Конспект урока по музыке
Тема урока: «Музыка нового столетия. С.С.Прокофьев.»
Планируемые результаты:
предметные: раскроют значение понятия «симфония», «программное название»; определят особенности средств музыкальной выразительности в симфонических произведениях; узнают, почему Симфония №1 С.Прокофьева называется «классическая»;
метапредметные: регулятивные- смогут проявить стремление к самостоятельному общению с искусством, художественному самообразованию;
познавательные- смогут размышлять о взаимосвязи симфонических произведений с бытованием человека; коммуникативные- смогут применять полученные знания о строении симфонии для решения разнообразных художественно-творческих задач;
личностные: будут владеть: целостным представлением о поликультурной картине современного музыкального мира; способностью к решению различных музыкально-творческих задач; умением анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; навыками самооценки и рефлексии; более сложными вокально-хоровыми навыками.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись, видеозаписи биографии С.Прокофьева.
Музыкальный материал: Симфония №1 («Классическая») С.С.Прокофьева
Лора Квин «Здравствуй, мир»,
Ход урока:
Организационно-мотивационный.
Приветствие учителя.
Актуализация знаний
Попробуйте ответить.
- Что такое симфония?
- Какой симфонией знакомились на прошлом уроке? Кто автор?
- Почему она называется «неоконченная»?
- Сколько частей в симфонии, как они называются?
- Кто исполняет симфонию?
- Какой состав симфонического оркестра?
Формулирование темы и цели урока
Давайте попытаемся определить тему нашего урока и задачи которые мы решим в течении урока.
Симфоническая музыка. Что такое симфония. Композиторы, писавшие симфонии Построение симфоний.
Тема урока звучит так: «Симфония №1 («Классическая») С.С.Прокофьева»
Новая тема
Музыка Сергея Прокофьева, крупнейшего композитора ХХ века разнообразна по содержанию. Светлая лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологически точные характеры - всё это разные стороны прокофьевской музыки. Композитору удалось передать в звуковых образах радостное ощущение жизни, дух эпохи, бодрость, мужественность, силу.
Искусство Прокофьева глубоко связано с классическими традициями. Это ярко национальный композитор, развивавший принципы Мусоргского, Римского-Корсакова, Глинки, Бородина. В то же время в музыке Прокофьева нашла выражение классическая линия, идущая от его увлечения жизнерадостным искусством Гайдна, Моцарта, раннего Бетховена. С. Прокофьев – крупнейший композитор XX столетия.
Музыка его прочно связана с традициями прошлого, но, вместе с тем, является новаторством в области музыкального языка, средств выразительности, приемов музыкальной драматургии.
В симфонической музыке достижения композитора велики: начиная симфонической сказкой «Петя и Волк» и заканчивая семью симфониями.
Д. Б. Кабалевский так сказал о музыке Прокофьева: «Восторженный певец жизни, солнца и молодости, она дала людям растревоженного, сурового и жестокого ХХ века ту радость и свет, которых им так часто недостаёт». Неслучайно Прокофьева часто сравнивают с В. Маяковским в поэзии и М. Сарьяном в живописи - так много в его музыке солнца, света, ярких красок: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и Солнца».
Видеофильм.Биография С.Прокофьева
Беседа по содержанию.
-А сейчас мы узнаем прошлое и настоящее симфонии, и почему Симфонии №1
С.Прокофьева называется «классическая»;
Видеофильм о Симфонии №1 С.Прокофьева.
-Беседа по содержанию.
Иногда композиторы изменяют собственному стилю, имитируя музыкальные формы прошлого времени. Прокофьеву это отлично удалось в его ранней Первой симфонии, известной как «Классическая». Он написал её в духе классицизма: в музыке слышатся отголоски изящности Гайдна и жизнерадостности Моцарта. Эта оживлённая первая часть, как и симфония в целом, отмечена лёгкостью оркестровки и вызывает в памяти очарование более раннего музыкального стиля. К примеру, изысканная мелодия скрипок, звучащая под ритмичный аккомпанемент фагота, напоминает музыку Гайдна. Однако не стоит забывать, что это произведение – искусная стилизация с множеством гармоний и мелодических оборотов, принадлежавших скорее Прокофьеву и его времени, нежели XVIII веку.
Когда Прокофьев создавал свою «Классическую» симфонию, он писал: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и хотелось написать». Вот и в его симфонии скромная фактура и прозрачная оркестровка в стиле Гайдна и Моцарта сочетались с «налётом новых гармоний». Это тоже было в стиле Гайдна. Вы ведь помните, что «отца симфонии» в своё время обвиняли в «скандальной весёлости и нарушении правил строгого голосоведения».
Композитор закончил симфонию летом 1917 года, в период политических потрясений. Он удалился от невзгод на свою загородную дачу под Петроградом (так стал называться Петербург в 1914 году), где в первый раз сочинял без фортепиано и обнаружил, что «тематический материал, сочинённый без рояля, часто выходит лучшего качества».
Из-за событий, связанных с революцией, премьера произведения была отложена. Она состоялась в мае 1918 года. Прокофьев дирижировал сам, а среди зрителей на премьере присутствовал новый нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов. Использование особенностей танцевальных жанров (полонеза, менуэта, гавота, галопа), игра тембрами и регистрами (скрипки, флейты), новизна гармоний, внезапные гармонические «дерзости» - всё это с головой выдаёт Прокофьева, особенности его музыкального почерка.
Слушание симфонии.
• В Симфонии № 1 Прокофьев оригинально претворил черты гайдновского симфонизма. Не случайно она названа «Классическая».
• В ней сохранены логика и строгость, концепция классической формы XVIII века, и в то же время её отличает современный музыкальный язык.
• Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов, новизны гармоний.
• В финале звучит ослепительная радость.
• Не случайно на музыку Симфонии ставились хореографические композиции.
Вокально-хоровая работа
-Сейчас мы исполним песню Лоры Квин «Здравствуй, мир», которая отражает мысли композитора о жизненно важных проблемах: мир и человек.
(Упражнение на дыхание, распевки, исполнение песни, работа над образом песни)
Закрепление знаний
Напишите свое отношение к музыке симфонии Сергея Прокофьева
Эссе на тему…
Работают в группах, в малых, индивидуально.
На доске опорные слова: оригинально, симфонизм, классическая форма, «колючие» темы, стремительные пассажи, яркие акценты, новизна гармоний, ослепительная радость, хореографические композиции.
В чем актуальность и современность этого произведения?
(события и действительность показанные в этом произведении, волнуют людей всегда обращались к теме человека его мыслям и чувствам,
Учитель помогает сделать работу по составлению небольшого рассказа о симфонии Прокофьева. Учащиеся зачитывают, обмениваются мнением.
Рефлексия
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке
--Что изучили, чего достигли?
--Что было самым интересным на уроке?
--Что сегодня удалось?
-- В чем были сложности?