Понятие и сущность предпринимательской среды. Внешняя и внутренняя предпринимательская среда. Основные элементы инфраструктуры предпринимательства.




Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Предприниматели функционируют в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую среду, которая и представляет собой интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров и получении прибыли (дохода). Как интегрированная сложная система предпринимательская среда подразделяется на внешнюю независимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

Предпринимательская среда складывается на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного климата, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий.

Эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям необходимые экономические свободы как первое и определяющее условие становления предпринимательства, а как второе условие – организационно-хозяйственное новаторство. Эти два важнейших составных элемента предпринимательской среды зафиксированы в Конституции страны. В частности, в ней записано, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности; никто не может быть лишен своего имущества (как материальной основы предпринимательской деятельности) иначе как по суду; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно; в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности и, наконец, признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Успех предпринимательства зависит от действия факторов, образующих в совокупности предпринимательскую среду. Факторы, зачастую не зависящие от предпринимателя, образуют внешнюю среду. Факторы, действие которых связано с решениями предпринимателя, составляют внутреннюю предпринимательскую среду.

Внешняя среда представляет собой совокупность конкретных экономических, социальных и политических условий, в которых действует предприниматель. Следует различать общую внешнюю среду и рабочую внешнюю среду предпринимательства. Общую внешнюю среду составляют экономические, политические и правовые факторы, характерные для общества и страны в целом. Действие факторов общей внешней среды не зависит от воли предпринимателя, успешность его действий зависит от того, насколько он может адаптироваться к ним и прогнозировать последствия их изменений.

Совокупность экономических факторов характеризует внешнюю макроэкономическую среду предпринимательства. Ошибкой было бы считать, что главным экономическим фактором предпринимательской деятельности являются капиталистические отношения. Предпринимательство возникло задолго до укрепления капиталистического способа производства, оно появилось вместе с товарным производством, т. е. с возникновением производства товаров для рынка. Наличие развитых рыночных отношений — главный экономический фактор предпринимательства. Рыночные отношения имеют две главные составляющие: частную собственность и конкуренцию.

На успех предпринимательства большое влияние оказывают такие макроэкономические факторы, как стоимость кредита, валютный курс, таможенные пошлины, налоговая система.

Социальные факторы влияют на предпринимательство в различных отраслях экономики не одинаково. Например, в книжном деле они определяют мотивы потребителей для покупки книг, их платежеспособность, активность на книжном рынке. Социальные условия должны учитываться при прогнозировании производства и спроса, определять маркетинговую политику предпринимателя. Социальные задачи, поставленные предпринимателем, формулируются в философии фирмы.

Для предпринимательства всегда большое значение имел политический фактор. Отношение власти к предпринимательству в конкретной стране (или даже в ее отдельном регионе) обозначают термином «климат», который может быть «благоприятным» или «неблагоприятным» для предпринимательства. В полном объеме предпринимательская деятельность развивается там, где политическая власть обеспечивает свободу предпринимательства, защищает его права, рассматривает предпринимателей как один из важнейших интеллектуальных ресурсов страны.

Политические условия определяют правовые факторы. Отношения между предпринимателем и государством, между предпринимателем и другими предпринимателями регулируются правовой системой государства, в которую входят такие базовые правовые документы, как Гражданский и Налоговый кодексы, Таможенный и Арбитражный кодексы, Трудовой кодекс. Существует система лицензирования (разрешения) отдельных видов деятельности, а также законы, учитывающие специфику той или иной сферы или формы предпринимательства.

Рабочую внешнюю среду образуют фирмы, с которыми предприниматель осуществляет деловое взаимодействие, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности. К ней также относятся каналы взаимодействия, финансовые и материальные потоки и т.д. Иногда для обозначения рабочей среды используют термины бизнес-среда, взаимодействие с субъектами которой осуществляется в форме бизнес-связей (трансакций). Рабочая среда оказывает непрерывное влияние на бизнес предпринимателя, от ее эффективного использования зависит эффективность бизнеса. Компоненты рабочей среды и предпринимательские действия оказывают друг на друга взаимное влияние.

Внутренняя среда. Определяется многими факторами: объемом собственного капитала, организационно-правовой формой предпринимательства, объектом предпринимательства, отношениями с партнерами, знанием рынка, эффективностью маркетинговых исследований и маркетинговых коммуникаций, подбором исполнительских кадров и менеджеров, системой стимулирования кадров, уровнем информационного обеспечения, доверием со стороны кредиторов и поставщиков и систе­мой отношений с ними.

Немаловажную роль во внутренней предпринимательской среде играют субъективные факторы. Состояние внутренней среды напрямую зависит от личности предпринимателя, его компетентности, морально - волевых качеств, целеустремленности, уровня притязаний к среде, умений и навыков в организации и ведении бизнеса. Большое значение имеет имидж предпринимателя в предпринимательской среде (цеховой престиж), у поставщиков и потребителей, кредиторов, в средствах массовой информации, его культура и этика взаимоотношений с партнерами и сотрудниками.

Элементами инфраструктуры бизнеса являются:

Ø кредитная система и коммерческие банки;

Ø эмиссионная система и эмиссионные банки;

Ø организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах;

Ø аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;

Ø система регулирования занятости населения и центры (государственные и негосударственные) содействия занятости (биржи труда);

Ø информационные технологии и средства деловой коммуникации;

Ø налоговая система и налоговые инспекции;

Ø система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые (государственные и негосударственные) компании;

Ø специальные рекламные, информационные агентства и средства массовой информации;

Ø торговые палаты, другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов;

Ø таможенная система;

Ø профессиональные союзы работающих по найму;

Ø коммерческо-выставочные комплексы и др.

Негосударственные элементы инфраструктуры не были навязаны предпринимателям извне.

Они — порождение деловых отношений, продукт их длительной эволюции. Инфраструктура не только организует деловые отношения и облегчает их участникам реализацию интересов, но и обеспечивает специализацию различных субъектов экономики, повышение оперативности и эффективности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш, упрощает юридический и экологический контроль, государственное и общественное регулирование деловой практики.

Профсоюзы, к примеру, выступают в роли ассоциированного продавца рабочей силы, заключают коллективные трудовые договоры.

Правда, в России они долгое время были безликой организацией, не имевшей своей позиции в системе экономических отношений.

Ныне руководство существовавших ранее профсоюзов стремится занять, активную позицию на рынке рабочей силы, стать посредником между работниками и предпринимателями. Возникли и новые профсоюзы, например профсоюзы кооператоров и др.

В странах с рыночной экономикой профсоюзные организации объединяют работников отдельных фирм, что позволяет им влиять на решения администрации предприятий. Западные профсоюзы не занимаются распределением путевок, раздачей талонов, организацией очередей на автомобили и т. п. Их главная забота — заключение выгодных для работников контрактов на продажу рабочей силы и контроль за исполнением их.

Возьмем другой элемент инфраструктуры — консалтинговые компании, консультирующие клиентов по вопросам теории и практики бизнеса. Они существуют на контрактной основе и за счет заказов предпринимателей, которым выгоднее обращаться за советом к сторонним специалистам, чем держать высокооплачиваемых работников такого рода у себя на службе. Далеко не каждая крупная фирма имеет аналитические и экономико-юридические службы, а что уж говорить о средних и мелких.

В России консалтинг обещает в ближайшие годы стать одним из наиболее перспективных видов деятельности. Ведь начинающие предприниматели обычно не имеют не только опыта работы в рыночных условиях, но и необходимых знаний в области менеждмента, управления инновациями, маркетинга. Многие из них весьма поверхностно разбираются даже в специальном законодательстве. Еще в начале 1990-х гг. у нас в стране появилось несколько крупных консалтинговых совместных предприятий, наибольшую известность среди которых получила фирма «Внешконсульт», специализирующаяся на консультациях в области внешнеэкономической деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: