Олимпиадные задания по обществоведению
Класс
1 этап
ЧАСТЬ А
Блок 1 Выбрать правильный ответ
(за каждый правильный – 1 балл)
1. К устойчивым мотивам, которые ориентируют деятельность и поведение личности в различных ситуациях, относят:
А. Цели
Б. Установки
В. Самокритичность
Г. Характер
Реальная причина, которая осознается человеком и направляет его познавательную и практическую деятельность – это
А. Интерес
Б. Самооценка
В. Эмоции
Г. Совесть
3.Стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе:
А. Конформизм
Б. Нонконформизм
В. Аутизм
Г. эмпатия
4. Особенностью средневековой философии было:
А. истолкование истины, открытой людям Богом
Б. определение непосредственной практической полезности знаний
В. стремление понять окружающий мир
Г. появление идеи общественного прогресса.
Наблюдение собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов – это
А. конформизм
Б. аутизм
В. нонконформизм
Г. интроспекция
6. Система признаков и критериев общественного расслоения, положения в обществе – это:
А. Социальная дифференциация
Б. Социальная стратификация
В. Социальная структура общества
Г. Социальный класс
7. Система связей между людьми и социальных норм, правил взаимоотношений и деятельности людей – это:
А. социальное взаимодействие
Б. социальные отношения
В. социальный институт
Г. социальная роль
8. Перемещение людей из страны в страну, из одного района в другой, из города в деревню и обратно:
А. эмиграция
Б. депортация
В. миграция
Г. социальная мобильность
Д. урбанизация
Е. иммиграция
Блок 2
ВЫБРАТЬ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
(за каждый правильный ответ – 1 балл)
Задание 1
Функциями маркетинга не являются:
А. организация производственного процесса
Б. комплексное исследование рынка
В. координация использования ресурсов предприятия
Г. приобретение производственного оборудования и материалов
Задание 2
Человек как биологическое существо не характеризуется:
А. способностью к самопознанию и саморазвитию
Б. осознанным включением в жизнь общества
В. способностью усваивать достижения культуры
Г. простейшими психическими реакциями
ЧАСТЬ Б
Блок 1 Запишите ответ
(за каждый правильный – 1 балл)
1. __________________— законы человеческого поведения, которые выражают высшие ценности человека как разумного и ответственного существа
2. __________________— твёрдая уверенность личности в чём либо, побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами, суждениями о важном и неважном, достойном и недостойном.
3. __________________— универсальное средство оформления, хранения, передачи и создания новых культурных ценностей.
4. __________________— отрицание принятых в обществе ценностей, норм и правил.
5. __________________— это переход людей из одних социальных групп в другие.
6. __________________— это совокупность людей, выделяемая на основании близости определённых социальных параметров и связанного с этим сходства образа жизни, мышления.
7. __________________— исторически сложившаяся политическая, территориальная, социально-экономическая и духовная общность людей с определённой психологией и самосознанием.
8. __________________— представление о том, что европейская культура является образцом для остального мира.
9. __________________— национальный эгоизм, противопоставление своей родины другим странам и народам.
10. __________________— система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых или санкционированных государством в целях регулирования общественных отношений
Блок 2 Установить соотношение
(за каждый правильный – 1 балл)
Задание 1
Функции культуры | Характеристика |
1.Адаптивная | А.Обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, ведёт к выявлению всего ценного, что накоплено человечеством, позволяет обмениваться культурными достижениями, способствует процессам интеграции культур. |
2.Нормативная | Б.Формирует у человека ценностные потребности и ориентации |
3.Исторической преемственности | В.Способствует усвоению людьми совокупности норм и правил, регламентирующих их поведение и деятельность |
4.Ценностная | Г.Проявляется в накоплении, хранении, систематизации и передаче информации |
5.Коммуникативная | Д.Позволяет людям приспособиться к различным природным условиям |
_______________________________________
Задание 2
Понятие | Определение понятия |
1. «Иллюзия собственного благородства» | А.Чрезмерное упрощение ситуации конфликта однозначная оценка намерений оппонента |
2. «Поиск соломинки в глазу другого» | Б.Различная оценка одинаковых поступков собственных и оппонента |
3. «Двойная этика» | В.Нахождение недостатков прежде всего у оппонента но не у себя |
4. Позиция «все ясно» | Г.Представление о том, что истина и справедливость полностью на вашей стороне. |
_______________________________________
Задание 3
1.Сознание | А.Резкий, скачкообразный переход к новому качественному состоянию общества. |
2.Волюнтаризм | Б.Присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать. |
3.Фатализм | В.Признание примата воли над всеми проявлениями духовной жизни человека, включая мышление, признание произвольности всех человеческих поступков. |
4.Революция | Г.Система взглядов, предопределяющая ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой (в мифологии и язычестве), то ли волей Бога (в христианстве и исламе), то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими. |
________________________________________
Блок 3 Заполните таблицу
(максимальное количество баллов – 10)
Задание 1(4 балла)
Сравнительная характеристика социальной мобильности | ||
Вертикальная | Горизонтальная | |
Определение | ||
Пример |
Задание 2(6 баллов)
Сравнительная характеристика нравственных принципов поведения | ||
Принцип | Альтруизм | Гедонизм |
Определение | ||
Ценностный антипод | ||
Функциональное значение |
ЧАСТЬ В
Теоретические задания
(максимальное количество баллов – 20 (по 10 за каждый ответ))