Особенности динамической стороны речи




 

а) темп (нормальный, ускоренный, замедленный)___________________

 

б) ритм (нормальный, дисритмия)________________________________

 

в) паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_______

_____________________________________________________________

 

г) интонация (повествовательная, вопросительная, побудительная)____

_____________________________________________________________

 

 

Воспроизведение звукослоговой структуры слова

ИЗОЛИРОВАННЫХ СЛОВ

 

С 4 до 5 лет:

Дом крыша

 

Каша кошка

 

Снег мостик

 

Хлеб капуста

 

 

С 5 лет:

Помидоры сквозняк сковорода

 

Температура свисток скворечник

 

Милиционер аквариум подснежник

 

Лекарство простокваша строительство

 

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (с 5 лет)

 

 

Мальчики слепили снеговика

 

Водопроводчик чинит водопровод

 

Волосы подстригают в парикмахерской

 

Регулировщик стоит на перекрестке

 

Состояние фонематического восприятия

(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)

 

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

с 4-х лет:

па – ба ба – на ва – та та – да мя – ма

 

на – га та – на га – да ка – га ба – ма

 

с 6 лет:

ба –ба – па та – да – та га – ка – га ба – бя - ба

 

са – ша –са жа – за – за ча – ша – ча за – са – за

 

2. Дифференциация оппозиционных звуков, несмешиваемых в произношении. Показать картинки:

мишка – мышка уточка – удочка бочка – почка трава – дрова

 

3. Дифференциация по сдуху звуков, смешиваемых в произношении:

миска – мишка крыса – крыша речка – редька уточка – удочка

 

челка – щелка цветик – светик вечер – ветер козы – косы

 

 

Состояние фонематического анализа и синтеза

с 4-х лет:

1. Выделение заданного звука М или Р на фоне слов. По заданию узнать, слышится ли звук М (или мычание теленка) или звук Р (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама,дом, рыба, дрова, стол, шар.

с 5 лет:

2. Выделение ударного гласного в начале слова.

Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.

с 6 лет:

3. Определение первого согласного звука в словах:

Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.

4. Определение последнего звука в словах:

Дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.

 

5. Определение последовательности звуков в словах:

Мак, суп, лук, каша, рама.

 

6. Определение количества звуков в словах:

Дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

Исследование понимания речи

(импрессивная речь)

1. Пассивный словарь. Отметить объем словаря ____________________

точность понимания значения слов _____________________________

Задания:

Покажи, где кукла, стол, стул.

 

Посади куклу, мишку и т.д.

 

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.

с 4-х лет:

- дифференциация единственного и множественного числа существительных. Покажи, где

стол – столы, дом – дома, стул – стулья, дерево – деревья, береза – березы

- различение предложно-падежных конструкций с предлогами В – ИЗ,

НА – С, ПОД – ИЗ-ПОД

 

Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала

 

Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал

 

3. Дифференциация форм словообразования:

с 5 лет:

- дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:

Покажи, где виноград – виноградинка, бусы – бусинка, роса – росинка

- дифференциация глаголов с различными приставками:

шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел

4. Понимание словосочетаний и простых предложений:

а) понимание словосочетаний. Покажи

ключом карандаш, ключ карандашом; где собака хозяина, где хозяин собаки;

дочка мамы, мама дочки.

б) понимание простых распространенных предложений:

Покажи картинку:

 

Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату.

 

 

в) понимание вопросительных предложений:

 

Кого ловит девочка?

Чем девочка ловит бабочку?

Кто ловит бабочку?

с 6 лет:

 

г) понимание сложно-подчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций

 

Петю догоняет Маша. Кто бежит первым?

Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади?

Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш?

Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после обеда?

д) понимание связной речи

 

Исследование лексики и грамматического строя

Экспрессивной речи

 

1. Исследование активного словаря

а) конкретные существительные. Предлагается назвать картинки по темам:

Игрушки

Посуда

Одежда

Обувь

Животные

Овощи

Фрукты

Мебель

и др. в соответствии с программой детского сада

 

б) обобщающие понятия

Назвать одним словом группу предметов

 

в) существительные, обозначающие части тела, части предметов

с 5 лет:

части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др.

 

части стула: спинка, ножка, сиденье

 

части машины: дверца, колеса, руль, кабина

 

с 6 лет:

части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь

 

части одежды: воротник, манжета, петля

 

части машины: кузов, кабина, фары, мотор

 

части окна: рама, подоконник, стекло

 

Название профессий:

 

г) глагольный словарь

с 5 лет:

употребление глаголов при ответах на вопросы:

Что ты делаешь в течение дня?

Кто как передвигается?

Кто как кричит?

с 6 лет:

Кто какие звуки издает?

Кто что делает? (с использованием профессий людей)

 

 

д) прилагательные

-Названия цветов

с 4-х лет:

Белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый

 

с 5 лет:

коричневый, розовый, голубой, оранжевый

 

-Названия формы

с 5 лет:

круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный

 

е) подбор антонимов: (с 6 лет)

добро - горе - друг - хороший –

большой - широкий - высокий - легкий –

поднимать - давать - покупать –

2. Состояние словоизменения:

с 4 лет

а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа

стол - кукла- ухо- слон-

рукав- глаз- рот- лист-

дерево- окно- стул- воробей-

пень- лев- сон-

б) употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

Родительный падеж: без чего? ____________________________________

Дательный падеж: кому корм? ____________________________________

Винительный падеж: кого нарисовал?______________________________

Творительный падеж: чем работает? _______________________________

Предложный падеж: о чем мечтает? ________________________________

 

с 5 лет:

в) употребление формы родительного падежа множественного числа

Много чего?

шар- стол- дом- береза-

чашка- книга- дерево- лист-

стул- мяч- ключ- карандаш-

г) употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами

В, НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО):

 

д) согласование прилагательных с существительными единственного числа

Назвать цвет предметов:

Шар- ведро- платье- машина- ботинки-

е) употребление словосочетаний числительных 2 и 5 с существительными

дом-

кукла-

шар-

гриб-

с 6 лет:

карандаш-

ключ-

лев-

озеро-

дверь-

3. Состояние словообразования

с 5 лет:

а) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет?

стол- мяч- дом-

кровать- береза- кукла-

ложка- шкаф- миска-

с 6 лет:

гриб- лиса- лист- одеяло-

б) образование названий детенышей животных

с 4 лет:

у кошки- у утки- у гуся- у лисы-

с 5 лет:

у зайца- у белки- у медведя-

с 6 лет:

у коровы- у лошади- у собаки-

в) образование прилагательных от существительных – с 6 лет:

Из чего сделано?

Дерево-деревянный бумага- солома-

мех- пух- кирпич-

резина- металл- снег-

брусника- черника- шерсть-

Чей? Чья? Чьё?

Сумка мамы-

Кофта бабушки-

Газета папы-

Нора лисы-

Хвост зайца-

Лапа медведя-

Ухо волка-

г) образование приставочных глаголов – с 6 лет:

Назвать действия (Что делает мальчик?)

Ходит – уходит – входит – выходит – переходит

Бежит – убегает – вбегает – выбегает – перебегает

д) образование глаголов совершенного вида – с 6 лет:

 

рисовал- писал- делал-

лепил- пил-

Состояние связной речи

 

1. Пересказ (4-5 лет)

4 года: Котенок

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

5 лет: Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке.

Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

2. Составление рассказа по серии сюжетных картин – с 6 лет

 

УТОЧНЕННЫЙ ДИАГНОЗ: _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата: _______________ Логопед: ___________________________________

 

 

Заведующая ДОУ ________________________________/________________./

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: