ребёнком обычно честны — он учится справедливости

· Если ребёнок живёт с чувством безопасности — он учится верить.

· Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: