ЗАЧЕТ ПО ПЕРВОИСТОЧНИКАМ.




ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (Никитина И.В.).

Часть 1.

  1. Согласны ли вы с пониманием философии как любви к мудрости? Почему?
  2. «Вечныепроблемы» философии – её слабость или сила?
  3. Для чего нужна философия современному человеку?
  4. Как соотносятся в философии знания и ценности?
  5. Что – мироощущение или миропонимание – отличает Ваш взгляд на мир?
  6. Что важнее для развития личности – сомнения или убеждения? Почему?
  7. Что – сомнения или убеждения – важнее для развития философии?
  8. Хотели ли Вы быть догматиком? Почему?
  9. Хотели ли бы Вы быть скептиком? Почему?
  10. Всякое ли мировоззрение – философия?
  11. Чем мифология отличается от философии? Что у них общего?
  12. В чем отличие философии от религии? Что у них общего?
  1. Какой вопрос считается основным с точки зрения марксистской философии? Расшифруйте ответ, назовите стороны ОВФ.
  2. Считаете ли Вы себя агностиком? Почему?
  3. Какие области и отделы философии Вы можете назвать? В чем их специфика?
  4. Каковы функции философии?
  5. Чем категории философии отличаются от понятий других наук? Приведите примеры.
  6. Зачем науке философия?
  7. Предпочтение философами материализма или идеализма Маркс называл «тенденциозностью», а Ленин – «партийностью». Присуще ли это качество философии? Если да – то какой термин для его обозначения более удачен? Если нет, то почему возникло представление, что оно есть?

Часть 2.

вариант 1
  1. Что изучала греческая философия? К чему она стремилась?
  2. Можно ли сказать, что Платон – идеалист? Ответ аргументировать.
  3. Каковы задачи и предмет философии у Сократа?
  4. Сопоставьте два подхода к основному вопросу философии: Камю (см.: Введение... гл.1 с. 43) и Ф. Энгельса («Людвиг Фейербах...», гл.2). Какой из них Вам кажется более правильным? Какой – более интересным? Почему?
  5. На какие три вопроса~ по Канту, должна ответить философия?
  6. Какова, по Канту, задача философии?
  7. Кто первым высказал тезис: «Свобода – осознанная необходимость»? Согласны ли Вы с ним? Почему?
  8. Согласны ли Вы с тем, что Фейербах – материалист? Почему его систему называют антропологической?
  9. В чем противоположность диалектики Гегеля и Маркса?
  10. Почему Фейербах разочаровался в Гегеле?
  11. Был ли Гегель агностиком? Что об этом пишет Энгельс?
  12. Согласны ли Вы с тем, что материализм ХУШ века был метафизическим и механическим? Ответ аргументировать.
  13. Что говорит Энгельс о различии диалектики и метафизики?
  14. Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует общество». Есть ли похожие мысли в «Тезисах» Маркса? Если да, какие?
  15. Какова задача философии? (по К. Марксу).
вариант 2
  1. Зачем, по Платону, нужна философия? Согласны ли Вы с ним?
  2. Как понимали «любовь к мудрости «философы Средних веков? Согласны ли Вы с ними? В частности, с Августином? Почему?
  3. Каков, по Гоббсу, метод философии? Прав ли Гоббс? Почему?
  4. В чем, по Гоббсу, цель и польза философии? Согласны ли Вы с ним? Почему?
  5. Как понимал предмет философии Т. Гоббс? А как понимаете Вы?
  6. Что, по Декарту, означает слово «философия»?
  7. В чем, по Декарту, благо философии?
  8. Какие ступени мудрости выделяет Декарт? Как он их понимает?
  9. Как Декарт понимал первоначала? Какие начала телесных вещей Декарт выводит из этого? Почему Декарт избрал такую последовательность выводов? Согласны ли Вы с ним? Почему?
  10. Как следует читать философские книги (по Декарту)?
  11. Какие предрассудки критикует Декарт?
  12. Какую пользу, по Декарту, может дать философия?
  13. Чем, по Бердяеву, отличаются философия и наука? Согласны ли Вы с этим? Почему?
  14. Каков предмет философии, по Бердяеву?
  15. Какой вопрос считается основным с точки зрения марксистской философии? Согласны ли Вы с Энгельсом? Почему?

ЛИТЕРАТУРА. (тема «Предмет философии»).

  1. Философия [Текст]: учебник для студентов вузов / ред. В. П. Кохановский. - 22-е изд., перераб. - М.: КноРус, 2013. - 368 с. -гл. 1.
  2. Философский словарь (статьи по авторам)
  3. Маркс К. «Тезисы о Фейербахе» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд. - Т 3.
  4. Энгельс Ф. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. - Т. 21. – гл. 1-2,4.

 

ЗАЧЕТ ПО ПЕРВОИСТОЧНИКАМ.

    1. Сделать развернутый план отрывка и выписки из хрестоматии «Мир философии» (ч.1,гл. 1, с.25-34) или любой другой по вопросу:

«Как следует читать философские книги» (по Декарту)?

    1. На оценку «хорошо» сделать развернутые планы еще 3 – 4 отрывков из того же раздела («Мир философии», ч.1, гл. 1).

 

Экзамен по рейтингу (условия).

q на «удовлетворительно» - посещение лекций и сдача тем по семинарам.

q на «хорошо» - посещение лекций и сдача тем по семинарам, зачет по первоисточникам или реферат, положительные результаты тестов..

q на «отлично» - посещение лекций и сдача тем по семинарам, зачет по первоисточникам, реферат и ответ на 1 из двух вопросов билета (по выбору).Вместо второго вопроса – реферат (оригинальность не ниже 61%).

Условия допуска к защите реферата:

q в течение месяца сдать заявку, в которой указаны:

фамилия, инициалы, группа, факультет;

тема работы; список литературы по теме; план реферата.

q показать конспекты литературы по теме. (Их можно представить в рукописной версии, можно на дискете, можно в распечатке).

q сдать текст реферата(на проверку). Для тех, кто работает на компьютере – в электронной версии (на дискете), для остальных – в рукописи.

q защита реферата – на экзамене. После защиты реферата готовый текст остается у преподавателя.

 

***

 

    1. БЫТИЕ, МАТЕРИЯ (Никитина И.В.).
часть 1. 1.Понятие бытия и его аспекты. 2.Основные формы бытия. 3.Бытие и материя. 4.Ленинское определение материи и основной вопрос философии. 5.Монизм и дуализм. 6.Движение как способ существования материи. 7.Формы движения материи и их взаимосвязь. 8.Эволюция форм движения материи. 9.Движение и покой. 10.Пространство и время как формы существования материи. ПРИМЕЧАНИЕ: повторить по философскому словарю понятия: «идеализм», «материализм», «субъективный идеализм», «монизм», «дуализм», «диалектика», «метафизика», «бытие», «материя». Выписать определения, выучить. Подобрать примеры. часть 2 вариант 1
  1. За что Энгельс критикует тезис: «единство мира в бытии», высказанный Дюрингом? С кем Вы согласны – с Дюрингом или Энгельсом? Почему?
  2. Должен ли бесконечный мир иметь конец в пространстве и начало во времени?
Что об этом думает Энгельс? Что - Дюринг? С кем из них Вы согласны? Почему?
  1. Как Дюринг понимал связь материи и механической силы? В чем, по Энгельсу, слабость такого подхода? кто убедительнее – Дюринг или Энгельс?
  2. В чем, по Беркли, значение слова «существовать»? Согласны ли Вы с Беркли? Почему? Почему Беркли называл материю «ничем», «несуществующей сущностью»? Согласны ли вы с ним? Почему?
  3. Что, по Юму, существует как объект человеческого познания? В чем вы согласны (или не согласны) с Юмом? Почему?
  4. Что общего у Маха с Беркли в понимании существования мира и вещей? Из чего, по Маху, состоит мир? С кем Вы согласны? С кем не согласны? Почему?
  5. За что Ленин критикует подход Маха к проблеме единства мира? Из чего, по Маху состоит мир? С кем вы согласны – с Махом или Лениным? Почему?
  6. Как Мах и Авенариус определяли материю? А как – Ленин? С кем Вы согласны? Почему?
  7. За что Ленин критикует учение Маха о пространстве и времени? С кем Вы согласны? Почему?
  8. Что пишет Пирсон о времени?
Что Вы думаете об идеях Пирсона? С кем их философов он согласен? А Вы? Почему?
часть 2 вариант 2
  1. Что думает о началах Демокрит? Почему он, как и его учитель Левкипп, атомист?
  2. Какие отличия начал выделяет Демокрит?
  3. Как Августин понимал время? Почему?
  4. Что думал Беркли о материи? согласны ли Вы с ним? Почему?
  5. Существуют ли внешние объекты? Сравните аргументы Беркли и Вольтера. С кем Вы согласны? Почему?
  6. Какие свойства материи выделяет Вольтер?
  7. Отрицали ли материалисты (Вольтер, Ламетри) существование бога? Души? Почему?
 
  1. Как, по Лейбницу связаны материя, движение, притяжение? Согласны ли Вы с ним? Почему?
  2. Согласны ли Вы с делением качеств на «первичные» и «вторичные» у Лейбница? Почему?
  3. Согласны ли Вы с пониманием Юмом бытия? Почему?
  4. С кем Вы согласны в понимании бытия- с Августином или Фейербахом? Почему?
  5. Что связывает бога Декарта с законами природы? С материей? Согласны ли Вы с этим? Почему?

часть 2 вариант 3 и литературу см. сл. лист

часть 2 вариант 3
  1. Что рассматривали как «бытие» (субстанцию) философы Милетской школы?
  2. В чем суть понимания бытия Гераклитом?
  3. Как Парменид представлял отношение «бытия» и «мышления», «бытия» и «небытия?» Что интересно, что спорно в его идеях?
  4. Как понимал «бытие» Эмпидокл?
  5. ПочемуДемокрит атомист и материалист?
  1. Фома Аквинский о бытии.
  2. Что такое пантеизм? Как понимал природу и бытие Джордано Бруно?
  3. Что такое субстанция (по Декарту)? Какие две субстанции он признавал? Как они соотносятся у Декарта?
  4. Как понимал «бытие» Беркли?
Почему он критиковал понятие материи?
  1. Как понимал материю Гольбах?
  2. Что писал Кант о «бытии»? Как он понимал пространство и время?

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Философия [Текст]: учебник для студентов вузов / ред. В. П. Кохановский. - 22-е изд., перераб. - М.: КноРус, 2013. - 368 с.
  2. Философский словарь (статьи по авторам)
  3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. - Т. 20. – Отдел 1, главы 4- 6.
  4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. // В. И. Ленин. – Полн. собр. соч. - Т.18.- Вместо введения; гл. 1 § 1.2 (с.36-37, 48-50); гл.2 § 4. с.131; гл.8 § 1(с.148-149); гл.9 § 5 (с. 184-186, 190).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: