Философское учение о бытии и единстве мира




План

1. Категория «бытие», ее содержание и философское значение.

2. Основные уровни и формы существования бытия.

3.Философское учение о материи.

 

1. Философия представляет собой такой тип знания, который выходит за пределы предметной области действительности и устремляется к предельным основаниям бытия мира и человеческого бытия. Это отличает ее от всех иных типов знания. Исходной категорией (категория – это философское понятие) философии является категория «бытие». Категория бытия – это уровень предельной философской абстракции. Эта категория, отвлекаясь от всех конкретных различий вещей, процессов, предметов, явлений, объединяет их по признаку существования. Констатация бытия есть предпосылка дальнейшего рассуждения о мире и человеке. Бытие – это интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование.

Разделом философии, обращенным к проблеме бытия, является онтология. На онтологическом уровне философии человек задается целым рядом вопросов, имеющих отношение к бытию как таковому. Что такое мир? Развивается ли он? Если развивается, то существуют ли закономерности его развития? Что лежит в основе мира? Является ли мир системой, чем-то целым или нет? Возник ли он естественным путем или он результат божественного творения? Философская мысль, начиная с периода античности, искала основу бытия – то есть субстанцию. Причина в том, что достоверность истин, получаемых мыслительным путем, не может быть обоснована, исходя из самой же мысли. Вот таким критерием достоверности являлось и является бытие.

Первый философский вопрос «что есть все» - это вопрос о субстанциальной основе мира, о его первобытии. В качестве такой субстанции называли в ранний период античной философии физическое первоначало – вода, воздух, земля, огонь. Эти символы всеобщего начала находятся у истоков зарождающейся абстрактной (отвлеченной от чувственно воспринимаемых вещей мира)философской мысли. В классический период античной философии такими символами всеобщего стали идеи (у Платона) и формы (у Аристотеля).

Из истории философии известно, что в качестве субстанции признавали то какое-либо одно (монистическая трактовка) первоначало – материю или сознание. То признавали два (дуалистическая трактовка у Декарта) независимых первоначала - материя и сознание. То признавали множество (плюралистическая трактовка) независимых друг от друга субстанций (монады у Лейбница).

Соотносительной бытию категорией является категория «небытие». Над соотношением этих категорий бился философский ум Парменида. Именно ему принадлежит тезис о совпадении мышления и бытия. Суть этого тезиса можно выразить так: наше мышление всегда направлено на какой-то существующий предмет.

2. В онтологии выделяют четыре главных уровня бытия: материальный, органический, душевный, духовный. Каждый из этих уровней имеет свои собственные законы и принципы. Более высокий уровень бытия строится на более низком, но определяется им лишь частично. Генетическая связь между более высокими и низлежащими уровнями бытия составляет единство мира.

Основные формы бытия таковы:

1. Бытие вещей (тел), процессов, делящихся на бытие природных вещей и процессов, и на бытие вещей и процессов, относящихся к миру культуры;

2. Бытие человека в мире как природного существа и собственно специфическое бытие человека как существа способного трансцендировать и самотрансцендировать (то есть выходить за пределы самого себя как существа природного и выходить за пределы окружающего его мира);

3. Духовное (идеальное) бытие, делящееся на индивидуализированное и на внеиндивидуализированное объективное, является достоянием духовной культуры общества. К объективным формам духовного бытия относятся все формы общественного сознания: наука, религия, мораль, искусство. Между бытием человека в обществе и бытием общества как объективной реальности существует диалектическое единство.

В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность, философы делятся на материалистов и идеалистов. И то, и другое философское направление имеет фундаментальное философское обоснование. Выбор определяется философской верой, которая лежит в основании всех философских построений.

3. Диалектико-материалистическое понимание материи гласит: «Материя – это объективная реальность, данная человеку в его ощущениях». Философы материалисты трактуют материю как единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. В качестве атрибутов (неотъемлемых свойств) материи берется ее структурность (внутренняя расчлененность), системность, взаимодействие, движение, самоорганизация, пространство и длительность, отражение.

Традиционно материалистическая философия (Ф. Энгельс) предлагала свое видение форм существования и соответственно форм движения материи: механическая форма, физическая форма, биологическая форма, социальная форма. Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно новые формы ее движения. Это – уровень микромира, уровень элементарных и субэлементарных частиц и уровень мегамира, галактических объектов. Однако основные принципы классификации материальных форм, заложенные в свое время Ф. Энгельсом, сохранили в материализме свое значение:

1. Каждой форме соответствует специфическая форма движения;

2. Между высшими и низшими формами существует генетическая связь;

3. Высшие формы качественно специфичны и несводимы к низшим.

Типы движения (изменения, развития) условно разделяют на количественные и качественные. Количественные связаны с переносом материи и энергии в пространстве. Качественные - с перестройкой внутренней структуры объектов

Движение - это способ существования материи. Но любое движение (изменение, развитие) предполагает изменение в пространстве и времени. Существующее определение пространства таково: пространство есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами, как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. Время также есть форма существования материи, характеризуемая такими измерениями развития систем, как длительность и последовательность.

Понятия пространства и времени соотносительны: в понятии пространства отражается координация различных внеположных друг другу объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени отражается координация сменяющих друг друга объектов в одном и том же месте пространства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: