Тема 1.3. Правовые и организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.




Подготовить опорный конспект по материалу лекции.

Составление опорного конспекта - это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного. Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации.

2. Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовить реферативное сообщение по темам:

1) “Гражданская оборона- составные цели и задачи”

2) “Инженерная защита населения”

Выполненные задания фотоотчетом в виде одного файла отправить преподавателю в личку в ВК.

РАЗДЕЛ 1.ЧЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫНАСЕЛЕНИЯ.

ЛЕКЦИЯ 3.

Тема 1.3. Правовые и организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Защита населения в ЧС мирного и военного времени - важнейшая задача Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, исполнительных органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций. Ведущую роль в решении этой задачи выполняют МЧС.
1. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Цели и задачи РСЧС На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками. До начала 90-х годов устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения. В середине 80-х и начале 90-х годов на фоне мирной обста­новки боевыми выглядели потери при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Так, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф вскрыли серьезные недостатки этой системы. Нужны были кардинальные преобразования в области ликвидации чрезвычайных ситуаций. С учетом этого Правительство Российской Федерации своим постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей. Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), а в 1995 г, Указом Президента Российской Федерации он был объявлен Днем спасателя. Создание МЧС России стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 г. Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС. Цель создания системы - объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и. районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций. Основные задачи РСЧС: · разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: · осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС; · обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; · сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; · подготовка населения к действиям при ЧС; · прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; · создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; · осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС; · ликвидация ЧС; · осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; · реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС; · международное сотрудничество в области зашиты населения и территорий от ЧС. Структура и органы управления РСЧС   · РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС · Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: · федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации; · региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской Федерации; · территориальный, охватывающий территорию субъекта Российской Федерации; · местный, охватывающий территорию района (города, населенного пункта); · объектовый, охватывающий территорию объекта.   Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отрас­лей экономики. Таких подсистем насчитывается более трех десятков. Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного уп­равления; силы и средства; финансовые и материальные резервы; системы связи, оповещения, информационного обеспечения   Основные задачи КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: · контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС. а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объекгов в условиях ЧС; · наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС; · обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления; · разработка нормативных правовых актов в обласги защиты населения и территорий от ЧС; · разработка и осуществление федеральных целевых и научно-технических программ, разработка и реализация территориальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС; · создание резервов финансовых и материальных средств на случай возникновения ЧС; · взаимодействие с другими КЧС, военным командованием и общественными объединениями по предупреждению и ликвидации ЧС; · руководство работами по ликвидации ЧС; · планирование и организация эвакуации населения из районов ЧС, размещения его в безопасной зоне и возвращения в места постоянного проживания; · сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС; · руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и сил РСЧС к действиям в ЧС.   Необходимо подчеркнуть, что в КЧС входят ответственные представители соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях - оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС.   Задачи объектовых КЧС: · руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС; · организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения; · обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов; · руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; · организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала · организаций и объектов к действиям в ЧС.   Постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы управления ГОЧС. Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.   Режимы функционирования РСЧС В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из режимов функционирования РСЧС: ü режим повседневной деятельности - при обычной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпи-фитотий; ü режим повышенной готовности - при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС; ü режим ЧС - при возникновении и во время ликвидации ЧС.   Силы и средства ликвидации ЧС Важнейшая составная часть РСЧС - ее силы и средства Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удается предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возникновение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управления и население. В состав сил и средств ликвидации ЧС входят: · учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф; · формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России; · военизированные противоградовые и противолавинпые службы Росгидромета; · территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России; · военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти; · соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России; · соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты и инженерных войск Минобороны России; · аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России; · территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования; · отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.   Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами ликвидировать ее невозможно, то указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая и осуществляет координацию и руководство ликвидацией данной ЧС. При недостаточности имеющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти, в том числе и воинские формирования. Для ликвидации ЧС создаются резервные фонды финансовых и материальных ресурсов. Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС).   2. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения при ведении военных действий   Предназначение и задачи ГО   Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их. Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности страны. Она осуществляется по территориально-производственному принципу. В соответствии с принципами государственной политики в области совершенствования и дальнейшего развития гражданская оборона есть особая военная функция защиты населения и территорий от экстремальных ситуаций с обеспечением необходимой преемственности защитных мероприятий мирного времени в условиях войны. Основные задачи ГО: · обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их; · оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие их; · эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; · предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; · осуществление мероприятий по световой и другим видам маскировки; · проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие их; · первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военныхдей-ствий или вследствие их, медицинским обслуживанием, предоставление жилья и принятие других необходимых мер; · борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие их; · обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; · обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и другие необходимые мероприятия; · восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их: · восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время: · срочное захоронение трупов в военное время; · разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения; · обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО. Структура и органы управления ГО Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций. Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению Российской Федерации. Производственный принцип состоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте. Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое: · обеспечивает проведение единой государственной политики в вопросах ГО; · руководит организацией и ведением ГО; · издает нормативные правовые акты и организует разработку проектов федеральных законов в области ГО; · определяет порядок отнесения территорий к группам по ГО в зависимости от численности проживающего на них населения и числа организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения: · устанавливает порядок создания убежищ и иных объектов ГО, а также порядок накопления, хранения и использования в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств: · осуществляет иные полномочия в области ГО в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента России.   За руководство ГО в республиках, автономных образованиях, краях, областях, городах отвечают соответствующие руководители органов исполнительной власти. Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны. В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан. Начальники органов управления по ГОЧС являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны (НГО), Органы управления ГО. По согласованию между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО, и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут создаваться органы, осуществляющие управление ГО на территориях субъектов Российской Федерации и отнесенные к группам по ГО. Руководители указанных органов назначаются руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО, из числа военнослужащих войск гражданской обороны по согласованию с НГО субъектов Российской Федерации, территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для решения специальных задач наряду со штатными органами управления ГОЧС на всех уровнях создаются эвакуационные комиссии и комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики. Для координации деятельности территориальных органов в пределах нескольких республик, краев или областей используются региональные центры ГОЧС, являющиеся полномочными представителями МЧС России в регионах.   3. Структура ГО на объектах экономики Гражданская оборона на промышленных объектах (далее - на объекте) организуется для защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи него. Основные задачи ГО на объекте: • защита работающего персонала и населения от ЧС; • повышение устойчивости функционирования объекта; • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.   На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель НГО, являющийся в мирное время начальником структурного подразделения, уполномоченного на решение задач ГО, и основным организатором всех подготовительных мероприятий по ГО. Ему предоставляется право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам гражданской обороны объекта. Кроме штатного приказом НГО назначаются заместители: по рассредоточению и эвакуации работающего персонала и членов их семей; по инженерно-технической части и материально-техническому снабжению. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих основных служебных обязанностей. Заместителем НГО по рассредоточению и эвакуации является заместитель руководителя объекта по общим вопросам. В его функции входят разработка плана рассредоточения, организация подготовки мест в загородной зоне и перевозка туда людей, доставка рабочей силы к месту работы, руководство службой охраны общественного порядка. Обязанности заместителя НГО по инженерно-технической части возлагаются на главного инженера предприятия. Он руководит переводом предприятия на особый режим работы, мероприятиями по повышению устойчивости его функционирования в мирное и военное время, а также при угрозе нападения службами аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытий, осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами. Заместителем ИГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) руководителя объекта по этим вопросам. Он обеспечивает накопление и хранение специального имущества, техники, инструмента, средств защиты и транспорта. На него возлагаются материально-техническое обеспечение работ по строительству укрытий, проведение мероприятий по размещению и эвакуации, спасательных и других неотложных работ. При угрозе нападения противника он организует рассредоточение запасов сырья, продовольствия и уникального оборудования. Структурное подразделение объекта, уполномоченное решать задачи ГО, создается при НГО и является органом его управления. Состав подразделения (начальник отдела, его заместитель) зависит от значимости объекта и комплектуется как штатными работниками ГО, так и дополнительными лицами, не освобожденными от основных обязанностей. Его работа организуется на основании приказов, распоряжений и указаний НГО объекта, вышестоящего штаба и решений органов управления по делам ГОЧС. Подразделение обеспечивает своевременное оповещение об угрозе ЧС природного и техногенного характера и осуществляет мероприятия по защите рабочих, служащих и населения подведомственных рабочих поселков от оружия массового поражения. В его обязанности входят разработка, корректировка и организация выполнения плана ГО объекта, контроль за обучением рабочих и служащих по ГО и подготовка гражданских организаций гражданской обороны. Вне зависимости от характера производственной деятельности на объекте по решению руководителя могут создаваться службы ГО: оповещения и связи, медицинская, радиационной, химической и биологической защиты, охраны общественного порядка, противопожарная, энергоснабжения и светомаскировки, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, транспортная, материально-технического снабжения и другие. На них возлагается выполнение специальных мероприятий и обеспечение действий формирований при проведении аварийно-спа­сательных и других неотложных работ. Руководство службами осуществляют начальники, назначаемые приказом НГО объекта из руководителей отделов, цехов, на базе которых они созданы. На них возлагается поддержка в постоянной готовности сил и средств служб, участие в разработке плана ГО объекта и необходимых документов служб, своевременное обеспечение подчиненных формирований специальным имуществом и техникой. Служба оповещения и связи создается на базе узла связи объекта. Она организует своевременное оповещение руководящего состава, рабочих, служащих и населения рабочих поселков объекта об угрозе ЧС, связь и поддержание ее в состоянии постоянной готовности к работе, устраняет аварии в сетях связи, находящихся в очаге поражения. Медицинская служба организуется на базе медсанчасти (здравпункта, поликлиники) и обеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований, накопление запасов медимущества и медицинских средств индивидуальной защиты, медицинскую разведку и санитарно-эпидемиологическое наблюдение, медпомощь пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения, а также медицинское обеспечение рабочих, служащих и членов их семей в местах рассредоточения и эвакуации. Началь­ник службы — главный врач,   Служба радиационной, химической и биологической защиты разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите людей, пунктов питания, складов продовольствия от воздействия радиоактивных, химических и биологических веществ. В ее обязанности входят: организация подготовки формирований радиационной, химической и биологической защиты; контроль за состоянием средств индивидуальной защиты и специальной техники, а также за облучением и заражением личного состава; ведение радиационной и химической разведок; ликвидация очагов радиоактивного и химического заражения. Служба охраны общественного порядка формируется из подразделений ведомственной охраны и народных дружин. Она обеспечивает охрану объекта, поддержание общественного порядка во время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, содействует своевременному укрытию работающих по сигналам оповещения, наблюдает за режимом светомаскировки. Служба энергоснабжения и светомаскировки - отдел главного энергетика - разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива или электроэнергии на объект, оснащение уязвимых участков энергетических сетей средствами защиты, первоочередные восстановительные работы на энергосетях и светомаскировку. Аварийно-техническая служба создается на базе производственного, технического или отдела главного механика. Разрабатывает и проводит мероприятия по защите уникального оборудования, повышению устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, а также неотложные работы по локализации и ликвидации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта. Служба убежищ и укрытий организуется на базе строительных цехов отдела капитального строительства или жилищно-коммунального. Она осуществляет разработку расчетов для укрытия рабочих, служащих и членов их семей в рабочих поселках. Обеспечивает готовность убежищ и укрытий и контроль за правильностью их эксплуатации. Организует строительство защитных сооружений. Участвует в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при разборе завалов. Транспортная служба базируется в гараже. Она разрабатывает и осуществляет перевозки, связанные с рассредоточением рабочих и служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения; перевозит пораженных; проводит работы по обеззараживанию транспорта. Служба материально-технического снабжения развертывается на базе этого отдела. В ее функции входят: снабжение формирований ГО всеми видами специальной техники, имущества и продовольствия; организация ремонта и подвоза к участкам работ техники и имущества, их хранение и учет; обеспечение рабочих и служащих предметами первой необходимости как на самом предприятии, так и в местах рассредоточения. На небольших предприятиях службы ГО обычно не создаются, а их функции выполняют структурные органы управления этих объектов. Силы ГО Для непосредственного ведения работ, связанных с выполнением задач Гражданской обороны, создаются силы ГО. Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, на базе предприятий, организаций и учреждений создаются гражданские организации гражданской обороны. В них могут зачисляться граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1-й, 2-й и 3-Й групп, беременных женщин и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3-летнего возраста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: