Биоэтические и этические проблемы производства, контроля качества, эффективности и безопасности ЛС и других аптечных товаров (GMP).




 

1. Этические и биоэтические проблемы производства ЛС. Недобросовестная конкуренция среди производителей ЛС.

2. Этические проблемы регистрации, контроля и сертификации ЛС.

 

I вопрос.

В середине 90-х годов 20 века мощности отечественных фармацевтических предприятий оказались загруженными только на 30%, импорт ЛС составил 70%, что стало угрожать национальной безопасности страны, снижалось доступность и качество медицинской помощи. Уже в 1994 году Правительство РФ приняло Постановление о государственной поддержке медицинской промышленности. В настоящее время около 600 предприятий в России производят ЛС, при этом 90% на базовых предприятиях, делающих не менее 2500 наименований лекарств.

ЛС в России изготавливают предприятия, имеющие лицензию (Положение о лицензировании ЛС от 4 июля 2002), соблюдающие «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств» (GMP). Этот стандарт обязателен для всех. Он включает 9 разделов: определение, управление качеством, персонал, здания и помещения, оборудование, процесс производства, валидация, рекламация, отзыв товара с рынка, самоинспекция. В основе GMP – переход к контролю качества во время производства, сам процесс производства. Переход на международную систему контроля GMP полностью закончился в России в 2007 году.

Основные биоэтические проблемы, которые возникают при производстве ЛС: нарушение принципа «не навреди», уважения автономии пациента, справедливости, правила правдивости, информированного согласия. К этическим относятся и проблемы недобросовестной конкуренции, т.е. любые действия хозяйственных субъектов, которые противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, справедливости и причиняют ущерб или убытки, наносят вред деловой репутации.

Виды неэтичной конкуренции:

ü копирование внешнего вида упаковки препарата,

ü нарушение прав интеллектуальной собственности,

ü копирование товарного знака,

ü использование в торговых марках международных непатентованных названий,

ü замена вспомогательного вещества в составе препарата и патентование его как нового и др.

Контроль за использованием Международных непатентованных названий (МНН), рассматривающихся в качестве объекта общественной собственности в патентованных названиях лекарств, на которые распространяются права на интеллектуальную собственность, является одной из важнейших этических проблем.

Контроль за использованием Международных непатентованных названий (МНН), которые рассматриваются в качестве объекта общественной собственности в патентованных названиях лекарств, на которые распространяются права на интеллектуальную собственность, является одной из важнейших этических проблем. В 1993 г. ВОЗ потребовала от государств ограничить использование МНН с целью защиты непантетованных названий. Однако на практике общие корни МНН порой используются в составе патентованных торговых названий ЛС. Например, в названии препарата Фексадин используется корень МНН Фексофенадин. Это затрудняет выбор новых МНН и приводит к ошибкам при назначении и отпуске ЛС.

Особо значима проблема защиты формулы. Оригинальные препараты часто не защищены от копирования недобросовестными конкурентами. Это характерно особенно для стран III мира, где нет необходимой законодательной базы. Вступление России в ВТО потребует более строгого соблюдения норм в области охраны прав на интеллектуальную собственность. Необходимо ориентироваться на соглашение TRIPS.

 

Биоэтические проблемы в сфере производства и контроля качества ЛС

Фармацевтическое производство лекарственных средств должно опираться на так называемые правила добротного производства лекарственных препаратов (GMP). Только при соблюдении этих правил можно получить высококачественные лекарства. Однако потребителю неизвестно, соблюдались ли правила GMP при производстве данного препарата или нет. Поэтому необходимо сформулировать нравственные нормы, которые бы обязывали производителя указывать, соответствует ли организация производства препарата правилам GMP. А потребитель в таком случае сможет сделать информированный выбор между препаратами разных фирм.

Контроль качества фармацевтических товаров имеет большое значение для обеспечения прав потребителей лекарств. Такой контроль способна выполнить только государственная система, потому что даже врачи и провизоры, не располагая нужным оборудованием не в состоянии определить качество лекарств. В РФ создана государственная система контроля качества, безопасности, эффективности лекарственных средств. Эта система в соответствии с Федеральным законом «О ЛС» включают в себя:

1) федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют надзор за фармацевтической деятельностью;

2) научно-исследовательские институты, лаборатории для осуществления государственного контроля качества, безопасности, эффективности лекарственных средств;

3) экспертные советы по обращению лекарственных средств при правительстве РФ;

4) информационную систему, обеспечивающую субъекты обращения лекарственных средств необходимой информацией;

5) этические комитеты, действующие при учреждениях здравоохранения;

6) недавно созданная при Минздраве РФ Фармацевтическая инспекция (2002).

 

Кроме того, одной из центральных проблем биофармацевтической этики в настоящее время стало формирование и совершенствование системы защиты прав потребителей ЛС и др. видов фармацевтической помощи. Эта система включает в себя свод этических норм, морально-правовых принципов, имеющих как рекомендательный, так и нормативно-правовой характер.

Основные направления защиты прав потребителей ЛС:

ü правовая защита прав потребителей лекарственных средств;

ü судебная защита прав потребителей лекарственных средств;

ü защита прав потребителей лекарственных средств государственными структурами – законодательными и исполнительными властями, в том числе Государственным антимонопольным комитетом и его региональными подразделениями;

ü защита прав потребителей лекарственных средств в средствах массовой информации;

ü защита прав потребителей лекарственных средств обществами защиты прав потребителей, фармацевтическими и медицинскими обществами и ассоциациями, в том числе международными;

ü защита прав потребителей лекарственных средств путём мониторинга за врачебными назначениями со стороны этических комитетов медицинских учреждений;

ü повышение информированности населения по проблемам использования лекарственных препаратов, особенно отпускаемых без рецептов;

ü защита прав потребителей лекарственных средств путём самообразования самих потребителей.

Биофармацевтическая этика в определенной мере выступает противовесом устремлениям коммерческих организаций любой ценой получить максимальную прибыль. Поэтому большую роль в защите прав потребителей ЛС играет разработка фармацевтической биоэтической концепции.

Фармацевтические фирмы, рекламирующие свою продукцию на российском рынке ЛС, должны использовать следующие виды «просвещённого» маркетинга:

ü маркетинг с ориентацией на потребителя;

ü новаторский маркетинг;

ü маркетинг ценностных достоинств;

ü маркетинг с осознанием общественной миссии;

ü социально-этический маркетинг.

Провизор как медицинский работник находится в том или ином контакте с лечащим врачом или лечебными и профилактическими учреждениями. Так, большое внимание участию провизора уделяется в вопросах планирования семьи и контрацепции. Минздрав России утвердил программу по подготовке провизоров-консультантов для служб планирования семьи.

 

Основной нормативный документ по производству и обеспечению качества ЛС – Национальный стандарт РФ «Правила производства и контроля качества ЛС (GMP). ГОСТ Р 52249-2004 ». Настоящий стандарт направлен на обеспечение высокого уровня качества и безопасности ЛС и гарантирует то, что ЛС изготовлено в соответствии со своей формулой (составом), не содержит посторонних включений, маркировано надлежащим образом, упаковано и сохраняет свои свойства в течение всего срока годности.

Правила GMP устанавливают требования к системе управления качеством, контролю качества, персоналу, помещениям и оборудованию, документации, производству продукции и проведению анализов по контрактам, рекламациям, порядку отзыва продукции и организации самоинспекций.

Производитель ЛС должен организовать их производство так, чтобы ЛС гарантированно соответствовали своему назначению и предъявляемым к ним требованиям и не создавали риска для потребителей из-за нарушения условий безопасности, качества или эффективности. Ответственность за выполнение этих требований несут руководители и все работники предприятия-производителя, а также поставщики и дистрибьюторы.

Для достижения этой цели на предприятии на основе правил GMP должна быть создана система обеспечения качества, включающая в себя организацию контроля качества.

Система качества при производстве ЛС должна гарантировать следующее:

ü ЛС разработаны с учетом требований настоящего стандарта и требований к работе лабораторий;

ü на все производственные и контрольные операции разработана документация в соответствии с настоящим стандартом;

ü ответственность и обязанности всех работников четко определены;

ü предусмотрены меры, обеспечивающие производство, поставку и использование исходных и упаковочных материалов, соответствующих заданным требованиям;

ü контроль промежуточной продукции и технологического процесса (внутрипроизводственный контроль), аттестация (валидация) процессов и оборудования проводятся в необходимом объеме;

ü производство и контроль готовой продукции соответствуют утвержденным инструкциям (методикам);

ü реализация ЛС до выдачи уполномоченным лицом разрешения на выпуск исключена, уполномоченное лицо должно подтвердить, что каждая серия продукции произведена и проверена в соответствии с установленными требованиями;

ü существующая система мер обеспечивает уровень качества ЛС при их хранении, отгрузке и последующем обращении в течение всего срока годности;

ü порядок проведения самоинспекции и/или аудита качества позволяет регулярно оценивать эффективность системы обеспечения качества.

С 1 января 2007 г. введен в действие Национальный стандарт РФ «Производство ЛС. Система обеспечения качества. Общие требования. ГОСТ Р 52537-2006», который детализирует требования к системе обеспечения качества на этапе производства.

Переход отрасли на международные стандарты качества GMP закончен в 2010 г., после этого срока прекращено действие лицензий у предприятий, не работающих по стандарту GMP.

В настоящее время все предприятия фармацевтической отрасли нашей страны можно условно распределить на 3 группы по признаку их отношения к выполнению стандарта GMP:

ü предприятия, полностью работающие по стандарту GMP (например, ЗАО «Брынцалов-А», ОАО «Нижфарм»);

ü на предприятиях действует система обеспечения качества, отдельные производственные участки работают по GMP (например, ОАО фарм-комбинат Акрихин», ЗАО Верофарм);

ü предприятия не приступили к внедрению GMP, отсутствует система обеспечения качества и программа модернизации.

 

II вопрос

Одним из этапов признания ЛС является его регистрация. Зарегистрированными являются те ЛС безопасность и эффективность которых доказана производителем. Регистрация предусматривает контроль за условиями проведения эксперимента GLP, GCP, GMP. Фармакопейный комитет Министерства здравоохранения РФ осуществляет экспертизу нормативной документации для включения ее в Государственную фармакопею РФ. Государственная регистрация производится в срок не более 6 месяцев и зарегистрированные средства вносятся в государственный реестр ЛС. Проверка качества ЛС в ходе регистрации зависит от уровня проведения экспертной оценки представленных материалов, квалификации и объективности экспертов. От интеллектуального и этического уровня людей, принимающих решение о регистрации ЛС, зависит доброкачественность препарата и доступность его для потребителя.

 

История сборников материалов по фармации восходит к древним рукописям, среди которых известны папирус Эдвина Смита, фармакопея Плиния Старшего, «Сад Здравия» Петера Шёффеля и другие. Первая фармакопея была издана в 1498 году во Флоренции под названием Ricettario Fiorentino.

Первая книга, похожая на государственную фармакопею (находящаяся под государственным надзором), была издана в Нюрнберге в 1542 году.

 

Государственная фармакопея Российской Федерации (с др.-греч. Φαρμακον — лекарство, яд и др.-греч. ποιη— делаю, изготовляю) — основной нормативный документ, сборник стандартов и положений, определяющий показатели качества выпускаемых в РФ лекарственных субстанций и изготовленных из них препаратов.

В России первая фармакопея была издана в 1765 году на латинском языке, это было негосударственное издание, предназначавшееся для нужд военных госпиталей.

Первая государственная гражданская фармакопея России (Pharmacopoea Rossica, на латинском языке) вышла в 1778 году. Вторая государственная фармакопея была издана в 1798 году; в 1802 году она была переведена на русский язык, став первой в истории фармакопеей на национальном языке.

Первое официальное издание фармакопеи на русском языке вышло в 1866 году.

Во второй половине XIX века большой вклад в развитие российских фармакопей внёс профессор и академик Ю.К. Трапп, составитель третьего издания государственной фармакопеи (1880), а также «Военной фармакопеи» (1864), «Морской фармакопеи» (1869), «Придворной фармакопеи» (1871) и «Карманной фармакопеи» (1881).

Двенадцатое издание ГФ РФ:

— часть первая — в 2007 г.

— часть вторая — 2009 г.

Тринадцатое издание ГФ РФ было опубликовано в 2015 г.

Каждое аптечное учреждение и предприятие оптовой торговли обязано иметь ГФ РФ XII как сборник основных стандартов и положений, нормирующих качество лекарственных средств, применяемых в фармакопейном анализе и производстве. Первая часть ГФ РФ XII содержит 45 ОФС и 77 ФС на фармацевтические субстанции,

Государственная регистрация производится в срок не более 6 месяцев, зарегистрированные средства вносятся в государственный реестр ЛС. Проверка качества ЛС в ходе регистрации зависит от уровня проведения экспертной оценки представленных материалов, квалификации и объективности экспертов, от интеллектуального и этического уровня людей, принимающих решение о регистрации ЛС.

Одним из первых этапов официального признания ЛС является его регистрация – центральное звено гос. регулирования фарм-рынка по всем его параметрам: номенклатура допущенных к продаже ЛС, их эффективность, безопасность и качество, информация для врачей и потребителей, условия реализации. Зарегистрированы могут быть только те ЛС, эффективность и безопасность которых гарантированы и доказаны производителем (разработчиком), что должно быть подтверждено экспертизой.

Регистрационное досье содержит 4 основных раздела:

1) резюме досье – общая информация о продукте и его производителе;

2) качество – результаты химических, фармацевтических и биологических испытаний, данные о производстве и контроле;

3) безопасность – результаты доклинических исследований, изучение медико-биологических свойств на лабораторных животных, культурах тканей;

4) эффективность – результаты КИ.

Современная регистрационная система носит комплексный и профилактический характер. Ее цель – оценить соотношение пользы и риска по каждому препарату для решения вопроса о его регистрации. Регистрация предусматривает контроль за условиями проведения доклинических исследований, КИ, создание документации ЛС. Срок регистрации – не более 6 месяцев со дня подачи заявления. Порядок регистрации ЛС определяется Основами законодательства об охране здоровья граждан и Законом о ЛС.

Экспертный орган Минздрава – Фармакопейный комитет. Его задачи:

ü экспертиза нормативной документации на новые ЛС для включения в Государственную фармакопею РФ;

ü разработка требований по совершенствованию Гос. фармакопеи РФ;

ü внесение предложений по исключению из Гос. фармакопеи РФ устаревших и дискредитированных ЛС;

ü внесение предложений по совершенствованию Правил организации производства и контроля качества ЛС;

ü подготовка предложений по внедрению в практику достижений современной фармакологии по контролю ЛС.

ФК принимает рекомендации по вопросам:

ü эффективности и безопасности новых фармакологических веществ (специфическая активность и токсикологические свойства);

ü медицинского применения новых оригинальных ЛС;

ü внесение изменений в инструкции по медицинскому применению ЛС (новые показания, режим дозирования, сведения о противопоказаниях и побочных эффектах);

ü исключения из Гос. реестра устаревших и малоэффективных препаратов;

ü формирования перечней фармакотерапевтических средств для включения в протоколы ведения больных!

ü формирования Перечня жизненно необходимых и важнейших ЛС;

ü перевода ЛС в Перечень ЛС, отпускаемых без рецепта врача;

ü отнесения ЛС к спискам наркотических средств и психотропных веществ, а также к спискам А и Б;

ü совершенствования Правил лабораторной практики в РФ (GLP);

ü совершенствования Правил клинической практики в РФ (GCP).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: