Система образования на современном этапе. Правовые основы образования.




Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты. Интенсивно развивается международное образовательное пространство, поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования человека независимо от места его проживания и образова­тельного уровня.

Понятие "образование" (аналогичное немецкому "bildung") про­исходит от слова "образ". Под образованием понимается единый про­цесс физического и духовного формирования личности, процесс соци­ализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные об­разы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафик­сированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предпри­ниматель, гармонично развитая личность). (В.А. Сластенин)

Под системой образования принято понимать «совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий (Борщевский А.А.)

Согласно теории Э. Тоффлера, общество прошло в своем развитии две стадии: аграрную и индустриальную. Вторая половина XX века была ознаменована переходом к постиндустриальному обществу, поэтому образование, начиная от школ и заканчивая университетами, начиная со второй половины XX века, переживает серьезный кризис: происходит переход от классической к постклассической парадигме образования, что влечет за собой перестройку структуры, содержания, а главное – принципов образовательного процесса.

Цель постклассической парадигмы образования – обеспечений условий самоопределения, самореализации. Человек начинает представлять собой сложную систему. Если раньше знания передавались из прошлого путем накопления («Школа памяти»), то теперь знания гененрируются, черпаются из будущего («Школа мышления»). Ученик субъект педагогического воздействия, т.е. обучающийся. Отношения педагога и ученика субъект – субъектные, диалогические. Вид деятельности ученика активный, творческий.

Структура образования:

1) дошкольное образование; 2) общее образование; 3) средне профессиональное образование.; 4) высшее профессиональное образование; 5) докторантура; 6) академии наук.

Новый этап в развитии российской системы образования начался, после того как 19 сентября 2003 г. министр образования России заявил о её готовности стать участницей Болонского процесса. Цель - достижение открытости и повышение конкурентоспособности образования, достижение его высокого качества посредством введения единой методологии и технологии управления качеством.

Основным источником законодательства об образовании является Закон РФ «Об образовании». Законодательство об образовании включает нормы разных отраслей законодательства, в отличие от образовательного законодательства, которое включает только нормы, регулирующие отношения по обучению и воспитанию. Право на образование — это составная часть права на развитие.

Система образования существует в целях создания условий для реализации права человека на образование. У каждого человека есть потребность в образовании, информации, обучении. На удовлетворение этой потребности и направлена деятельность системы образования.
Система образования согласно ст. 8 Закона РФ «Об образовании» состоит из следующих элементов:

· системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

· сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов;

· системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий;

· участников образовательного процесса — педагогов и обучающихся, а также системы отношений между ними в процессе реализации права человека на образование.

Государственная политика в области образования основывается насле­дующих принципах:

1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свобо­дам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, регио­нальных культурных традиций и особенностей в условиях многонацио­нального государства;

3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитан­ников;

4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5. свобода и плюрализм в образовании;

6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

1 В соответствии с принципом гуманизма гуманистический характер об­разования предполагает, что в центре образовательного процесса находится развивающийся человек. Этот принцип в образовании определяется как принцип гуманизации. Он рассматривается в настоящее время наряду с принципами демократизации, индивидуализации, технологизации, автономизации и др. Цель гуманистически направленного образования, основывающегося на принципе гуманизации, состоит в развитии человека, его гражданском, нравственном воспитании, его общекультурном становлении как личности. уманистический характер образования означает не только личностную ориентированность на обучающегося, но и предполагает субъектно-субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения.

4. Принцип светскости образования предполагает невозможность пропаганды религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В частных школах этого ограничения нет.

5, Свобода в образовании – это свобода выбора пути получения образования, выбора образовательного учреждения. Плюрализм проявляется в многообразии образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи, колледжи, образовательные центры и т.д.), в определении профиля специализации старших классов, в проведении занятий по выбору, а также в конкретном наполнении регионального и школьного компонентов содержания образования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: