ОТВЕТ: Рассмотрение и утверждение бюджетов происходит в представительных органах – Федеральном Собрании РФ, законодательных (представительных) органах субъектов РФ и выборных органах муниципальных образований.
До принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год законодательный (представительный) орган должен рассмотреть и принять соответствующее решение по законопроектам о внесении изменений в налоговое законодательство.
Детальная регламентация стадии рассмотрения и утверждения бюджета осуществляется федеральным законодательством только для федерального бюджета
Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета на очередной финансовый год в четырех чтениях (ст. 196 БК РФ). Это связано с особенностями и сложностью данного законопроекта, а также с тем, что в процессе его прохождения парламенту часто приходится принимать некоторые сопутствующие ему законодательные акты. К ним относятся ФЗ, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательные акты о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год и ФЗ о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда. Например, Закон о внесении дополнений в БК РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ.
В Государственной Думе существует Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации – Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Эти комитеты корреспондируют предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Федерального Собрания и государственной Думы и контактируют по вопросам бюджета друг с другом.
Комитеты и комиссии Федерального Собрания должны провести постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и вынести по нему сводное заключение.
В первом чтении обсуждается:
- концепция и прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год;
- основные направления бюджетной и налоговой политики;
- основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
- проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета,
- основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
а) доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
б) дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;
в) общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.
В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума может (ст.202 БК РФ):
- передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ (ст. 203 БК РФ);
- вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку (ст.204 БК РФ);
- поставить вопрос о доверии Правительству РФ (ст. 204 БК РФ).
При утверждении основных характеристик федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума по итогам работы согласительных комиссий не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение согласительной комиссии.
Во втором чтении, на которое отводится 15 дней, происходит конкретизация показателей, утвержденных в первом чтении (п. 1 ст. 205 БК РФ) утверждаются:
- расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета;
- размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию (п.3 ст. 205 БК РФ).
В третьем чтении,на которое отводится 25 дней, производится дальнейшее, более детализированное распределение расходов и утверждаются (ст. 206 БК РФ):
- расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
- распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ;
- основные показатели государственного оборонного заказа;
- расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ;
- Федеральная адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
- программа предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год;
- Программа государственных внешних и внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год;
- перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.
Государственная Дума РФ в ходе принятия окончательного решения по рассмотренным ее комитетами поправкам не вправе выйти за пределы тех сумм расходов по соответствующим разделам, которые утверждены ею во втором чтении законопроекта.
В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 15 дней. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом, внесение в него поправок не допускается (п. 1 ст. 207 БК РФ).
После голосования в четвертом чтении в Государственной Думе проект закона о бюджете становится законом.
Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией РФ на предмет его одобрения в целом. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня предоставления Государственной Думой.
Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.
Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год, который рассматривается Государственной Думой в одном чтении (ст.208 БК РФ).
Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год передается в Совет Федерации в порядке, установленном статьей 207 Бюджетного кодекса РФ.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.
В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ.
В случае невступления в силу закона о бюджете до начала финансового года, Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1-ом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом (ст.211 БК РФ).
В условиях невступления в силу закона о бюджете до начала финансового года органу, исполняющему бюджет, запрещается:
- осуществлять некоторые элементы бюджетной компетенции;
- предоставлять средства на инвестиционные цели;
- предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;
- предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;
- осуществлять заимствования в размере более одной четверти объема заимствований предыдущего года в расчете на квартал;
- формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуществлять расходы из этих фондов и др. Кроме названных запретов, законодательство наделяет орган, исполняющий соответствующий бюджет, правом не финансировать расходы, не предусмотренные проектом закона о бюджете на очередной финансовый год.
ВОПРОС 24