Внимание, поддержка и вера




Визгина Елена Николаевна, педагог-психолог

Высшей квалификационной категории, член ЧРО ФПОР

МБДОУ «Детский сад №206» г. Чебоксары

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, детский талант традиционно занимает одно из ведущих мест.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми, выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у сверстников, со способностями к творчеству.

Бытует мнение, что талантливые дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам. Всё это обуславливает актуальность этой проблемы.

Талант, несомненно, есть у каждого ребёнка. Но проблема в том, что не всегда эти способности находятся на поверхности. В большинстве своём таланты скрыты, и их нужно развивать. А для этого надо заметить талант малыша, помочь ему в выборе нужного направления, оказать поддержку. Педагогическое наблюдение – главный метод выявления детских талантов.

Как бы ни был ребёнок одарён, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудится, самостоятельно принимать решения. Ребёнок не терпит давления, притеснения, окриков. С дошкольного возраста ребёнка следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. И если правильно развивать задатки ребёнка, обязательно появятся и способности. Главной задачей на пути выявления таланта является создание благоприятных условий для самовыражения и самореализации детей.

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

· один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.

· три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего развития ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.

· пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой детский психолог посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

· семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим ответственное родительство, желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.

· 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.

Способы развития детской одаренности, способностей и талантов.

Ранний этап

Естественно, что назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Детский возраст — пластичный. И то, что происходит с одним ребенком в годик, с другим может случиться и в 3 года, и в 5. Но очень важно именно с раннего возраста уделять пристальное внимание наклонностям ребенка, дабы своевременно оказать влияние на развитие тех или иных способностей.

Для этого нужно позволить своему ребенку самостоятельно проявлять свои интересы в это время обращая внимание на действия, которые он выполняет. Родители могут многое увидеть во время игр ребенка.

Необходимо дать ребенку разборные игрушки, конструкторы, и игрушки, имитирующие людей – куклы, солдатики, также позаботиться о наличии дома различных материалов, которые могут стимулировать развитие творческого потенциала краски, пластилин и т.д.

Иначе говоря, обеспечить благоприятную раннюю среду, которая вызвала бы интерес к какой-либо деятельности.

Внимание, поддержка и вера

Слушайте вашего ребенка. Это информирует о его интересах и умениях. Интересуйтесь, задавайте вопросы, помогайте искать ответы на них. Выражайте свою поддержку словами и действиями, проявляйте внимание и доверяйте. Всегда верьте в своего ребенка и не забывайте говорить ему об этом.

Практика и помощь

Талант - это в первую очередь усилия и практика. Поэтому участвуйте вместе с ребенком, практикуйте с ним разные виды деятельности, к которым он тяготеет, способствуйте этому, направляйте. Практика среди талантливых людей никогда не бывает случайной, она преднамеренная: целенаправленная и за пределами зоны комфорта важно донести это ребенку.

Будьте связующим звеном между талантами своего ребенка и окружающим миром. Помогите реализовать свои таланты. Возлагайте надежды на результат, но всегда проверяйте реалистичны ли они.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: