ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Учебно-методическое пособие
Хабаровск
Бондаренко, Л.И. Финансовое право в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / Л.И. Бондаренко, А.В. Рябцев - Хабаровск: Хабаровский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации, 2007. 125 с.
Рецензенты:
Директор Института экономики Дальневосточного государственного университета путей сообщения, д.э.н., профессор Н.П. Чипига;
Директор Дальневосточного филиала Российской правовой академии Минюста России, к.ю.н., В.В. Суханов.
Предлагаемое учебно-методическое пособие ориентировано на достаточно глубокое изучение финансового права на основе анализа действующего законодательства и представляет собой значительный и систематизированный перечень вопросов по курсу «Финансовое право».
Используя данное учебно-методическое пособие при подготовке к сдаче экзаменов и зачетов, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения дисциплины «Финансовое право».
СОДЕРЖАНИЕ
ВОПРОС 1. Понятие финансов и их функции. Финансовая система Российской Федерации и ее структура................ | |
ВОПРОС 2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль, особенности и методы....... | |
ВОПРОС 3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства и муниципальных образований................ | |
ВОПРОС 4. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансово-плановые акты...................................................... | |
ВОПРОС 5. Понятие предмета и метода финансового права и его место в системе российского права......................... | |
ВОПРОС 6. Система и источники финансового права. Конституция как основной источник финансового права............ | |
ВОПРОС 7. Понятие и виды финансово-правовых норм. Особенности финансово-правовых норм........................ | |
ВОПРОС 8. Финансовые правоотношения, их особенности и виды. Условия возникновения. Изменения и прекращения финансовых правоотношений................................... | |
ВОПРОС 9. Защита прав субъектов финансовых правоотношений................................................... | |
ВОПРОС 10. Понятие и значение финансового контроля, его правовые основы............................................ | |
ВОПРОС 11. Виды финансового контроля в зависимости от природы субъектов, занимающихся контрольной деятельностью... | |
ВОПРОС 12. Формы и методы финансового контроля........ | |
ВОПРОС 13. Ревизия как основной метод финансового контроля, его цели, права ревизоров, сроки проведения ревизии....... | |
ВОПРОС 14. Аудит как вид независимого финансового контроля, его содержание и правовое регулирование................ | |
ВОПРОС 15. Понятие, виды, правовая форма и роль государственного и местного бюджета............................... | |
ВОПРОС 16. Бюджетное устройство и бюджетная система в Российской Федерации....................................... | |
ВОПРОС 17. Бюджетное право и бюджетные правоотношения | |
ВОПРОС 18. Доходы бюджетов: понятие и состав........... | |
ВОПРОС 19. Понятие, состав и формы расходов бюджета. Распределение расходов между уровнями бюджетной системы.... | |
ВОПРОС 20. Сбалансированность бюджета, источники финансирования дефицита бюджета Российской Федерации......... | |
ВОПРОС 21. Понятие, содержание и принципы бюджетного процесса................................................ | |
ВОПРОС 22. Стадия составления проекта бюджета........ | |
ВОПРОС 23. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета | |
ВОПРОС 24. Стадия исполнения бюджета................ | |
ВОПРОС 25. Стадия составления отчета об исполнении бюджета...................................................... | |
ВОПРОС 26. Правовой режим государственных внебюджетных фондов денежных средств............................... | |
ВОПРОС 27. Понятие налога и сбора, их функции и роль. Система налогов и сборов в Российской Федерации.............. | |
ВОПРОС 28. Порядок установления налогов и сборов..... | |
ВОПРОС 29. Юридический состав налога (общие условия установления налогов и сборов)............................. | |
ВОПРОС 30. Налоговое право Российской Федерации и его источники................................................. | |
ВОПРОС 31. Принципы налогообложения................. | |
ВОПРОС 32. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности.................................. | |
ВОПРОС 33. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени................................................... | |
ВОПРОС 34. Налоговый контроль....................... | |
ВОПРОС 35. Защита прав налогоплательщиков. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц....................................... | |
ВОПРОС 36. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений.................................. | |
ВОПРОС 37. Налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена Налоговым кодексом РФ................ | |
ВОПРОС 38. Ответственность за нарушение налогового законодательства............................................... | |
ВОПРОС 39. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации...................................... | |
ВОПРОС 40. Государственный долг Российской Федерации, его формы и методы управления.............................. | |
ВОПРОС 41. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела в Российской Федерации............. | |
ВОПРОС 42. Виды и формы страхования................. | |
ВОПРОС 43. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих............................... | |
ВОПРОС 44. Понятие и система государственных расходов. Правоотношения в области государственных расходов........... | |
ВОПРОС 45. Понятие, принципы и объекты бюджетного финансирования. Особенности правоотношений в области бюджетного финансирования......................................... | |
ВОПРОС 46. Понятие, объекты и порядок сметно-бюджетного финансирования................................. | |
ВОПРОС 47. Смета и ее содержание. Правовое значение сметы. Порядок составления и утверждения сметы бюджетного учреждения..................................................... | |
ВОПРОС 48. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений..................................... | |
ВОПРОС 49. Правовые основы финансирования капитальных вложений................................................. | |
ВОПРОС 50. Понятие, принципы и виды банковского кредита | |
ВОПРОС 51. Банковская система Российской Федерации и роль в ней Центрального банка (Банка России).................. | |
ВОПРОС 52. Особенности финансово-правового статуса Центрального банка Российской Федерации....................... | |
ВОПРОС 53. Правовые основы государственного регулирования банковской деятельности................................. | |
ВОПРОС 54. Понятие и правовые основы денежной системы Российской Федерации...................................... | |
ВОПРОС 55. Правовые основы обращения наличных денег. Правила ведения кассовых операций.......................... | |
ВОПРОС 56. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов........................................ | |
ВОПРОС 57. Понятие валюты и валютных ценностей...... | |
ВОПРОС 58. Понятие и содержание валютного регулирования | |
ВОПРОС 59. Понятие и виды валютных операций | |
ВОПРОС 60. Правовые основы валютного контроля |
ВОПРОС 1
Понятие финансов и их функции. Финансовая система Российской Федерации и ее структура
ОТВЕТ: Финансы - это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государством своих задач и функций.
Содержание финансов составляют не сами по себе деньги и не фонды денежных средств, а те денежные, экономические отношения которые возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов и денежных ресурсов. Финансы, таким образом, являются денежными отношениями, в которых одним из участников обязательно выступает государство. К числу финансовых относятся только те денежные отношения, наличие которых обусловлено фактом существования государства как органа управления.
Финансовые отношения строятся на потребностях государства или местного самоуправления, а не порождаются деятельностью государственных или муниципальных органов.
Сущность финансов проявляется в их функциях – формирование денежных фондов государства и местного самоуправления и использование денежных фондов в публичных интересах.
Аккумулирование денежных фондов означает создание государством финансово-правового механизма, направленного на аккумулирование денежных средств в его пользу (распределительная функция).
Использование денежных фондов означает направление государственных средств на реализацию публичных мероприятий: руководство обществом, выделение денежных средств для сбалансирования уровня жизни в территориальных субъектах, осуществление бюджетного регулирования и т.д. Использование денежных фондов отражает перераспределительный характер финансов, т.е. возможность их вторичного движения от государства к иным субъектам - получателям бюджетных средств или кредиторам.
Формирование и использование денежных фондов выражают главные особенности финансов и позволяют отграничить их от смежных денежных отношений. Посредством использования финансов государство осуществляет регулирование экономики, влияет на социальные и политические процессы. Финансы помогают государству осуществлять функцию контроля процессов аккумулирования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов. Эта функция находит свое проявление через деятельность контрольных органов.
Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соответствующей части национального дохода. Эти сферы составляют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (институты). Совокупность входящих в состав финансов звеньев и их взаимосвязи образуют финансовую систему государства.
Финансовая система государства представляет собой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хозяйства.
Каждое звено финансовой системы характеризуется тем, что обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода посредством применения специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образований.
В настоящее время финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья:
- бюджетную систему, включающую федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;
- внебюджетные государственные и муниципальные фонды;
- кредит (государственный и муниципальный);
- обязательное государственное страхование;
- финансы предприятий любых форм собственности, объединений, учреждений, отраслей экономики.
Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются в интересах всего общества. В отношении централизованных фондов государство выступает полноправным хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогов, сборов, эмиссии денег и т.д.
Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам, поскольку обладают определенной самостоятельностью и после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.
Необходимость использования финансов (финансовой системы) государством и муниципальными образованиями для решения своих задач обусловила осуществление ими специальной, а именно финансовой деятельности.
ВОПРОС 2
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль, особенности и методы
ОТВЕТ: Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержанию обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечению финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.
Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.
Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами.
Финансовой деятельности свойственны многие характерные черты, присущие любой юридической деятельности. Вместе с тем она имеет свои специфические признаки, к числу которых относятся:
-обязательное участие государства или муниципальных образований в лице их компетентных органов;
- направленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством правотворческой функции;
- оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, имеющих официальный и общеобязательный характер;
- юридическое значение ее результатов не только для публичных субъектов (государства и муниципальных образований), но и для иных субъектов финансового права.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные в ходе ее финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную сферу с учетом приоритетности финансовых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, исходя из ее внешних и внутренних условий. При этом государство и муниципальные образования берут на себя обеспечение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.
Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на определенные планы, программы и т.п., но и косвенно - путем предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или беспроцентных кредитов, предоставления отсрочек по налоговым платежам и т.п. в целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. И напротив, могут применяться меры ограничительного характера.
Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления. Ее важной стороной является распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами Федерации, а также муниципальными образованиями, что имеет значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масштабах всей страны, а также соответствующих территориальных уровней.
Финансовой деятельности государства свойственны свои организационно-правовые особенности:
- финансовая деятельность государства носит межотраслевой характер, т.к. аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления;
- финансовая деятельность государства осуществляется как представительными, так и исполнительными органами власти, которые осуществляют эту деятельность в установленных законодательством правовых формах в соответствии со своим статусом и компетенцией;
- сфера финансовой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Финансовая деятельность и муниципальных образований осуществляется специальным аппаратом на основании разнообразных методов, с использованием стимулов, ограничений и санкций.
Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы обязательных и добровольных платежей. Методы обязательных платежей реализуются через механизмы налогообложения, отчислений во внебюджетные фонды, обязательного страхования. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные и муниципальные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т.п. В настоящее время метод обязательных платежей является доминирующим, т.к. любой бюджет в значительной части состоит из налогов.
При использовании денежных средств применяются методы финансирования и кредитования. Метод финансирования предполагает выделение финансовых ресурсов из государственных и муниципальных денежных фондов на условиях безвозвратности и безвозмездности.
Кроме прямого финансирования в целях экономического развития государство может использовать косвенное финансирование в виде налоговых льгот, валютных средств, оставляемых на льготных условиях в распоряжении предприятий и т.п.
Кредитование означает выделение средств на началах возмездности (платности) и возвратности. Государственные и муниципальные образования получают средства путем и финансирования и кредитования, негосударственные - главным образом путем кредитования (например, предоставление кредитов на льготных условиях субъектам малого предпринимательства).
Использование государственных и муниципальных денежных средств осуществляется посредством расчетных операций, которые могут быть в наличной или безналичной формах.
Формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований могут быть изменены при введении в стране особых правовых режимов (режим военного или чрезвычайного положения). Так в период действия режима военного положения[1] могут быть введены меры, связанные с временными ограничениями на осуществление экономической и финансовой деятельности, на свободное перемещение финансовых средств, установлены особенности финансового, валютного, банковского, таможенного регулирования и др. При этом такие меры могут быть введены не только на тех территориях, где действует военное положение, но и на тех, где оно не введено.
При введении на всей территории страны или в ее отдельных местностях чрезвычайного положения[2] устанавливается особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также отдельных ограничений прав и свобод граждан, организаций. Среди них таких мер как ограничение на осуществление определенных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
ВОПРОС 3