КОЛДОВСТВО ГРОМКОГО ГОЛОСА




Часть вторая

 

Истории из легендарного прошлого индейцев канадских равнин: черноногих, ассинибойнов, кри, равнинных оджибве(сото) и «больших животов» (гро-вантры)

 

ХОЛМ КРАСНОЙ ОХРЫhttps://vk.cc/aAJmlI

РОГ БЕЛОГО ВАПИТИ https://vk.cc/aAO23I

ПАДЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОГО ЩИТА https://vk.cc/aB17Ck

О-КИШ-ЧЕ-ТА-ВАК https://vk.cc/aB1erF

ПРЕДСКАЗАНИЕ https://vk.cc/aB70Xt

ДЕРЗОСТЬ ДЖО ТАННЕРА https://vk.cc/aBffNK

КОЛДОВСТВО ГРОМКОГО ГОЛОСА https://vk.cc/aBwNj6

РЕЙД ГРОМКОГО ГОЛОСА https://vk.cc/aBoqPl

РЕЙД ГРО-ВАНТРОВ https://vk.cc/aCbsFi

ИСТРЕБЛЕНИЕ ГРО-ВАНТРОВ https://vk.cc/aBorff

ОСПА – omikiwin https://vk.cc/5jVNKw

«ПЕСЧАНЫЕ ХОЛМЫ» https://vk.cc/aB1fiP

 

**********************

ХОЛМ КРАСНОЙ ОХРЫ

 

П

римерно 26 лет назад (от 1894), насколько я могу подсчитать, группа кри и сото из 900 палаток разбила лагерь у холма в 40 милях к востоку от Быстро Текущей реки и на некотором расстоянии к северу от озера Старых Жен. Он был известен как Man-ea-man-an, или Холм Красной Охры. Военный отряд союзников бладов, черноногих и пиеганов узнал об их местонахождении и послал вперёд разведку, чтобы убедиться, что риск атаки имеет хорошие перспективы на успех.

Разведчики, обманутые природным ландшафтом, не позволявшим им видеть всё, кроме части жилищ, вернулись и сообщили, что там всего лишь горстка кри, которых легко перебить. Черноногие союзники, насчитывавшие от 700 до 800 воинов, согласно этой информации, уверенно двинулись в атаку и достигли лагеря своих врагов как раз на рассвете. Там, в кустах, они удивили и захватили двух рубивших дрова девушек сото, дочерей человека по имени Na-im-a-tup, или Человек, Который Сидит. Затем началась атака.

Естественно, для черноногих одолеть воинов кри и забрать их скальпы, оказалось не так просто, как они ожидали. Напротив, после целого дня боев им пришлось отступить с тяжелыми потерями, и в конце концов, их зажали в овраге, где они были перебиты преследователями, в большом числе занявшими выгодные позиции по сторонам узкого каньона. Действительно, куча трупов была такой плотной, что, как сообщается, по крайней мере, один воин черноногий бросился на землю, как раненый, и накрылся трупами, спасаясь от смерти или захвата, пока не сбежал под прикрытием ночи.

Всего погибло более 300 черноногих, остальные с большим трудом спаслись из набитого трупами ущелья, в то время как пали только 15 кри. Поражение было настолько полным, что до сих пор ни один черноногий, блад или пиеган не выдержит никакого упоминания о No-tin-tu-in или битве при Холме Красной Охры (Man-e-a-man-an). Девушек сото, захваченных черноногими, похитители увели и продали одному из молодых вождей бладов за десять пони. Впоследствии, в 1872 году, он вернул их отцу.

Руководителями отряда черноногих были Pu-aps-gu-bachk-a-bachk-wan, то есть Железный Щит, и Ka-kwis-ki-ka-pu-it, или Человек, Который Повернулся Спиной. Кри руководил Ka-nacha-stya-pe-u, или Хороший Лук; Kus-ko-tchayo-mucka-sis, то есть Маленький Черный Медведь; и Ki-sa-kan-a-tchach-kus - Дневная Звезда.

--------------------------------

*Indian Tales of the Canadian Prairies (1894), by James Francis Sanderson.

 

ПАДЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОГО ЩИТА

O

дна из самых смелых и успешных оборонительных операций, когда-либо совершённых группой индейских воинов против превосходящих сил противника, была проведена пятью смельчаками кри чуть более двадцати лет назад на речном острове Южного Саскачевана примерно в полумиле ниже Медисин-Хат, и немного выше того места, где Севен Персонс Крик (Ручей Семи Человек) впадает в реку.

Двое из участников группы были индейцами кри, а трое других - Oos-kus-chee-moos-suks, или Молодые Собаки, как их называли, помесь кри и ассинибойнов. Их возглавлял кри по имени Си-ука-нис, или Маленький Круп который и сейчас еще жив (1894). В то время, о котором я говорю, он был молодым человеком. Прошлым летом он побывал в Mедисин Хат, ещё раз навестив сцену великого подвига, совершенного им и его товарищами.

