Классы
Время выполнения – 180 минут
1. Поставьте ударение в словах. Найдите слово, в котором ударение может быть поставлено двояко, и объясните, от чего зависит постановка ударения в первом и втором случаях. Проиллюстрируйте свой ответ примерами, составив словосочетания или предложения с найденным словом.
Арахис, априори, аскет, банты, благостыня, избаловать, избалованный, путепровод, вечеря, всенощная, дешевизна, дремота, еретик, жерло, завидно, издревле, ирис, иконопись, каталог, генезис.
Максимальный балл за задание - 20 баллов.
Найдите слово, в котором ударение может быть поставлено двояко, и объясните, от чего зависит постановка ударения в первом и втором случаях. Проиллюстрируйте свой ответ примерами, составив словосочетания или предложения с найденным словом.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальный балл за задание - 3 балла.
3. В 1 и 2 столбцах таблицы представлены толкования лексических значений слов. Установите соответствие между значениями слова из 1 и 2 столбцов таблицы, выписав в третий столбец цифру и букву, как указано в образце. Определите слово по двум значениям и приведите пример образного выражения с этим словом.
Как называются такие выражения в лексикологии? Что объединяет значения слов из 2 столбца? Ответы на эти вопросы впишите под таблицей.
1. Вертикальная часть здания, помещения… | А. В сражении, в кулачном бою: тесно сомкнутый ряд людей. | 1A Стена; стоять стеной. |
1. Упасть в какое-нибудь отверстие… | A. Страдания, испытания (устар.) | |
2. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе. | Б. Испытывать дискомфорт от напряженного чувства | |
3. Фигура из двух пересекающихся под углом линий. | В. Происшествие, преимущественно неприятное, скандал. | |
4. Действительность в ее развитии, движении. | Г. Заставить ошибиться | |
5. Разлагаться, распадаться при окислении | Д. Пропасть, исчезнуть (прост). | |
6. Ударом, толчком сдвинуть с места, заставить упасть, отделить от чего-л., сшибить. | Е. О деятеле искусства, науки, о спортсмене: знаменитость |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальный балл за задание - 12 баллов.
4. Из данных ниже слов выберите пары, имевшие когда-то общий корень, выпишите однокоренные пары через тире.
Обаяние, брань, Волга, мрачный, голосовать, душа, влажный, оборона, глашатай, кудесник, баюкать, лесник, чудо, вздох, леший, заморочить.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальный балл за задание - 8 баллов.
5. Предположим, иностранец спросил, как правильно сказать по-русски – БЕГИТЕ или БЕЖИТЕ? Ответьте ему. Поясните свою точку зрения, указав морфологические признаки выбранных вариантов, приведите примеры.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальный балл за задание - 5 баллов.
6. В современных средствах массовой информации часто и не всегда обоснованно употребляются слова, заимствованные из английского языка. Соотнесите эти заимствования с привычными нам русскими словами и словосочетаниями. Заполните таблицу, вписав буквы напротив цифр.
Слово | Значение слова |
1. Демпинг | а. Поставщик |
2. Роуминг | б. Придание формы |
3. Шейкер | в. Плакат, афиша |
4. Дайвинг | г. Распространение, широкое использование |
5. Шейпинг | д. Жаровня |
6. Провайдер | е. Подводное плавание |
7. Ремейк | ж. Отдельно записанная песня |
8. Постер | з. Снижение, уменьшение |
9. Ростер | и. Председатель парламента, оратор |
10. Брокер | к. Церемония вступления в должность |
11. Сингл | л. Переделка |
12. Спикер | м. Сосуд для приготовления коктейлей |
13. Инаугурация | н. Охрана, защита |
14. Секьюрити | о. Оценщик, продавец имущества |
Ответ:
Слово | ||||||||||||||
Значение |
Напишите свое мнение о том, в каких из перечисленных выше заимствованных слов не нуждается современный русский литературный язык и почему (2-4 предложения).
Ответ:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальный балл за задание - 16 баллов.
7. Прочитайте предложение. Объясните постановку знаков препинания или их отсутствие на месте цифр.
Но лишь кондукторша рванула веревку (1) и трамвай тронулся (2) кот поступил (3) как всякий (4) кого изгоняют из трамвая (5) но которому (6) все-таки (7) ехать-то надо..
Ответ:
1) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальный балл за задание - 7 баллов.
8. Найдите обращения в следующих предложениях. Впишите их в таблицу в соответствии со стилистическими функциями:
№ пп | Стилистическая функция | Обращение |
Обращение-метафора | ||
Обращение-метонимия | ||
Обращение-перифраз | ||
Обращение-ирония | ||
Обращение-повтор | ||
Обращение риторическое | ||
Обращение фольклорное | ||
Обращение архаическое |
1. Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой.
2. – А побойся ты Бога, человече! – закричал ему Дыма.
3. Эй, зонтик! Уступите место трости.
4. Расступитесь, леса темные; разойдитесь, реки быстрые…
5. Верь лишь мне, ночное сердце, Я – поэт
6. Порой он даже страшился: по праву ли свалилось на его голову такое счастье – вдруг что-нибудь такое выяснится, и ему скажут «Э-э, друг ситный, да ты что?»
7. Люблю тебя, Петра творенье...
8. Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, какая грусть в кипении веселом!