Материалы к уроку — исторической медиа-реконструкции, посвящённой Блокаде Ленинграда




Историческая медиа-реконструкция

 

Эта статья напечатана в сборнике «Преподавание военной истории в России и за рубежом», Выпуск 3; Москва, Санкт-Петербург, Российское военно-историческое общество, Институт истории и политики московского педагогического государственного университета, «Российский учебник», Российское историческое общество, Журнал «преподавание истории в школе», 2020 год.

Автор: Александр Григорьевич Осипов, педагог дополнительного образования,руководитель школьного краеведческого Музея; руководитель Детского и Молодёжного Медиа Центра «ВМЕСТЕ» (ДММЦ «ВМЕСТЕ»), МБОУ «Гимназия №1 г. Никольское», Тосненский район Ленинградской области.

Материалы к уроку — исторической медиа-реконструкции, посвящённой Блокаде Ленинграда

Аннотация. Статья представляет авторский опыт краеведческой работы в Никольской Гимназии № 1 на примере применения проектного метода «Историческая медиа-реконструкция» для визуализации событий Великой Отечественной войны, а именно снятия блокады Ленинграда.

 

В этой статье я хотел бы поделиться своими методическими наработками в краеведческой работе и музейной педагогики в МБОУ «Гимназия №1 г. Никольское» на примерах проектной деятельности гимназистов в рамках проведения исторических медиа-реконструкций. Сама проектная деятельность является элементом вариативной части учебного плана. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10 – 11 классы) является их исследовательский, прикладной характер, межпредметный, социальной направленности.

Историческая медиа-реконструкция — это новый авторский образовательно-методический проект социально-педагогической направленности. Проект является творческим развитием дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности «Журналистика», успешно реализуемой в МБОУ «Гимназия №1 г. Никольское» с 2006 г. Проект предназначен для повышения мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы, таких как история, география, литература, а также освоение дополнительных образовательных предметов — педагогическая журналистика, краеведение, аудио- и видеомонтаж.

Медиатехнологии позволяют педагогу расширить и дополнить программы всех учебных предметов. Таким образом реализуются межпредметные связи и формируются метапредметные навыки в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Итогом очередного проекта является медиа-реконструкция в нескольких вариантах, рассчитанная на разные возрастные уровни восприятия учащимися (младшие, средние, старшие классы). Она представляет собой исследовательскую работу, реализованную в форме проекта.

С одной стороны, исследование — это процесс поиска неизвестного, создание новых знаний. Оно допускает импровизацию и связано с решением творческой, исследовательской задачи с часто неизвестным решением. С другой стороны, проект – всегда практика, решение реальной проблемы в определённый срок. В нашем случае, привязка с военной дате (снятие блокады Ленинграда, день Победы).

В Никольской Гимназии № 1 созданы условия развития медиакомпетенций учащихся в рамках дополнительного образования: специальная среда поддержки учебного процесса, включающая диагностический, содержательный, проектный, организационно-деятельностный и контрольно-управленческий компоненты.

В моём случае музейная педагогика реализуется в процессе проектной деятельности гимназистов на разных этапах работы — от письменного плана и его речевого обсуждения; текста и иллюстрации; видеоклипа и комментариев ведущих/преподавателя; слайд-шоу и аудиозаписи; фотографий на стендах и комментариев к ним, использования музейного экспоната или создания собственными руками артефакта определённой эпохи, и т. п.

Несколько слов хочу сказать об участии музейной педагогики в образовательном процессе.

Музей представляется мне партнёром в решении образовательно-воспитательных задач посредством музейно-педагогической деятельности. Сама среда окружающего мира, состоящая из предметов, и среда музейная в виде экспонатов становятся учителями и воспитателями учащихся. Их задача — привлечь школьников к полезной деятельности и способствовать общению, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Самое главное, ребёнок в таком музее не просто посетитель-созерцатель, он сам участвует в создании экспозиций, написании легенды отдельных экспонатов или целой выставки, которую он сам подготовил.

Школьный музей является итогом совместной работы учителей, школьников и их родителей.

По моему убеждению, музейная педагогика создаёт условия для развития личности в специально подготовленной предметно-пространственной среде окружающего мира, которая играет роль своеобразного учителя и воспитателя. Музейная среда стимулирует интерес учащихся к познанию, воспитывает в них патриотизм посредством изучения истории своего города, района, края.

И, собственно, историческая медиа-реконструкция стала также новой формой краеведческой музейной работы. Получается слияние проектной деятельности и исследовательской историко-краеведческой — работа, реализуемая в виде проекта.

 

Перечислю ряд исторических медиа-реконструкций, посвящённых приближающемуся 75-летию Великой Победы, и проведённых в краеведческом музее Никольской Гимназии № 1:

1. Январь 2017 года: «…Родина с нами, и мы не одни, и нашею будет победа. Снятие блокады Ленинграда». Проведено 4 варианта реконструкций для обучающихся всех классов младшего, среднего и старшего звена Гимназии № 1; а также для старшей группы детского сада № 34. В последний день проекта состоялся конкурс чтецов стихов, посвящённых блокаде Ленинграда, среди гимназистов.

2. Январь 2018 года — «Снятие блокады Ленинграда. Фотолетопись». Историческую медиа-реконструкции для учащихся 1 – 11 классов провели юные экскурсоводы. В последний день проекта состоялся конкурс чтецов стихов, посвящённых блокаде Ленинграда, среди гимназистов.

3. Май 2018 года — для учащихся 1 – 11 классов проведена историческая медиа-реконструкция «Города воинской славы Ленинградской области».

4. Январь 2019 года: «Это было 75 лет назад». Мероприятие посвящено 75-летию полного снятия блокады Ленинграда, освобождения Тосненского района и Никольского. Проведены занятия обучающихся всех уровней Гимназии № 1. Гимназистам был показан фильм-интервью о блокаде «Память длиною в жизнь», снятый участниками ДММЦ «ВМЕСТЕ».

5. Апрель 2019 года — состоялся Конкурс-фестиваль «Никольская вексна-2019» в стиле апробированного с 2017 года проекта медиа-реконструкций для обучающихся 5–10 классов Мероприятие охватило сто лет жизни нашей страны, начиная с 20-х годов прошлого века. Участники несколько месяцев готовились к конкурсу в 4-х номинациях — Стихи, Песни, Танцы и Мода/Аксессуары минувшего столетия. Финал конкурса прошёл в спортивном зале Гимназии №1.

6. Январь 2020 года: «Это было 76 лет назад». Мероприятие посвящено 76-летию полного снятия блокады Ленинграда, освобождения Тосненского района и Никольского. Проведены варианты для обучающихся всех уровней Гимназии №1. Гимназистам была показана фотовыставка и видеохроника военных лет, видео-воспоминания очевидца событий, учителя Гимназии №1 о блокаде.

 

В качестве примера приведу план-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования в рамках авторского образовательно-методического проекта социально-педагогической направленности «Историческая медиа-реконструкция». Тема: «Снятие блокады Ленинграда». Название «…Родина с нами, и мы не одни, и нашею будет победа». Проведено в помещении краеведческого музея Гимназии.

 

Фамилия, имя. отчество педагога Осипов Александр Григорьевич
Наименование образовательного учреждения МБОУ «Гимназия №1 г. Никольское»
Название занятия Тема Тип Направленность Срок реализации По охвату детей «…Родина с нами, и мы не одни, и нашею будет победа». «Снятие блокады Ленинграда». Социально-педагогический. Образовательно-методическая. Рассчитано на ежегодное повторение в последнюю неделю января. Общее.
Тема занятия Снятие блокады Ленинграда.
Возраст обучающихся 15 – 17 лет (10 – 11 класс).
Вид занятия Комбинированный.
Цели и задачи занятия Цельсостоит из 3-х аспектов: Обучающий: Устранить пробелы в знаниях обучающихся о Великой Отечественной войне; Воспитательный: Создать условия для выработки личностной оценки героизма жителей блокадного Ленинграда; Развивающий: Способствовать развитию познавательных умений обучающихся.   Задачи: Обучающие: Расширить и закрепить знания обучающихся о Великой Отечественной войне, а также о блокаде Ленинграда. Конкретизировать знания о блокаде Ленинграда, о различных сторонах жизни осаждённого города. Формировать у обучающихсявизуальное восприятие событий 1941–45 годов, в том числе блокады Ленинграда, на основе фотохроники и кинохроники военных лет. Передать атмосферу блокадного города через воспоминания современников. Формировать у обучающихся навыков участия в семинарах (семинар вопросов и ответов, семинар-коллективное чтение). Воспитательные: Воспитывать у обучающихся бережное отношение к истории своей страны. Содействовать выработке исследовательских способностей обучающихся при знакомстве с историческими событиями. Воспитывать интерес обучающихся к познанию нового в истории своего края. Мотивировать интерес обучающихся к занятиям историческими исследованиями на основе эмоциональной окраски медиа-реконструкции. Добиваться максимальной самостоятельности обучающихся в рефлексиях на содержание медиа-реконструкции. Развивающие: Развивать умение обучающихся ориентироваться в новых ситуациях. Развивать смекалку обучающихся на занятии с использованием медиа-реконструкции. Развивать навыки работы обучающихся по заданной теме. Развивать образное и пространственное мышление обучающихся, овладение новой исторической информацией и творческим подходом к любой работе. Формировать творческие способности обучающихся, навыки работы в школьном коллективе. Пробуждать любознательность в области истории, исторической медиа-реконструкции.
Форма занятия Аудио-визуальная, коллективная (групповая) с элементами семинара.
Методы Метод демонстрации, деятельностный метод обучения.
Дидактические средства Компьютер (ноутбук). Мультимедийный проектор. Экран. Музыкальные колонки (2 штуки). Историческая медиа-презентация (тексты, слайд-шоу, документальная кинохроника, воспоминания очевидцев, сообщения Совинформбюро). Фотовыставка на 3-х стендах (фотохроника). Изображение медали «За оборону Ленинграда». Изображение ордена Отечественной войны. Лента медали «За оборону Ленинграда» (элемент оформления фотовыставки). Артефакты военных лет — экспонаты, найденные в пригородах Санкт-Петербурга. Образцы аксессуаров военного обмундирования периода Великой Отечественной войны.
Использованные источники 1. Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин. Под редакцией Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой. М., 2010. 2. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 2002. 3. Кадры из фильма «Эта страшная правда о войне» (2005, ДММЦ «ВМЕСТЕ»). 4. Кадры из фильма «Неизвестная война» (1978, СССР, 3-я серия). 5. «Гении и злодеи: Ольга Берггольц» (2010, Россия). 6. Сводка Информбюро от 27 января 1944 г. 7. Стихи Ольги Берггольц, посвящённые блокаде Ленинграда. 8. Отрывок первой части «Седьмой симфонии» Дмитрия Шостаковича. 9. Фотографии Д. М. Трахтенберга и Н. И. Хандогина — фотолетопись блокадного Ленинграда.

 

Этапы занятия
1. Организационный этап Приветствие обучающихся. Постановка целей и задач занятия.     Проверка готовности рабочего места. Задача: Создание рабочей атмосферы, настрой обучающихся на нужный лад. Цель занятия: Устранить пробелы в знаниях обучающихся о Великой Отечественной войне; понять истоки героизма жителей блокадного Ленинграда. Задачи: –расширить и закрепить знания о Великой Отечественной войне, а также о блокаде Ленинграда. –формировать у обучающихсявизуальное восприятие событий 1941–45 годов, в том числе блокады Ленинграда, на основе фотохроники и кинохроники военных лет. Подготовка ноутбука, медиапроектора, экрана и фотовыставки к началу занятия.   Вступительное слово преподавателя к обучающимся: «Последняя неделя января — памятная пора для жителей Ленинградской области. В морозные и снежные январские дни 1944-го года произошло полное снятие блокады Ленинграда от немецких оккупантов была освобождена Ленинградская область. Сегодня мы говорим об одном из самых страшных эпизодов Великой Отечественной войны — блокаде Ленинграда, которая длилась ровно 871 день, начиная c 8 сентября 1941 г. В ходе медиа-реконструкции я буду комментировать тексты, которые читают ведущие, фотографии и кинохронику, а также задавать вам вопросы».
   
2.Основная часть Изучение нового материала Данный этап предполагает: 2.1 постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия); 2.2 определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; 2.3 изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; 2.4 описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; 2.5 описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности, взаимодействия учащихся с учётом особенностей объединения, в котором работает педагог; 2.6 описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; 2.7 описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. 1. На экране идёт слайд-шоу из фотографий 1941 года под музыку Дмитрия Шостаковича — отрывок первой части Седьмой симфонии «Ленинградской». Файл-1, 41 секунда. Вопросы преподавателя ученикам: –Вспомним, что произошло в июне 1941 года? –Когда, какого числа началась Великая Отечественная война? –Кто напал на Советский союз? Ведущий 1 Сегодня мы говорим об одном из самых страшных эпизодов Великой Отечественной войны — блокаде Ленинграда, которая была снята 27 января 1944 года, 73 года назад. Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день, начиная c 8 сентября 41-го года. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. За время блокады по официальным данным умерло от голода 641 тысяча горожан, по подсчётам историков — более 800 тысяч; от бомбёжек и обстрелов погибло более 17 тысяч жителей; около 34 тысяч жителей ранено. В боях за Ленинград погибло не менее миллиона советских солдат.   2. Звучит голос Ольги Берггольц — 3 четверостишия: «Я буду сегодня с тобой говорить…». На экране — Слайд-шоу из фотографий 1941 года под её стихи (Файл-2, 33 секунды). Ведущий 2 Это звучит «Голос блокадного Ленинграда». Свои пророческие строки поэтесса и радиожурналист Ольга Берггольц написала 16 октября 41-го года, в самом начале блокады. Впереди были страшные блокадные месяцы, блокадные годы, когда Ленинград осаждали немецкие, финские и испанские войска, пытавшиеся взять измором героический город. Немецкое командование планировало захватить Ленинград через 3 недели от начала войны. Было назначено время парада немецких войск на Дворцовой площади; солдатам и офицерам розданы путеводители по Ленинграду и даже отпечатаны пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория». На месте Ленинграда должно было появиться 200-тысячное немецкое поселение. Всё местное население предполагалось уморить голодом и обстрелами. В начале декабря 41-го года вместе с зимней темнотой и морозами на город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Обычный кусок хлеба стал высшей ценностью. Хлеб стал практически единственной пищей ленинградцев. А нормы выдачи хлеба продолжали снижаться. 20 ноября 41-го года в пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 граммов хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) — по 125 граммов хлеба в сутки.   Вопросы преподавателя ученикам: –Как вы думаете, что собирался сделать Гитлер с населением оккупированного Советского Союза? –Почему враг решил уморить голодом жителей Ленинграда?   3. На экране — Кадры из фильма «Неизвестная война» (1978, СССР, 3-я серия). Файл-3, 32 секунды. Ведущий 1 На город обрушились 40-градусные морозы. Кончилось топливо для отопления домов, вышла из строя система городского водоснабжения, замёрзли водопроводные трубы –Ленинград остался без света и питьевой воды. Воду брали из Невы и каналов. Город бесконечно обстреливали тяжёлыми снарядами и бомбили. Особенно тяжело было детям, оставшимся без родителей. Они лежали в постелях, истощённые, с широко открытыми глазами. Едва передвигались. Ужас от перенесённого застыл в глазах. Одним из символов Великой Отечественной войныстал дневник Тани Савичевой, 12-летней Ленинградки. Она не дождалась победы, умерев от истощения уже в эвакуации в июле 44-го года. «Дневник Тани Савичевой» был издан, в нём всего 8 страшных записей о гибели её большой семьи в блокадном Ленинграде. Маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм. Осиротевших ленинградских детей спасали как могли: подкармливали соседи, эвакуировали на «Большую землю», усыновляли чужие люди.   Комментарий преподавателя: Много лет назад мы силами медиацентра «ВМЕСТЕ» сняли фильм «Эта страшная правда о войне», в котором люди, пережившие блокаду, вспоминали о тех страшных днях. Сейчас вы увидите воспоминания учительницы гимназии Н.А. Николаевской.   4. На экране — Кадры из фильма «Эта страшная правда о войне» (2005, ДММЦ «ВМЕСТЕ»). Файл-4, 1 минута 49 секунд. Ведущий 2 Можно много говорить о том, как и почему выстоял Ленинград. О этом написаны книги и сняты фильмы. Но все согласны с тем, что город Ленинград победил, потому что жили в нём особые люди... Все –от мала до велика –голодали, но трудились и жили с надеждой на торжество победы. Это чувство поднимало кузнеца, бухгалтера, учёного на героические дела. Это же чувство руководило артистами, когда они пели, играли развлекая голодных и усталых людей, хотя у них самих подкашивались ноги и кружилась голова. Героизм ленинградцев проявлялся прежде всего в том, что люди в нечеловеческих условиях, в смертельной опасности, всегда добровольно, лишь бы позволяли силы, шли на самые трудные работы. Молча, на разговоры не было сил, люди рыли траншеи, очищали город от снега, убирали трупы; молча стояли в очередях; молча ждали возможности опустить ведро в прорубь. Ленинградцы оставались героями до последнего вздоха. В тяжелейших условиях продолжали работать заводы. Это было необходимо — доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить!   5. На экране — Кадры из фильма «Неизвестная война» (1978, СССР, 3-я серия). Файл-5, 41 секунда. Вопросы преподавателя ученикам: –Кого мы видим у станков на заводе? (Дети, подростки). –Куда шла вся военная техника, выпущенная в Ленинграде? Ведущий 1 Один из самых ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания знаменитого музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония №7 Дмитрия Шостаковича, названная позже «Ленинградской». Композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолёта!   6. На экране — Кадры из фильма «Неизвестная война» (1978, СССР, 3-я серия). Файл-6, 57 секунд.   Комментарий преподавателя: –Обратите внимание, в пустом зале сидело несколько человек, переживших блокаду. Во время исполнения симфонии зал был полон. Ведущий 2 С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни. Летом — водный, а зимой — ледовый путь, соединяющий Ленинград с «Большой землёй» по Ладожскому озеру. 12 сентября 41-го года по этому пути в город пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2–3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередко грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога №101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. По льду Ладожского озера было доставлено в Ленинград более трёхсот тысяч тонн грузов, в основном продовольствие. А с 22 января по 15 апреля 42-го года было эвакуировано более полумиллиона ленинградцев — стариков, женщин и детей.   7. На экране — Кадры из фильма «Неизвестная война» (1978, СССР, 3-я серия). Файл-7, 1 минута 5 секунд.   Комментарий преподавателя: –На кадрах хроники видно, что водительская дверь у машины открыта настежь — так легче было выпрыгнуть из тонувшего грузовика. Ведущий 1 Жители блокадного Ленинграда просто не думали о том, что совершают подвиг. Это было естественно, как дышать, но не всегда выполнимо. Поэтесса и журналист Ольга Берггольц, пережившая блокаду, писала: «Дыша одним дыханьем с Ленинградом, я не геройствовала, а жила». Это её голос, звучавший ежедневно по ленинградскому радио, помогал людям выжить. О работе ленинградского радио нужно сказать отдельно. Оно работало все блокадные дни, и было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни. А Ольга Берггольц стала голосом блокадного Ленинграда.   9. На экране — Кадры из фильма «Гении и злодеи: Ольга Берггольц» (2010, Россия). Файл-8, 1 минута 07 секунд. Ведущий 2 В январе 44-го года Советская ставка поставила перед Ленинградским, Волховским и 2-м Прибалтийским фронтами задачу разгромить группу армий «Север» и освободить Ленинградскую область. Ленинградским фронтом командовал генерал армии Говоров, Волховским — генерал армии. Мерецков, 2-м Прибалтийским — генерал армии Попов. Войска трёх фронтов превосходили противостоящие им вражеские войска по количеству личного состава в 2,5 раза, по основным видам оружия в 3–4 раза, советская авиация господствовала в воздухе. 14 января началась Красносельско-Ропшинская операция войск Ленинградского фронта, в результате которой 27 января 1944 г. блокада была полностью снята. В результате мощного наступления войск Ленинградского фронта немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние до 100 километров.   8. На экране кадры из фильма «Неизвестная война» (1978, СССР, 3-я серия). Файл-9, 1 минута 40 секунд. Ведущий 1 В этот день, 27 января 44-го года, Москва уступила право Ленинграду произвести салют в ознаменование окончательного снятия блокады. Приказ победившим войскам подписал не Сталин, а по его поручению — генерал армии Говоров. Такой привилегии не удостаивался ни один из командующих фронтами во время войны. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества советского народа. Сотни тысяч сражавшихся удостоились правительственных наград, 486 получили звание Героя Советского Союза, из них восемь человек — дважды. В декабре 42-го года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой были награждены около 1,5 миллиона человек. С 1 мая 45-го года Ленинград стал городом-героем, а 8 мая 1965 года городу была вручена медаль «Золотая звезда». А 27 января 44-го года в 8 часов вечера Ленинград салютовал доблестным войскам Ленинградского фронта артиллерийскими залпами. В этот день был освобождён от фашистов Тосненский район и Никольское.   10. На экране — Кадры из фильма «Неизвестная война» (1978, СССР, 3-я серия). Звук — Сводка Информбюро от 27 января 1944 года (Файл-10, 1 минута 02 секунд. Ведущий 2 Ленинградцы выдержали суровое испытание — страшную блокаду длиной в 871 день. Враги не сломили их мужества, не надломили их веру в победу. Город-воин, город-герой прорвал цепи фашистской блокады. Над Невой прогремел праздничный салют. Город-герой выстоял и победил. 27 января — великая, священная для всех ленинградцев дата, трагичная и великая страница российской истории. Это память о более чем 2-х миллионах погибших ленинградцев и воинов, оборонявших город. Подвиг Ленинграда — это не только военная, но и духовная победа советского человека. Ленинградцы перенесли лишения и муки с достоинством, сохранив веру в человека, человечность. Наполеон говорил: «Можно победить любое оружие, кроме духовного». Именно высокий духовно-нравственный потенциал большинства ленинградцев помог выдержать блокаду, выстоять и победить. В основе патриотизма защитников и жителей Ленинграда лежит убеждённость в правоте своего дела, вера в победу, любовь к своему городу и Отечеству, священный долг борьбы за его свободу и независимость. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам — такого не повторится!
3. Закрепление нового материала Повторение и воспроизведение полученных на занятии обучающимися знаний.   Задача: коррекция и отслеживание уровня усвоения нового, только что объяснённого материала и закрепление новой темы.       Работа с фотографиями, освещающими дни блокады Ленинграда. Рассказ о каждой фотографии. Вопросы ученикам по иллюстрациям (Что изображено на фотографиях? Какие чувства они вызывают?). Установление связей между информацией, полученной во время исторической медиа-презентации с фото-экспозицией и экспонатами на стендах музея, найденных поисковыми отрядами в окрестностях Никольского.
4. Задание на дом, включающее: 4.1 постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); 4.2 определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом; 4.3 определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. Организация и проведение конкурса художественного стихов, посвящённых блокадному Ленинграду. Конкурс несёт большой эмоциональный заряд, и позволяет учащимся прочувствовать экстремальную обстановку блокадного города и потрясающий героизм его жителей. Участник конкурса выбирает стихотворение, учит его наизусть, и выступает перед видеокамерой. Все конкурсные выступления записаны на видео и выложены в группе Вконтакте VMESTE Media Centre. Победитель и призёры конкурса (1, 2 и 3-е место) определены по числу лайков в группе.
5. Ожидаемые результаты Предполагается, что каждый ученик приобретёт сформированные знания, умения и навыки, соответствующие целям и задачам занятия: — Расширит и дополнит свои знания о Великой Отечественной войне. — Выработает личностную оценку героизма жителей блокадного Ленинграда. — Разовьёт собственные познавательные умения. — Ощутит атмосферу осаждённого города. — Получит стимул к изучению истории Отечества, совей малой Родины.

Данный проект исторической медиа-реконструкции готовился в течение января (сразу после каникул); был впервые проведён в январе 2017 г., затем дополнялся в последующие годы (2018, 2019 и 2020). Над проектом работал коллектив учащихся средних и старших классов — пары ведущих, сменявших друг друга, так как в течение дня проводилось до 6 прогонов реконструкции для разных классов (одна тема для всех классов Гимназии занимала до 4-х дней –примерно 21 класс).

Отдельная команда работала над текстами для разных возрастов школьников; видео-нарезку делали ребята операторы-монтажёры; кто-то работал над музыкой, подбором фотоматериала и расстановкой музейных экспонатов под данную тему.

Приведённая проектная краеведческая разработка в разное время прозвучала на уровне мероприятий Ленинградского областного института развития образования (ЛОИРО); упоминалась в районной прессе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: