Стадия рассмотрения и утверждения бюджета




ОТВЕТ: Рассмотрение и утверждение бюджетов происходит в представительных органах – Федеральном Собрании РФ, законодательных (представительных) органах субъектов РФ и выборных органах муниципальных образований.

До принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год законодательный (представительный) орган должен рассмотреть и принять соответствующее решение по законопроектам о внесении изменений в налоговое законодательство.

Детальная регламентация стадии рассмотрения и утверждения бюджета осуществляется федеральным законодательством только для федерального бюджета

Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета на очередной финансовый год в четырех чтениях (ст. 196 БК РФ). Это связано с особенностями и сложностью данного законопроекта, а также с тем, что в процессе его прохождения парламенту часто приходится принимать некоторые сопутствующие ему законодательные акты. К ним относятся ФЗ, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательные акты о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год и ФЗ о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда. Например, Закон о внесении дополнений в БК РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ.

В Государственной Думе существует Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации – Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Эти комитеты корреспондируют предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Федерального Собрания и государственной Думы и контактируют по вопросам бюджета друг с другом.

Комитеты и комиссии Федерального Собрания должны провести постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и вынести по нему сводное заключение.

В первом чтении обсуждается:

- концепция и прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год;

- основные направления бюджетной и налоговой политики;

- основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

- проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета,

- основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

а) доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

б) дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

в) общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума может (ст.202 БК РФ):

- передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ (ст. 203 БК РФ);

- вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку (ст.204 БК РФ);

- поставить вопрос о доверии Правительству РФ (ст. 204 БК РФ).

При утверждении основных характеристик федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума по итогам работы согласительных комиссий не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение согласительной комиссии.

Во втором чтении, на которое отводится 15 дней, происходит конкретизация показателей, утвержденных в первом чтении (п. 1 ст. 205 БК РФ) утверждаются:

- расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета;

- размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию (п.3 ст. 205 БК РФ).

В третьем чтении,на которое отводится 25 дней, производится дальнейшее, более детализированное распределение расходов и утверждаются (ст. 206 БК РФ):

- расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ;

- распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ;

- основные показатели государственного оборонного заказа;

- расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ;

- Федеральная адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;

- программа предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год;

- Программа государственных внешних и внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год;

- перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

Государственная Дума РФ в ходе принятия окончательного решения по рассмотренным ее комитетами поправкам не вправе выйти за пределы тех сумм расходов по соответствующим разделам, которые утверждены ею во втором чтении законопроекта.

В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 15 дней. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом, внесение в него поправок не допускается (п. 1 ст. 207 БК РФ).

После голосования в четвертом чтении в Государственной Думе проект закона о бюджете становится законом.

Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией РФ на предмет его одобрения в целом. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня предоставления Государственной Думой.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год, который рассматривается Государственной Думой в одном чтении (ст.208 БК РФ).

Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год передается в Совет Федерации в порядке, установленном статьей 207 Бюджетного кодекса РФ.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ.

В случае невступления в силу закона о бюджете до начала финансового года, Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1-ом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом (ст.211 БК РФ).

В условиях невступления в силу закона о бюджете до начала финансового года органу, исполняющему бюджет, запрещается:

- осуществлять некоторые элементы бюджетной компетенции;

- предоставлять средства на инвестиционные цели;

- предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;

- предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;

- осуществлять заимствования в размере более одной четверти объема заимствований предыдущего года в расчете на квартал;

- формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуществлять расходы из этих фондов и др. Кроме названных запретов, законодательство наделяет орган, исполняющий соответствующий бюджет, правом не финансировать расходы, не предусмотренные проектом закона о бюджете на очередной финансовый год.

 

ВОПРОС 24



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: