Е.С. Ефремова, Н.П. Носенко
Ученые, занимающиеся проблемой левшества, выдвигают различные концепции его возникновения. Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, ученые признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и еще один вариант появления леворукость – «компенсаторный», при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте.
В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами. Сторонники 1-го подхода приводят данные среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофрениней, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняю низкие адаптационные возможности, определенную «хрупкость» декомпенсациям. 2-ой подход утверждает равенство способностей правшей и левшей. Сторонники 3-го подхода обосновывают большие адаптационные возможности левшей, тем что им постоянно приходится приспосабливаться к «правостороннему» миру. В качестве доказательства приводят целый список великих левшей: А. Македонский, Наполеон, Альберт Эйнштейн, И.П. Павлов, В.И. Даль, Билл Гейтс и другие.
ЦНС, а в частности головной мозг, ассиметричны: у правшей больше развито левое полушарие, а у левши – правое. Поэтому физиологическая особенность леворукого не только в том, что левая рука у него более ловкая и сильная, а и в том, что лучше развита левая половина тела, и более сильны центры управления движениями находятся в другом полушарии, чем у правши. Исходя из изученных анатомо-физиологических данных головного мозга, можно утверждать, что левое полушарие специализируется на вербально - символических функциях, а правое – на пространственно-синтетических. То есть у леворуких хорошо развита способность к чтению, музыке, рисованию, ориентировка в пространстве и зрительная память.
Исследования выявили, что в зависимости от ведущего полушария головного мозга, можно выделить леворукость (в России и странах Европы примерно 5-8%), праворукость (примерно 48%), амбидекстрию (остальные 48%).
Существует несколько вариантов определения «рукости» у детей в дошкольном возрасте. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневным действий. Этот вариант, как правило, используется при оценке «рукости» у детей 6-7 лет. Одним из таких опросников является разработка доктора медицинских наук А.П. Чуприкова. Психологи и педагоги, занимающиеся разработкой методов диагностики ведущей руки, предлагают свои задания. Так, Ольга Чубарова разработала самотестирование по определению «рукости» для детей от 6 лет, М.К. Бурлакова предлагает тесты (например, «сцепливание пальцев», «трудовые и бытовые навыки» и другие), а И. Купетовы предлагает игры-тесты.
Для выявления леворукости среди дошкольников было проведено обследование детей средней, старшей и подготовительной групп одного из детских садов города Краснодара (всего 16 детей). Исследование проводилось по специальному опроснику А.П. Чуприкова, а также по дополнительному тестированию. Перед нами стояла цель: выявить состояние межполушарного взаимодействия, использую тесты определения ведущей руки, уха, глаза. В результате проведенных тестов были выявлены: 3 амбидекстра, 4 леворуких ребенка, 2 «чистых левши», 6 праворуких ребенка и 3 «чистые правши».
В целях выявления условий по воспитанию и обучению детей в детском саду была обследована окружающая среда леворуких детей. Анализ проводился по следующим пунктам: правильное расположение леворукого ребенка за столом во время занятий; использование индивидуального подхода в ходе педагогического процесса; создание условий для удобств и комфорта в повседневной жизни. В результате был выявлен средний уровень правильной организации жизни леворуких детей в детском саду.
С целью более глубокого изучения условий развития леворуких детей было проведено анкетирование родителей детей, чья ведущая рука – левая. Для этого использовались анкеты полузакрытого типа.
В ходе исследования были разработаны рекомендации для воспитателей и родителей, в которых говорится о том, как правильно использовать условия, методы и приемы для воспитания и обучения леворуких детей дошкольного возраста