Они прибыли с Кипарисовых Холмов на равнины Медисин-Хат с явной целью угнать как можно больше лошадей, принадлежащих многочисленному отряду бладов и черноногих, разбивших лагерь на своём излюбленном месте. Но по прибытии они обнаружили, что рассвет слишком близко, а это не соответствовало их целям, и решили подождать до следующей ночи, чтобы осуществить свой план под покровом темноты. Желая остаться незамеченными, они отправились на уже упомянутый ранее остров, и выкопали в песчаной холме углубление. Едва ли его можно было назвать пещерой. Заложив вход кустарником, они приготовились ждать в этом укрытии наступления ночи.

Вскоре после того, как они спрятались в этом тайнике, мимо них, в сопровождении собаки, прошёл молодой блад, пригнавший на остров пастись лошадей. Собака почувствовала присутствие посторонних людей и безошибочно указала на это, но хозяин сделал вид, что не заметил и не выказал никаких признаков волнения. Однако, как только скрылся из виду, на всей скорости поспешил в лагерь и подал сигнал тревоги своим друзьям, которые более пятидесяти числом, бросились к указанному месту. Прежде чем кри поняли, что произошло, вражеские воины окружили их и открыли по укрытию огонь. Но, если воины бладов и черноногих имели численное преимущество, то кри со своими друзьями занимали лучшее положение. Хорошо вооруженные и защищенные.

И вот появился известный вождь и воин бладов по имени Pua-pisk-pachk-ka-hach-kwan, или Железный Щит, который в тот день оказался вдали от лагеря, охотясь на бизонов. К вечеру он вернулся в стойбище и узнал о драке на острове, которая длилась весь день. Одна из его жен упрекнула вождя: «Где Железный Щит был весь день, пока его юноши сражались с нашими врагами? Целый день на острове продолжается битва, а военный клич Железного Щита не слышен, и его ружье молчит».

Железный Щит не обратил внимания на насмешку женщины, но приказал мальчику принести ему свою военную одежду и боевого коня, и вскоре оказался на арене противостояния. Он издевался над своими воинами, обвиняя их в трусости. «Почему, - сказал рассерженный вождь, - вы весь день играли в войну с этими кри? Почему я не вижу, как вы танцуете танец скальпа вокруг их мертвых тел, а вместо этого, вас держит горстка сукиных сыновей кри?»

Воины почти не отвечали, и только сказали, что эти враги - люди, которых следует опасаться, указывая на тела четырнадцати храбрецов бладов и черноногих, павших от их рук. Это зрелище вместо того, чтобы сделать вождя более осторожным, казалось, только еще больше возбудило его пылкий нрав. Он пришпорил своего коня и поскакал прямо к входу в укрепление, где его встретил залп оборонявшегося гарнизона. Он упал с лошади, раненный в сердце пулей из винтовки Маленького Крупа.

Падение вождя довершило замешательство его воинов, и ни один из них больше не осмелился подойти к укрытию при дневном свете. Они устроили совет своих вождей и решили в темноте подкрасться к засевшим кри, застать их врасплох и устроить рукопашный бой. Черноногие попытались осуществить этот план, но достигнув пещеры, из которой прошли пули, уложившие пятнадцать смельчаков, включая Железного Щита, обнаружили, что она пуста. Под покровом темноты Маленький Круп и его союзники - Молодые Собаки, не теряя времени, прокрались сквозь ряды врагов и переправились на другой берег реки, где ранее оставили своих лошадей. К тому времени, когда блады и черноногие совершили набег на их крепость, они уже были на пути через прерии, направляясь к своему оплоту среди Кипарисовых Холмов. На них не было никаких следов участия в сражении, за исключением того, что один из воинов был ранен стрелой.

Историческое углубление, в котором они доблестно сражались, сохранилось на острове и по сей день. Кри относятся к нему с понятной гордостью, но блады и черноногие - с противоположными чувствами.

---------------------------------

*Iron Shield’s Fall. Indian Tales of the Canadian Prairies, 1894, James Francis Sanderson

 

О-КИШ-ЧЕ-ТА-ВАК

K

ак-то раз, на равнине Медисин-Хат расположилась большая группа черноногих. Весной и летом это был их излюбленный курорт, и в то время, о котором я говорю, весь этот район они считали частью своей территории.

Вождь отряда был известен как Wa-push-ka-pim-bach-tat, или Бегущий Кролик, и, как обычно у индейцев, с ними было большое количество пони. Они выпустили их на склоне холма над ручьем Булл-Хэд (ныне Росс), заполнив молодую страну, не предполагая, что какая-то бродячая вражеская банда попытается украсть лошадей, по крайней мере, при дневном свете, по соседству с такой могущественной группой воинов, как у них.

Однако, они ошибались, так как двое смельчаков кри, Ka-nich-ta-pas-ka-kiswat, то есть Хороший Огонь, и его товарищ пришли из Moose-ota-miskan, или Лосиная Челюсть (Moose Jaw), что примерно в пятидесяти милях к северо- востоку от того места, где сейчас находится станция Mус Джо, возле озера Ласт-Маунтин. Рано утром они натолкнулись на табун пони, смело въехали в его середину, заарканили двоих и стали уходить. Они считали само собой разумеющимся, что молодой парень-пастух примет их за черноногих, и не обратит внимания на эти движения. Но если бы тот не был хозяином. Как только он увидел совершенную дерзкую кражу, то сразу побежал в лагерь и поднял тревогу.

Услышав эту новость, О-киш-че-та-вак (O-kish-che-ta-wak) - воины черноногих, собрались во главе со своим военачальником Бегущим Кроликом и вскоре последовали за конокрадами. Они загнали их в овраг, примерно в четырех милях вниз по реке. Кри укрылись в зарослях, и будучи хорошо вооруженными и снабженными боеприпасами, сопротивлялись своим врагам почти до конца дня. Они убили десять самых смелых воинов Бегущего Кролика и заставили остальных держаться на почтительном расстоянии от своего места расположения.

Оторопевшие черноногие, решив, что их невозможно ни убить, ни выбить, опасаясь, что в надвигающейся темноте враги могут сбежать, наконец, подожгли кусты со всех сторон отважной пары и сожгли их вместе с лошадьми, там, где они стояли.

У костров индейцев кри до сих пор с большой гордостью рассказывают историю о том, как Ka-nich-ta-pas-ka-kiswat и его храбрый товарищ отправили впереди себя десять своих врагов на тропу к счастливым охотничьим угодьям, и сами умерли смертью воина, не доставив черноногим удовольствия носить на поясах их скальпы.

---------------------------------------

*O-kish-che-ta-wak. Indian Tales of the Canadian Prairies, 1894, James Francis Sanderson

 

 

ПРЕДСКАЗАНИЕ

Ж

или когда-то два известных вождя кри, которые к тому же были зятьями. Одного звали Eh-kaka-putta-what, или Человек, Который Не Промахнулся, а другого Pas-ki-si-ka-nis, то есть Маленькое Ружьё. Последний был не только храбрым воином, но ещё великим шаманом и знатоком конокрадства.

В 1872 году оба вождя покинули долину Мус-Джо (Лосиная Челюсть), отправившись по тропе войны на Запад, пройдя через Кипарисовые Холмы к Холмам Сладкой Травы. Всего их отряд насчитывал шестнадцать человек. После переправы через Молочную реку, отправленные на разведку воины, вернулись и сообщили, что нашли стойбище из более чем 100 пиеганских палаток. Маленькое Ружьё, проведя магический ритуал, сказал молодым людям, что если они предпочтут избежать битвы, то могут сделать объезд и миновать лагерь врага. Юноши ответили, что вышли, чтобы следовать его примеру и предпочтут то, что он посоветует. Но тут выступил, Человек, Который Не Промахнулся, и с мрачным юмором сказал, что пришел, как он выразился «немного повеселиться», и не хочет упускать предложенный судьбой шанс. Он добавил, что вышел убивать или быть убитым. Когда прошлой зимой умер его единственный сын, он поклялся Великому Духу, что при первой же возможности отправится на поиски врагов, чтобы отомстить за смерть своего мальчика. «Поэтому, - заключил он, - я не буду объезжать лагерь пиеганов, а пойду прямо к нему, даже если мне придется идти одному».

Услышав это, Маленькое Ружьё спросил молодых людей, готовы ли они пойти и атаковать врага, и те ответили, что готовы. «Тогда, - сказал Маленькое Ружьё, - половина из нас никогда больше не увидит своих домов, или, если более половины вернутся из боя, то все будут ранены. Я не трус, как вы знаете, и пойду с вами, но думаю, что мой шурин поступил неправильно, побудив вас вступить в этот бой. Я знаю, что ни он, ни я больше никогда не увидим наших костров».

Отряд собрался и двинулся на лагерь врага. Первые два выстрела пиеганов убили Человека, Который Не Промахнулся, когда тот сидел на вершине холма с видом на стойбище. Оказавшись смертельно раненым и неспособным принимать дальнейшее участие в битве, он передал свое ружье одному из юношей, сказав, чтобы тот как следует использовал это оружие, а в случае, если его застрелят, передал другому, чтобы и дальше эффективно сражаться в бою. «Что касается меня, - сказал вождь, - я собираюсь увидеть своего мальчика».

Несмотря на то, что кри находились в меньшинстве, они весь день продолжали сражаться, но Маленькое Ружьё и еще пятеро их храбрецов пали. Было убито 13 пиеганов, но кри забрали только один скальп, его захватил воин по имени Is-pish-koos, или Муравей. Из девяти, вернувшихся под покровом ночи, не было ни одного не раненого. Так, опрометчивость одного человека была наказана, а предсказание другого буквально сбылось.

---------------------------

*The Prediction. Indian Tales of the Canadian Prairies, 1894, James Francis Sanderson

 

РЕЙД ГРО-ВАНТРОВ

 

Э

то было примерно в 1868 году, когда в районе Медисин-Хат произошла ужасная битва между отрядом гро-вантров и сильной группой черноногих. Окрестности Медисин-Хат, казалось, были излюбленным местом для враждебных племен, чтобы встречаться и улаживать свои разногласия с помощью ружья или лука, томагавка и ножа для снятия скальпов, и, несомненно, там были все естественные условия для проведения сражений.

Военный отряд гро-вантров остановился у вершин Кипарисовых Холмов. Их вождь, Белый Теленок, послал разведчиков в Медисин-Хат, чтобы узнать, нет ли там лагерей черноногих или других враждебных индейцев, и доложить о перспективах успешной атаки на них. Разведчики сообщили, что на берегу реки находится небольшой лагерь, и не составит труда его атаковать и уничтожить. Соответственно, Белый Теленок принял меры, и на следующий день серым утром 400 его воинов гро-вантров окружили и атаковали горстку черноногих.

Превосходящие по численности, они очень быстро могли расправиться со своими ошеломленными врагами, если бы шум стрельбы не привлек внимание более многочисленной группы черноногих и бладов, расположившихся лагерем недалеко от слияния рек Семи Человек и ручья Бычья Голова. Те немедленно пришли на помощь родственникам, и Белый Теленок со своими воинами оказались в ловушке, в которую сами рассчитывали поймать врагов.

Наиболее ожесточенная битва бушевала в точке примерно в двух милях вверх по ручью Семи Человек от места его слияния с Южным Саскачеваном, там гро-вантры были полностью разбиты и преследовались победителями до лесов Кипарисовых Холмов, до того места, где сейчас находится Гро-Вантр-Крик. Из 400 воинов, которые последовали за Белым Теленком, вернулись только около 300, тела остальных остались либо на поле боя, либо вдоль линии бегства, а их скальпы в руках воинов черноногих и бладов. Сам Белый Теленок сбежал, но был тяжело ранен, и среди прочего, сломал руку.

В то время, воинов черноногих вёл Жир Бизоньего Горба, вместе с ним в этом сражении также участвовал Лебедь, вождь пиеганов, который, насколько мне известно, все еще живёт в резервации. По крайней мере, он был там в последний мой приезд. Это стало самым серьезным поражением, нанесенным гро-вантрам за многие годы (?), эффективно остановившее их набеги, вероятно, навсегда.

-------------------------------

*The Gros Ventres’ Raid. Indian Tales of the Canadian Prairies, 1894, James Francis Sanderson

РЕЙД ГРОМКОГО ГОЛОСА

П

рошло совсем немного времени после случая, когда магия Как-ши-вей (Kak-she-wey), то есть Громкого Голоса, была нарушена опрометчивостью легкомысленного парня, и он снова решил вступить на тропу войны. В его отряде было от 60 до 70 воинов, и они двинулись в путь по южной стороне Кипарисовых Холмов, или Мин-ач-та-кан (Min-ach-ta-kan), направляясь к Холмам Сладкой Травы, Вич-ка-скотч-и-я (Weech-ka-skotch-e-ya).

Добравшись до Милк Ривер, молодые люди попросили Громкого Голоса провести магический обряд, то есть поколдовать. Он так и сделал, а закончив, объявил, что на следующий день, когда солнце будет в зените, они найдут своих врагов на северной стороне самого западного холма в некой долине, которую он им описал.

«Если мои молодцы, - добавил он, - не хотят встречаться с врагом, они могут избежать этого, держась подальше от той долины и обойти её другим путём».

Тогда один из молодых воинов, Ki-chap-a-ho-wess, или Человек, Который Вырывает Вам Глаза, встал и обратился к отряду с речью. Он сказал, что не видит смысла обходить ту долину, где находится враг, в поисках которого они и пришли. Это дичь, и на неё началась охота, а со своей стороны, он готов следовать за своим отцом. Вообще-то Громкий Голос был его дядей, но он всегда называл его отцом. После этого вся группа, как один, согласилась вслед за Громким Голосом отправиться в долину и разделить его судьбу, какой бы она ни была.

Они шли всю ночь и в полдень достигли долины, обнаружив врага именно там, где сказал Громкий Голос. В лагере находилось более 100 пиеганских палаток. Не теряя времени, они атаковали, и бой без перерыва продолжался до наступления темноты. Группа Громкого Голоса одержала победу, убив 20 пиеганов, с большинства из которых сняли скальпы, и угнала больше 50 лошадей. Громкий Голос потерял шестерых человек, трое из которых были скальпированы.

С тех пор мастерство Как-ши-вея, как великого шамана, каким бы высоким оно ни было раньше, считалось несравнимым ни с одним другим колдуном из его собственного или любого соседнего племени.

--------------------

*Loud Voice’s Raid. Indian Tales of the Canadian Prairies, 1894, James Francis Sanderson

 

КОЛДОВСТВО ГРОМКОГО ГОЛОСА

K

ак-ши-вей (Kak-she-wey), или Громкий Голос, был одним из самых известных вождей кри. Безусловно, он ярчайший из тех, кто в последние годы выводил своих молодых людей на тропу войны. Вождь отличался храбростью не меньше, чем прозорливостью и здравым смыслом, которые он продемонстрировал, избегая состязаний, где результатом битвы могло стать поражение. В частности, его последователями были индейцы Pot-eh-p’wayu-seepe-eh-new-uk, или индейцы К'Аппель.

Примерно в 1857 году Громкий Голос с военным отрядом покинул К'Аппель, уйдя на запад. Его группа состояла из отборных воинов племени, они отправились в экспедицию, полные надежды на триумфальное возвращение с множеством скальпов черноногих на своих поясах. Их лидер был не только воином проверенной храбрости, достойным идти по тропе войны, но еще и великим шаманом, чьи предсказания, когда он творил магию, всегда сбывались. Но в этом случае их ждало разочарование, хотя постигшая экспедицию неудача произошла не по воинской или шаманской вине Громкого Голоса.

Когда группа добралась до озера Старых Жен, Громкий Голос, выступавший в качестве шамана, выбрал для своего колдовства место на восточной стороне Северного озера, где у вершины небольшого холма вырастает прекрасный родник, и маленьким ручьем течет через прерии на восток. Эта точка и по сей день, известна у кри как Ka-ke-mun-too-kasuchk, или «место, где колдовал шаман». Канадская Тихоокеанская Железная Дорога сегодня проходит в 800 метрах от этого участка.

Закончив творить магию, или гадать, Громкий Голос объявил своим молодым людям результат. Никто из группы не должен покидать лагерь на следующее утро, поскольку их враги – черноногие, рядом. Если кто-то окажется достаточно безрассудным, чтобы ослушаться, заверил их Громкий Голос, то этот человек заплатит своей жизнью.

В отряде Громкого Голоса было несколько ассинибойнов, и один из их числа, вспыльчивый молодой храбрец, либо сомневавшийся в истинности предсказания, сделанного вождем, либо желавший продемонстрировать свою смелость и пренебрежение к риску, на который он шел, сел на рассвете на лошадь и выехал из лагеря. Пройдя на запад, он выехал к холмам в окрестностях озера Раш. Подъезжая к ближайшему из них с намерением подняться наверх и провести разведку, он внезапно увидел показавшуюся на вершине фигуру воина. Вместо того, чтобы повернуться и поспешить к оставленному им лагерю, молодой храбрец, полагаясь на скорость своего коня, подошел ближе к холму, чтобы удостовериться в личности и числе противника. Как только он приблизился на расстояние выстрела, черноногие открыли по нему огонь, и одна из пуль сломала переднюю ногу его лошади, в результате чего животное и всадник упали на землю. Затем воины черноногих бросились на него, и прежде чем он смог защититься, зарубили своими томагавками. Место, где он был убит, по сей день кри называют: Oop-wassie-mu-ka-ke-ouk-a-ma-hucht, или «место, где ассинибойн был убит томагавками».

Узнав о судьбе опрометчивого юного храбреца, Громкий Голос понял, что его «магия» нарушена. Вождь понимал, что теперь его последователи, даже если он их попросит, не решатся напасть на врага, поэтому удалился со своим отрядом в К'Аппель. Но, хотя этот набег закончился неудачно, говорят, что через неделю после этого Громкий Голос снова вышел на тропу войны.

--------------------------

*The Conjuring of Loud Voice. Indian Tales of the Canadian Prairies, 1894, James Francis Sanderson

 

РОГ БЕЛОГО ВАПИТИ

P

ог Белого Вапити был величайшим вождем и самым храбрым воином среди черноногих. Он считался неуязвимым для стрел лучших стрелков гро-вантров, сиу, кроу и кри. Утверждалось даже, что великий шаман предсказал, что он не умрет, пока его не убьют пять раз. Далее было предсказано, что он падёт от руки воина сото.

Индейцы сото были ветвью племени чиппева, которое ушло на запад от своих родных жилищ на берегах озера Верхнее, между ними и черноногими существовала самая смертоносная вражда.

Однажды случилось так, что Рог Белого Вапити в сопровождении всего лишь семи воинов черноногих разбил на ночь лагерь у источника в трех милях ниже развилки Ред-Дир и Южного Саскачевана. Они устроили привал, не заметив того, что отряд сото под предводительством своего вождя по имени Лебеда расположился лагерем за гребнем, проходившим между впадиной, где находится источник, и глубоким ущельем. Сото тоже не подозревали о близости своего врага.

В сумерках вечера к источнику пришла женщина сото, чтобы набрать воды, и по пути встретила воина черноногих, как говорят некоторые, самого Рога Белого Вапити. Он обратился к ней по-черноногски, но она, узнав врага своего племени, не ответила. Женщина подошла к источнику и наполнив сосуд, окольным путем вернулась в лагерь своих соплеменников, которым объявила о присутствии их заклятого врага.

Лебеда и его бойцы путем тщательной разведки выяснили, что с Рогом Белого Вапити всего лишь горстка воинов. Он быстро стянул кордон из своих людей вокруг небольшой группы черноногих, и когда рассвело, доселе непобежденный вождь обнаружил, что окружён численно превосходящим противником. У него не было шанса на побег, оставалось только мрачное утешение - умереть, как положено индейскому вождю, сражаясь до последнего, и отправить впереди себя на счастливые охотничьи угодья как можно больше врагов, в качестве вестников своего скорого прихода.

Противоборствующие вожди провели переговоры, но Лебеда, уверенный в своем преимуществе, не стал слушать никаких условий капитуляции, по которым его противник мог бы получить свободу, и наконец, оба отряда сошлись в бою. Можно предположить, что великий военный вождь черноногих оправдал свою репутацию. Он совершил удивительные подвиги, и многих храбрых сото отправил в долгий путь к счастливым охотничьим угодьям. Но против судьбы и численного превосходства, даже его могучая рука была бессильна. В конце концов, он упал, покрытый множеством ран, но до последнего непоколебимый.

Когда вождь пал, в живых оставался только один из воинов черноногих. Ему удалось бежать, пока победители праздновали смерть Рога Белого Вапити, убитого, как было предсказано, рукой сото.

Лебеда и его люди удовлетворили свою ненависть, расчленив тело врага, но говорят, что после того, как они оторвались от кровоточащего туловища, дрожащие конечности стали делать спазматические движения, как будто хотели воссоединиться с телом. Затем победители содрали с него кожу, и под кожей нашли двух живых змей, которых убили только после продолжительной борьбы. Они вскрыли его грудину и обнаружили, что сердце бьется так же регулярно и сильно, словно он был жив, и еще долго продолжало биться после того, как они повесили его на ветке дерева и стали за ним наблюдать. В самом деле, только перестав бить тело, сото убедились, что Рог Белого Вапити действительно мертв и нет ни малейшего шанса на его возвращение к жизни.

Единственный выживший из небольшого отряда Рога Белого Вапити вернулся домой, в родное племя, а когда он поведал свою печальную весть, по палаткам черноногих разлилось горе. Только жены вождя, которых у него было десять, отказались поверить в плохие новости. Они упрямо упорствовали, в надежде, что он снова вернётся в своё типи, сильным, храбрым, и непобедимы, как раньше. Рог Белого Вапити был убит весной, но только зимой верные вдовы признали факт его смерти и стали оплакивать вождя, возвращение которого с тропы войны или охоты, они с радостью и гордостью больше никогда не увидят.

-----------------------------

*White Elk Horn. Indian Tales of the Canadian Prairies, 1894, James Francis Sanderson

 

ДЕРЗОСТЬ ДЖО ТАННЕРА

O

дним из храбрейших лидеров среди индейцев, которых я когда-либо знал, был Kay-siss-a-way, что означает «Он Быстро Движется». Его христианское имя Джозеф Таннер, и дедом был англичанин с таким же именем. По бабушке он происходил из индейцев чиппева с Красного озера, а помимо своей храбрости, считался одним из самых проницательных и честных краснокожих, с которыми приходилось иметь дело белым. Во второй половине своей жизни он несколько лет работал подрядчиком по пересылке почты и умер всего год назад на Силвер-Крик, ниже Форта Эллис. Он был во всех отношениях одним из самых замечательных людей Природы, если вообще кто-то мог с ним сравниться.

Рано проявив мужество, он был признанным лидером своего племени, и ничья репутация не стояла выше его личной храбрости или мастерства в качестве главы отряда на тропе войны.

Однажды он отправился в путь с примерно двадцатью индейцами сото под своим руководством, из старого Брэндон-Хауса, который располагался в трех милях к юго-востоку от того места, где сейчас находится город Брэндон, на реке Ассинибойн. В то время величайшими врагами Джо были сиу, поэтому он и его военный отряд отправились через Дьявольское озеро в Дакоту. Джо послал двух воинов на разведку, и они вернулись с информацией о том, что лагерь врага находится в 20 милях, в Лонг-Вэлли или Kin-a-pus-a-styan.

Джо вёл своих воинов так, чтобы к рассвету добраться до лагеря сиу, и прибыв на место, послал молодых людей украсть лошадей, которых они смогут угнать, пока сиу не поднимут тревогу. Воины вернулись, приведя 30 лошадей. Джо спросил, довольны ли они добычей, и те ответили, что довольны.

«Ну нет», - мрачно сказал Джо. «Я приехал не только за лошадьми. Оставайтесь здесь, на окраине лагеря, а я пойду в стойбище и посмотрю, смогу ли доставить неприятности этим собакам сиу. Ждите моего возвращения, и если возникнут проблемы, будьте готовы помочь. А пока спрячьте пони, чтобы мы могли забрать их на обратном пути».

Джо направился в лагерь, и вскоре, незамеченный, пробрался в середину стойбища, когда уже начинало светать. Он заметил в центре лагеря палатку, перед которой была привязана прекрасная лошадь. Правильно заключив, что типи и животное принадлежат вождю сиу, он решил заполучить лошадь простым методом, убив её хозяина. Откинув дверцу палатки, он обнаружил, что конец аркана, которым была привязана лошадь, находится в руках вождя, вскочившего, как только Джо заглянул внутрь. Джо застрелил его и снял скальп. Затем он запрыгнул на спину лошади и на головокружительной скорости помчался через уже полностью разбуженный лагерь. Прежде чем достичь своих людей, он убил еще двоих сиу, но не имел времени, чтобы снять с них скальпы.

Когда он добрался до своего отряда, битва стала всеобщей и закончилась полным разгромом сиу, двенадцать из которых были убиты. Однако удалось забрать только три скальпа, помимо скальпа вождя, который Джо уже носил на поясе. Остальных убитых унесли их отступающие друзья. «У нас все прошло не так плохо», - заметил Джо, рассказывая историю. «В общей сложности мы убили пятнадцать сиу, получили четыре скальпа и 30 пони».

--------------------------------

Joe Tanner’s Daring. Indian Tales of the Canadian Prairies, 1894, James Francis Sanderson

 

ИСТРЕБЛЕНИЕ ГРО-ВАНТРОВ

O

дна из самых крупных «индейских зачисток», насколько мне известно, произошла осенью 1868 года (скорее 1869-го – примеч. переводчика). Тогда я вёз почту из Форт-Холл через большую излучину Милк-Ривер. Около четырехсот гро-вантров стояли лагерем на Бивер-Крик, примерно на полпути между Форт-Холл и Милк-Ривер. Тропа, по которой я шел, проходила примерно в девяти милях от этого стойбища, и так как местность была очень ровной, проезжая мимо, я мог видеть их типи. Однажды днем в вышеупомянутом году в окрестностях индейского лагеря я заметил много дыма, а также немного огня, и ясно видел индейцев, разъезжающих там на лошадях.

На следующее утро в Милк-Ривер мне сообщили, что черноногие совершили набег на деревню гро-вантров и убили всех мужчин, женщин и детей, которых смогли достать, - их было около четырехсот человек, некоторые из них были прикованы к своим постелям из-за оспы. Только двоим гро-вантрам удалось бежать из обреченной деревни, и они отправились с известием о резне к большой излучине Молочной реки. Черноногие, перебили всех, кого нашли в лагере, разграбили жилища, угнали лошадей и подожгли типи.

Во время одной из моих поездок, спустя некоторое время после резни, я подъехал к месту этого убийства и обнаружил полуразложившиеся останки убитых, разбросанные во всех направлениях. Насколько мне известно, ни один из трупов так и не похоронили, их оставили на съедение волкам и другим диким животным. За всю свою жизнь я не знаю ни одного случая, чтобы такая большая индейская деревня подверглась нападению врага и была полностью стерта с лица земли.

-------------------------------

"The life and adventures of Frank Grouard: chief of scouts, U. S. A."

THE LIBRARY OF THE UNIVERSITY OF CALIFORNIA

 

ОСПА – omikiwin

 

Э

то было зимой, когда мы готовились идти в страну черноногих чтобы забрать их лошадей. Воины собрались в большой палатке, пели и молились за успех, а также освящали оружие, призывая личных духов покровителей. Одним из таких особенных орудий было копье, каждый совершил молитву за свой успех и просил защиты у хозяина от врага, с которым он может столкнуться. Ранним утром следующего дня десять воинов, в том числе и колдун, во главе с Мисатимвасом, гуськом направились на запад, мужественно преодолевая трудности похода. Лёгкий ветерок стелился по нашему следу.

В середине дня, молодой человек замыкавший колонну сказал: «Хо, за нами идёт койот, похоже, он совсем ослабел и выглядит, как будто у него нет меха». Больной койот с ужасной болезнью мог одним укусом передать её человеку. Воины не ответили, они ничего не боялись, потому что были храбрейшими из храбрецов.

Вскоре юноша еще раз напомнил: «Он догоняет». Наконец один из воинов сказал: «Давайте встанем полукругом и получше разглядим это животное». Койот подошел, вошёл в круг и встал. Сверкая глазами, он смотрел на мужчин, и вдруг бросился на человека с копьем, который поймал его в воздухе, воскликнув: «Ce-mah-kay» - «он старается осквернить моё копье». Мужчины засмеялись над тем, что владелец расходует силу копья на бесполезного больного койота.

В зимней тишине воины продолжили свой одинокий путь. Когда садилось солнце, они шли дальше лунной ночью.

Вдруг со звездного неба послышался звук «Эээх! Эээх!» и сверху что-то упало похожее на ветку. Воины стали прятаться друг за другом, пытаясь укрыться. А сверху падало еще и еще. Я стоял и смотрел на мужчин, понимая, что это нереально. Упавшие палочки исчезали, коснувшись земли. Когда я описал им реальную обстановку, они с большим облегчением посмеялись над своим поведением.

На следующий день мы увидели еще одно странное явление, когда вышли на след сделанный крупным животным которое тащили по снегу, последовали по нему и обнаружили большие сугробы, проделавшие эту борозду. Вокруг не было больше никаких других признаков присутствия животных или людей. Все удивились, но держали мысли при себе. К вечеру в очередной раз, под залитым лунным светом небом, двинулись дальше. Мы прошли склон, где на платформах лежали мертвецы. Земля была покрыта их вещами, бисерными леггинами, луками и стрелами, сумками с изображением личных тотемов. Увидев бусы, висевшие на мертвых, воины стали их хватать. Часть из них упала на землю, мужчины, как возбужденные дети, ползали вокруг, собирая цветные предметы. Некоторые клали их в рот. Я был поражен этим непонятным поведением, происходящее казалось ненормальным. Невдалеке мы увидели огни костра. Я призвал мужчин идти дальше и узнать что там:

«Мы пришли к лагерю черноногих. Слушайте! Вы слышите, они поют странные песни? Пойдемте парами, окружим стойбище и посмотрим, что произойдёт. Видите свет, он мерцает как-то странно, они меняют цвет. Идёмте!»

Я пошел с одним из юношей, но подобравшись к палаткам, мы вскоре обнаружили, что они нежилые. Даже костры вымерли.

То, что мы увидели - были убегавшие в разные стороны койоты. Мы прошли несколько типи, повсюду лежали тела. «Я болен!» - сказал мой товарищ и рухнул. Я поднял его, обвил руки вокруг своей шеи и отвел на место встречи. Две другие пары прибыли, испытывая тошноту от запаха мертвых. Выжившие давно сбежали, бросив своих умерших. Это была `omikiwin (оспа). В кострах уже давно лежал только пепел!

Мы повернули домой - мой юный друг стал первым, кто упал на тропе и умер. Один за другим мои друзья начинали стонать - пытались петь, подбадривая себя, но падали и умирали. Оспа - сильная болезнь.

Наша магия была бесполезной, наш колдун рухнул на тропе и сказал, чтобы мы шли дальше. Он злился на французских торговцев, которые принесли эту заразу, чтобы нас уничтожить.

Обратный путь был медленным и мрачным. Я горел от лихорадки. Мне было холодно и жарко, ноги онемели, но я боролся. Все мои люди пали. Я остался единственным, кто мог рассказать об этом. Передо мной всё плыло, глаза застилал туман, а типи казались такими далёкими. Хотелось остаться на месте, но сильное желание добраться домой заставило меня двигаться. Вдруг я упал, и что было дальше, не помню».

Какие-то мальчики прибежали к типи, и сказали Макинаму (Macinam –«Величественный»), что его сын упал по дороге домой. «Он болен, не может встать и лежит на снегу» - говорили они.

Maкинам быстро запряг собак, и отправляясь в путь к месту, где лежал Мисатимвас, к нему присоединилась его невестка. Они осторожно подняли его на сани и повезли обратно в типи.

Maкинам был знахарем и воином. Однажды он поймал и приручил медвежонка. Детеныш бродил по лагерю, затем люди сняли с него шкуру, а его жена Вехвеу(Wehwew) выделала её и украсила бисером. Макинам носил её спереди перекинутой через одно плечо. Это был семейный тотем - дух-хранитель, который носят для защиты в сражении и используют для колдовства. Время от времени он разворачивал её, чтобы кормить ритуальной молитвой и чествовать.

Вехвеу подготовила для колдовства магические связки. Maкинам расстелил накидку из медвежонка перед собой и стал курить. Заполнив трубку, он молился:

«Я беден сегодня

Дай мне силы

Мне нужно много

Мой сын очень болен

Он единственный кто вернулся.

Я очень боюсь за нас всех.

Помоги мне, пожалей меня.

Ты - «Кто Владеет Всеми»

Дай мне способность

Вылечить эту болезнь».

Maкинам обернул тело своего сына накидкой из шкуры медвежонк



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: