(в том числе обучающихся по программе второго высшего образования)




(в том числе обучающихся по программе второго высшего образования)

Контрольная работа – один из основных видов самостоятельной работы студентов, представляющий собой изложение ответов на теоретические вопросы по содержанию учебной дисциплины и решение практических заданий. По своей форме контрольная работа состоит из 5 заданий.

Задания для контрольных работ по юридической психологии составлены в соответствии с программой курса для высших учебных заведений юридического профиля.

Контрольная работа выполняется в печатном виде, на титульном листе указываются: название работы, профиль подготовки, курс, группа, Ф.И.О. студента, дата выполнения.

Все задания выполняются в полном объеме и достаточно подробно. Студент должен ознакомиться не только с материалами по данному вопросу, но также изучить основные теоретические положения курса «Юридическая психология». При выполнении контрольной работы необходимо пользоваться не только учебником, но и дополнительной литературой, приведенной в списке литературы. Работа должна быть подписана.

Студент должен ответить подробно на теоретические вопросы с использованием нормативно-правовых актов и решить задачи.

Контрольные работы должны быть представлены на кафедру криминалистики до начала сессии и зарегистрированы лаборантом. В течение недели работа рецензируется, преподаватель принимает решение: поставить зачет, провести собеседование, вернуть со своими замечаниями для доработки. Зачет проставляется преподавателем, проверявшим работу. Студенты, не защитившие контрольную работу, к сдаче экзамена по юридической психологии не допускаются. Студенты выполняют контрольные работы строго по вариантам:

1 вариант – студенты уголовно-правового профиля

2 вариант – студенты гражданско –правового профиля

3 вариант – студенты государственно-правового профиля

ВАРИАНТ 1

 

Задание 1

Проведите психологический анализ Уголовного кодекса Российской Федерации.

1. Последовательно проанализируйте и оцените содержание законодательного акта по критериям:

а) понятность для «среднестатистического» гражданина,

б) оценка и отношение к отдельным положениям и всему акту (одобрительное, отрицательное, нейтральное),

в) степень реального мотивирующего и регулирующего влияния (будет выполняться, не будет, трудно сказать).

2. Что бы вы изменили в анализируемом законодательном акте, подходя к нему с позиций юридической психологии.

Задание 2

Исследуя вопросы причин формирования преступного поведения и преступности в целом и разработке мер направленных на борьбу с различными формами преступной деятельности, дайте психологическую характеристику преступника с психическими аномалиями и охарактеризуйте основные виды криминальной агрессии на примере преступлений,получивших широкий общественный резонанс в настоящее время.

 

Задание 3

Как правило, человек совершивший преступление, ищет оправдание совершенному им деянию, используя, в том числе, и механизмы психологической защиты. Дайте определение и классификацию механизмов психологической защиты по А.Р.Ратинову, основоположнику юридической психологии в России и проиллюстрируйте специфику их функционирования на конкретном примере из криминальной хроники.

Задание 4

Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния корыстного типа. Выдвиньте как можно больше предположений о возможных мотивах совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и обстоятельств ситуации могут возникать такие побуждения.

 

Задание 5

Заполните таблицу:

 

 

Вариант 2

Задание 1

Проведите психологический анализ Гражданского кодекса Российской Федерации.

1.Последовательно проанализируйте и оцените содержание законодательного акта по критериям:

а) понятность для «среднестатистического» гражданина;

б) оценка и отношение к отдельным положениям и всему акту (одобрительное, отрицательное, нейтральное);

в) степень реального мотивирующего и регулирующего влияния (будет выполняться, не будет, трудно сказать).

2. Что бы вы изменили в анализируемом законодательном акте, подходя к нему с позиций юридической психологии.

Задание 2

Большое количество аварий, в том числе авиационных, железнодорожных, автомобильных катастроф связывают с действием, так называемого, человеческого фактора, проанализируйте какую-либо из них и перечислите поводы к назначению психологической экспертизы, связанной с выполнением человеком профессиональных функций в области управления современной техникой.

Задание 3

В условиях проводимой в России правовой реформы, направленной на повышение гарантий основных прав и свобод человека, с одной стороны, и с учетом возрастающей преступности на фоне социально-экономических преобразований – с другой, все большее значение приобретает институт компенсации морального вреда, причиненного преступлением или иным нарушением, посягающим на личные неимущественные права гражданина или иные принадлежащие ему нематериальные блага.

Компенсация морального вреда регулируется ст. 151 Гражданского кодекса (ГК РФ), где категория «моральный вред» определяется как «физические и нравственные страдания», указывается, что при определении размеров компенсации морального вреда суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Проанализируйте ситуацию из практики, в которой необходимо проведение судебно-психологической экспертизы по данному основанию.

 

Задание 4

В настоящее время существует тенденция к увеличению судебных дел в гражданском процессе, связанных с признанием недействительными сделок с «пороками воли». При этом под «пороком воли» понимается несоответствие воли и волеизъявления, которое является одним из важнейших условий признания недействительности сделки. Другими такими условиями, по мнению Ф.С.Сафуанова, является также «порок содержания», «порок в субъекте», «порок формы». Но из этого перечня только понятие «порок воли» охватывает субъективную (психологическую) сторону сделки и раскрывается в гражданском законодательстве через ряд отличных друг от друга юридически значимых обстоятельств. Раскройте содержание этих понятий на примере конкретного дела из судебной практики и дайте характеристику судебно-психологической экспертизы способности гражданина понимать значение своих действий и руководить ими при совершении сделок.

Задание 5

Заполните таблицу:

 

ВАРИАНТ 3

Задание 1

Проведите психологический анализ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1. Последовательно проанализируйте и оцените содержание законодательного акта по критериям:

а) понятность для «среднестатистического» гражданина;

б) оценка и отношение к отдельным положениям и всему акту (одобрительное, отрицательное, нейтральное);

в) степень реального мотивирующего и регулирующего влияния (будет выполняться, не будет, трудно сказать).

2. Что бы вы изменили в анализируемом законодательном акте, подходя к нему с позиций юридической психологии.

Задание 2

Смоделируйте историю совершения человеком какого-либо административного правонарушения. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого правонарушения и попробуйте мысленно определить те свойства личности и обстоятельства ситуации, которые могут служить предпосылками возникновения таких мотивов.

 

Задание 3

Выберите самостоятельно на ваше усмотрение заинтересовавший Вас фрагмент окружающей среды (детская площадка, внутренний двор, офисное помещение, учебная аудитория, фойе, приемная и т.д.), сделайте фотоснимок и необходимые текстовые пояснения, комментарии к нему. Проанализируйте, как воспринимается этот участок среды человеком. Сделайте вывод, заключение, какое воздействие этот участок среды оказывает на воспринимающего его человека (позитивное, негативное), какие из ощущений наибольшее количество раз актуализируются; какие из стимулов внешней среды вызывают наибольшее количество негативных (позитивных) переживаний, влияющих на правопослушное или противоправное поведение.

Задание 4

Редакция Кодекса Российской Федерации об административной ответственности с 1 января 2019 года изменила сразу три закона:

Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 03.07.2016 № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов».

Федеральный закон от 12.11.2018 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законодатели ввели новые составы административных правонарушений и установили за них ответственность. Осуществление хозяйственной деятельности без комплексного экологического разрешения.
В кодекс ввели новую статью 8.47 КоАП РФ «Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения», которой предусмотрена ответственность за осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным. За такое деяние положено наказание в виде административного штрафа в размере: на должностных лиц — от 4000 до 10000 рублей;
на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
В соответствии с примечанием к новой статье, за данное административное правонарушение ИП несут административную ответственность как юридические лица.
Еще одной новой статьей 9.5.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков направления документов, материалов или сведений о них для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций принявших, утвердивших и выдавших документы, материалы, подлежащие обязательному размещению или сведения о которых подлежат размещению в соответствии с Градостроительным кодексом РФ в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Наказанием за подобное правонарушение будут служить административные штрафы в размере: на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;
на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей.
В соответствии с новой редакцией статьи 28.3 КоАП РФ на составление протоколов о таком административном правонарушении уполномочены:
Должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Поправки технического характера также внесены в статью 7.2 КоАП РФ и статью 23.1 КоАП РФ. Экологические штрафы до 250 000р.

Оцените юридическую и социально-психологическую эффективность данных правовых норм.

Задание 5

Заполните таблицу:

 

 

Критерии оценки:

Общими показателями оценки контрольной работы являются: полнота, логичность, осознанность, культура письменной речи, соответствие требованиям к оформлению.

Контрольная работа оценивается как «зачтено», «не зачтено».

Оценка «зачтено» ставится за полное и глубокое владение содержанием учебного материала, научное, логичное изложение, развитую культуру письменной речи.

Допускаются отдельные неточности в письменной передаче материала и незначительные погрешности в оформлении работы.

Оценка «не зачтено» ставится, если студент обнаруживает непонимание логики излагаемого учебного материала, искажает его смысл, не понимает сущности раскрываемой темы, демонстрирует низкую культуру письменной речи, грубо нарушает требования к оформлению контрольной работы.

Выполнение контрольной работы является обязательным условием для допуска студента к зачету.

Контрольные работы предъявляются на проверку не позднее, чем за две недели до начала сессии.

ВОПРОСЫДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

 

1. Предмет и система юридической психологии.

2. Общая характеристика внимания. Виды внимания.

3. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

4. Предмет судебной психологии.

5. Общая характеристика доминанты, как нейрофизиологической основы внимания.

6. Понятие ощущений. Закономерности ощущений.

7. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Виды аффектов и их характеристика.

8. Классификация методов юридической психологии.

9. Общая характеристика восприятия. Закономерности восприятия.

10. История современной юридической психологии.

11. Понятие о памяти, виды, типы и индивидуальные особенности памяти.

12. Процессы памяти. Субъективные и объективные условия, способствующие успешному запоминанию информации.

13. История становления юридической психологии как науки.

14. Виды судебно-психологической экспертизы в административном процессе.

15. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Виды мышления.

16. Понятие о мнемонике. Приемы оказания мнемической помощи.

17. Судебно-психологическая экспертиза в административном процессе.

18. Понятие о воображении. Виды и формы, функции воображения.

19. Регуляция эмоциональных состояний в судебной практике. Психологическая характеристика агрессии. Связь агрессивности и сопротивления. Понятие инструментальной агрессии.

20. Классификация способностей. Способности и задатки. Развитие способностей в деятельности.

21. Психологические аспекты отечественного законодательства.

22. Единство социальных и биологических факторов в формировании личности правонарушителя.

23. Понятие бессознательного в мотивации преступного поведения.

24. Психологическая характеристика агрессии. Классификация агрессивных действий.

25. Связь юридической психологии с другими отраслями психологии.

26. Агрессивность - как основа преступного поведения. Теория агрессивности. Психологическая характеристика гнева и его влияние на поведение человека.

27. Память и учет ее закономерностей в судопроизводстве.

28. Общая характеристика тревожности и внушаемости.

29. Характеристика мотива, потребности, цели как элементов мотивационной сферы личности.

30. Психологическая характеристика отвращения и презрения и их влияние на поведение человека.

31. Общая характеристика жестокости и ригидности.

32. Внимание и его роль в познавательной деятельности юриста.

33. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.

34. Особенности поведения в состоянии аффекта (сужение сознания, стадии аффекта, аффект как психологическая и юридическая категории).

35. Использование знаний об индивидуально-психологических свойствах личности в процессе производства дел об административных правонарушениях.

36. Психологическая характеристика интереса - как фундаментальной эмоции и его влияние на поведение человека.

37. Направленности личности (установки, потребности, интересы, идеалы).

38. Психологическая характеристика положительных эмоций (радость, удивление) и их влияние на поведение человека.

39. Психологическая характеристика отрицательных эмоциональных состояний (страдания, печали, горя, депрессии и их влияние на поведения человека).

40. Внушаемость как психологический компонент личности правонарушителя.

41. Формирование социально-положительных стереотипов поведения (понятие об установке, этапы формирования, виды).

42. Факторы, влияющие на правовую психологию населения.

43. Потребности как побудительная основа деятельности. Мотивационные, познавательные и эмоционально-волевые компоненты поведения и деятельности.

44. Методологические основы юридической психологии.

45. Психологическая характеристика страха и тревоги и их влияние на поведение человека.

46. Профессиональная направленность личности юриста.

47. Судебно-психологическая экспертиза: цели и задачи.

48. Память: закономерности, особенности, индивидуальные отличия.

49. Характеристика не6патологических и пограничных эмоциональных состояний (фрустрации, стресса и т.д.) и их влияние на поведение человека.

50. Классификация эмоций.

51. Понятие, структура и содержание ювенальной психологии.

52. Коммуникативный, познавательный и удостоверительный аспекты деятельности судьи, прокурора и адвоката.

53. Психологические теории эмоций. Эмоциональные особенности личности.

54. Криминогенные факторы, влияющие на правосознание населения.

55. Влияние конформизма на правомерное и неправомерное поведение личности.

56. Психологические особенности судебных заседаний.

57. Структура и содержание правовой психологии личности. Направленность личности на правомерное поведение.

58. Психологический анализ личности правонарушителя.

59. Психологические аспекты профилактики правонарушений.

60. Ювенальная психология

61. Психология личной безопасности

62. Понятие и структура профессиограммы юриста.

63. Закономерности и механизмы правовой социализации личности.

64. Психологические технологии в правоохранительной деятельности.

65. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности.

66. Психотехника в работе юриста.

67. Психологические особенности деятельности персонала различных административных органов.

68. Психологические аспекты административного регулирования

69. Психологический процесс административных отношений

70. Нравственно-психологическое содержание административно-правовых норм.

71. Психологические аспекты проблем ответственности в административном праве.

72. Психологические аспекты деятельности руководителя

73. Психологические особенности административного процесса

74. Социально-психологический анализ структуры современного российского общества

75. Психологическая и социальная направленность основных групп населения, которые приняли участие в российских реформах в государственно-правовой сфере

76. Психологический анализ российских реформ в государственно-правовой сфере

77. Психологические предпосылки проведения государственных реформ

78. Психология кризиса

 

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: