Июльский кризис 1914 года




Тема урока: Первая мировая война

 

Цель: сформировать целостное представление и знания о важном историческом событии – Первой мировой войне; познакомить учащихся с основными целями и планами участников; подчеркнуть роль Восточного фронта в войне.

Задачи:

а) в области знаний:

1. называть цели и планы участников Первой мировой войны;

2. называть основные сражения Первой мировой войны;

3. раскрывать ход военных действий и итоги войны;

4. раскрыть ее историческое значение.

б) в области умений и навыков проявить:

1.умение работать с текстом учебника: читать внимательно, искать необходимый смысл, отвечать на поставленные вопросы;

2. умение устно излагать свои мысли;

3. умение слушать учителя и своих сверстников;

4.умение работать с наглядным материалом (репродукции картин, карты в учебнике, исторические документы);

5. умение работать с контурными картами.

в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:

1. познавательный интерес к историческому событию – Первой мировой войне;

2) внимание к причинам поражений Четверного союза в войне;

3) стремление к самореализации своих сил.

Лекция

1. Июльский кризис 1914 года.

2. Цели и планы участников войны.

3.Начало войны. Провал плана Шлифена.

4.Военные действия 1915 года

5.«Верденская мясорубка» и военные действия в 1916 г.

6. Внутреннее положение в воюющих страна.

7.Революция 1917 года в России и Брестский мир.Поражение Четверного

8. Итоги Первой мировой войны..

 

III. Изучение нового материала.

- Прежде чем приступить к изучению нового материла назовите основные причины Первой мировой войны. (Усиление новых государств: Германии и Италии, проводивших политику протекционизма; необходимость дешевого сырья и реализации товаров – борьба за колонии).

- Вспомните, что послужило поводом к началу Первой мировой войны. (Убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда).

- Назовите дату убийства эрцгерцога Ф.Фердинанда. (28 июня 1914 год).

Вывод: накануне войны наиболее острые противоречия существовали между Великобританией и Германией, интересы которых сталкивались во многих районах земного шара, особенно в Африке, Азии, на Ближнем Востоке. Их соперничество превращалось в ожесточенную борьбу за господство на мировом рынке, за захват чужих территорий.

 

Первая мировая война, о причинах и предыстории которой шла речь на предшествующем занятии, стала трагическим прологом глобальных потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. коренятся истоки многих процессов, определивших облик современного мира.

Поэтому столь важно внимательно вглядеться в происходившее на фронтах Первой мировой войны, составить представление о масштабах военных действий, о том, как разворачивались крупнейшие операции. Не менее важно понять, что ощущали рядовые участники этих событий. Тема нашего урока «Первая мировая война 1914-1918 гг.»

Июльский кризис 1914 года

 

28 июня 1914 года на одной из улиц Сараева был убит наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Он прибыл в Боснию и Герцеговину, чтобы присутствовать на учениях австро-венгерских войск. Эти учения проводились у границ Сербии и носили характер демонстрации силы. Покушавшийся 19-летний студент Гаврило Принцип, член националистической организации «Млада Босна», оказался сербом. Австро-венгерские власти увидели в этом основание, чтобы обвинить Сербию в террористическом акте. С согласия Германии они предъявили Сербии ультиматум, требования которого ущемляли независимость страны. Так убийство эрцгерцога было использовано в качестве повода для начала международного кризиса и в конечном счете для развязывания войны.

28 июля Австро-Венгрии объявила войну Сербии. Европа неумолима вползла в большую войну. 29 июля Россия объявила частичную, затем всеобщую мобилизацию, тогда Германия 1 августа 1914 года объявила войну России, а 3 августа – Франции. После вторжения германских войск в Бельгию 4 августа в войну вступила Великобритания. Италия объявила о нейтралитете. О нейтралитете 4 августа заявили и США. С целью захвата германских владений в Китае и тихоокеанских островов в августе Япония объявила войну Германии. Германия вовлекла в войну на своей стороне Турцию (уже 2 августа 1914 года был подписан германо-турецкий договор), а впоследствии и Болгарию (сентябрь 1915 год).

Так и началась Первая мировая война. Уже в первые месяцы военных действий развернулись на нескольких фронтах в Европе, затем в Закавказье, на Ближнем Востоке, а также в германских колониях в Африке, на Тихом океане. Война разрасталась, охватывая все большие территории и вовлекая все новых участников.

2.Цели и планы участников войны. (Выполнение таблицы + работа с текстом учебника).

Выполнение таблицы по учебнику (с.40-41).

Цели участников войны

Государство

Цели в войне

Великобритания

Раздел Германской колониальной империи, а также «турецкого наследства»

Франция

Возвращение Эльзаса и Лотарингии, установление границы с Германией по Рейну, укрепление позиций на Ближнем Востоке

Россия

Приращение территории за счет Восточной Пруссии, Галиции, Великой Армении, установление контроля над черноморскими проливами

Япония

Усиление позиций в Тихом океане за счет немецких колоний

Германия

Расширение собственной колониальной империи за счет владений Великобритании и Франции, оккупация Бельгии, овладение западными окраинами Российской империи

Австро-Венгрия

Укрепление позиций на Балканах

 

Вывод: Великие державы Европы, принимая решения об участии в войне, стремились не столько обеспечить защиту своих позиций в мире и Европе, сколько расширить собственные территории за счет противников. Все без исключения великие европейские державы преследовали захватнические цели. Была различна только степень их притязаний.

 

3.Начало войны. Провал плана Шлифена. (Работа с текстом учебника).

Запись в тетради: 1 августа 1914 года – начало Первой мировой войны.

Германия рассчитывала на скорую победу над Францией ради того, чтобы сконцентрировать на военных действиях на восточном Фронте. Во имя этого был разработан план Шлиффена. Немецкое командование планировало напасть на Францию через Бельгию.

Работа с текстом учебника (с. 41-44).

Задание перед чтением:

1)Кем был разработан план молниеносной войны в 1905 году в Германии? (Генералом А.Шлифеном).

2)Кто являлся начальником Генерального штаба в Германии? (Х.И.Мольтке).

3)Когда развернулась битва на Марне? Каковы ее итоги? (сентябрь 1914 год. Отступление германских войск под натиском французских и английских войск; провал плана Шлифена).

4)Перечислите на каких главных фронтах происходили военные действия? (Западный и Восточный фронт).

5)Назовите главный итог компании 1914 года .(Срыв молниеносной войны против Франции во многом благодаря поддержки Англии и активным действиям России).

 

Вывод: Таким образом, немецкий план провалился – наступление Германии остановилось под Верденом. Ради спасения Франции Россия форсировала наступление своих войск в Восточной Пруссии. Это дало передышку Франции, у которой появилась возможность подготовиться к решающим сражениям. В битве на Марне была отведена угроза от Парижа: война перешла в позиционное русло.

 

4.Военные действия 1915 года (Рассказ+ работа с картой).

В 1915 году Германия и Австро-Венгрия поставили главную стратегическую задачу: нанести поражение России и вывести ее из войны. На Восточном фронте было сосредоточено более половины вооруженных сил австро-германского блока. В ходе военных действий русские войска были вытеснены из Восточной Пруссии, Польши, Галиции, части Прибалтики и Белоруссии. Но Восточный фронт вновь стабилизировался. Планы Германии вновь были сорваны. Война приобрела затяжной характер.

Работа с картой: Первая мировая война. (с.46-47).

В ходе войны велась борьба за привлечение новых союзников. Италия в апреле 1915 года, подписав секретный договор, присоединилась к Антанте. Однако итальянские войска не добились успехов в военных действиях в 1915 году. Война на итало-австрийском фронте, открывшемся с мая 1915 года, носил позиционный характер.

В сентябре 1915 года Болгария подписала договор с Германией, договор с Турцией и конвенцию со всеми участниками четырехстороннего союза.

Таким образом вместо Тройственного союза, был сформирован Четверной союз в составе Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции, который продолжал войну против Антанты.

Итогом кампании 1915 года стал срыв германских планов.

 

5. «Верденская мясорубка» и военные действия в 1916 г. (Беседа).

Вопросы:

- Кому принадлежала данная фраза: «Стоять на месте!» (Ж.Ж.Жоффр).

- Что такое «Верденская мясорубка»? (Совокупность боевых действий немецких и французских войск на Западном фронте, проводившихся с 21 февраля по 18 декабря 1916 года. Одна из крупнейших и одна из самых кровопролитных военных операций в Первой мировой войне, вошедшая в историю как Верденская мясорубка).

-Когда произошла битва на Сомме? (осень 1916 год).

-Успешное наступление русских войск летом 1916 года на Восточном фронте получило название (Брусиловский прорыв).

-Почему данное наступление получило такое название? (Генерал А.А..Брусилов, командующий армией на Восточном Фронте).

-Сражение, длившееся несколько часов, получило название (Ютландское сражение).

- Что побудило Германию перейти к неограниченной политики? (Неудачи 1916г.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: