Историко-революционная драматургия Н.Погодина




«Ленинская тема»

Первые его драмы – публицистические, "новаторские". Затем он, как и Вишневский, отходит от этого типа драматургии.

В 1936 г. ЦК ВКП(б) призывает драматургов воссоздать на сцене образ Ленина. В 1937 г. появляются пьесы на эту тему: "Правда" Корнейчука, "На берегу Невы" Тренева и "Человек с ружьем" Погодина.

Погодин находит для ленинской темы нетрадиционное решение. Система образов строится так, что основное действующее лицо в пьесе не Ленин. В центре – образ солдата Ивана Шадрина. Ленин же раскрывается через его роль в судьбе героя.

Шадрин – "крестьянин в шинели", мечтающий скорее вернуться домой. Разговор с Чибисовым отодвигает эту мечту на второй план, и Шадрин идет в Смольный, чтобы узнать правду о том, что происходит в стране. Кульминация – встреча Ивана Шадрина с Лениным.

В пьесе два главных героя, хотя Ленину посвящено немного сценического времени. Но именно за это время и в этих эпизодах раскрывается основная идея произведения – единство Ленина и народа.

Образы Ленина и Шадрина "работают" лишь во взаимодействии друг с другом. Иван Шадрин – "маленький человек", судьба которого включена в исторический процесс, соотнесена с событиями огромного масштаба. Это своеобразная иллюстрация к марксистскому пониманию исторического процесса: историю делает народная масса, личность же может сыграть свою роль постольку, поскольку ее воля совпадает с волей народных масс. Этим определяется роль в истории и Ленина, и Шадрина.

В 1939 г. появляется вторая часть драматической трилогии Погодина – "Кремлевские куранты" (а третья будет написана уже в 50-е гг.).

В " Кремлевских курантах " на первом плане проблема интеллигенции и революции.

Забелин – старый инженер, остро переживающий свою ненужность, отверженность в новом мире, невозможность проявить и применить свой талант, отлученность от главного в своей жизни – от творчества. Для него поворотным моментом тоже стала встреча с Лениным. Логика, убежденность, смелость замыслов Ленина заставляют Забелина пересмотреть свои взгляды на новый мир – и вот он уже не торгует спичками, а работает, оживляя механизм часов на Кремлевской башне.

В обоих пьесах решающим в судьбах героев оказывается "Deus ex machina".

Заключительная часть трилогии – "Третья патетическая" – написана Погодиным в 1958 г. В ней снова ставится тема народа и революции, создаются характеры людей ленинской эпохи.

В художественном отношении трилогия о Ленине гораздо выше публицистических пьес Погодина. В ней произошел переход художника от документализма, монтажа, коллажа к традиционной драме характеров.

 

Психологическая драма

А.Корнейчук "Платон Кречет" (1934)

 

В центре – тема интеллигенции.

Пьеса строится на антитезе: два человека, представители интеллигенции, сформировавшиеся, казалось бы, в сходнях общественных условиях, все же по-разному смотрят на жизнь, руководствуются противоположными нравственными принципами. Конфликт пьесы лежит не в социальной, а в нравственной плоскости. И развивается именно как психологический, хотя построен не на традиционной для психологической драмы любовной интриге, а на противопоставлении карьериста Аркадия Павловича (зав. больницей) и человека долга, не думающего о себе, Платона Кречета.

Социальная проблематика тоже присутствует. Предисполкома Берест поддерживает Кречета. Зав. облздравотделом Бочкарева – Аркадия Павловича. С образом Бочкаревой связана сатирическая струя. Это чиновница, в прошлом председатель кондитерского объединения, взахлеб восторгающаяся идеей Аркадия Павловича переименовать больницу в "Фабрику здоровья".

А.Афиногенов "Машенька" (1940 г.)

Сюжет пьесы Александра Афиногено­ва – взаимоотношения старика профе­с­сора Окаемова с 14-летней внучкой Маше­нь­кой.

Проблематика – этическая, связанная с пониманием человека человеком. Характер Машеньки раскрывается в ее отношениях с матерью и дедом.

Конфликт не выходит за пределы семейного, камерного, однако одновременно становится общечеловеческим. Пьеса исполнена гуманистическим пафосом и рассказывает об умении "впустить" в свою душу другого человека, принять его. Ее основной мотив – нравственное преображение под влиянием дружбы. Сюжет строится не столько на событиях, сколько на перипетиях внутренней жизни героев. Именно в то время, когда на сцене ничего не происходит, совершается главное – оно в душах героев.

А.Арбузов "Таня" (1939 г.)

Главная героиня – Таня Рябинина – создает для себя маленький, уютный и замкнутый мир. Любовь к Герману – весь смысл и все содержание ее жизни. Она "растворяется" в его интересах и теряет себя, перестает быть отдельной, самостоятельной и самоценной личностью. Таня разрывает все нити, связывающие её с внешним миром: она бросает институт, отказывается от общения с друзьями, от профессии врача. Ее профессией становится то, что может помочь Герману, – чертежи. Ее друзьями становятся друзья Германа. Случайно Таня узнает, что ее муж полюбил другую женщину. Мария Шаманова – полная противоположность Тане. Сильная женщина, директор прииска, умеет настоять на своем, сама строит свою судьбу. Это первый удар, обрушившийся на Таню, и она его выдерживает. Она живет интересами любимого человека и потому "освобождает" его, уходя и даже не сказав, что ждет ребенка.

Со смертью Юрика Таня еще раз теряет опору и смысл жизни. И здесь снова проявляются сила ее характера, жизнестойкость. Она не сломана, не впадает в депрессию. Наоборот, она поднимается духовно, начинает новый этап своей жизни: снова приобретает профессию, едет работать врачом на далекие прииски. Отныне смысл ее жизни – в работе, в помощи людям. И в том, чтобы забыть прошлое. Она не хочет ни любви, ни дружбы, считает все это обманом.

Героине приходится многому учиться. Не только идти на жертвы (это изначально заложено в ее характере), но и принимать решения, преодолевать неуверенность в своих силах. Уже не Таня зависит от кого-то, а люди зависят от нее. Из-за того, что она побоялась сама делать операцию, гибнет молодая девушка. Тане приходится осознать, что в определенный момент она для людей единственная надежда и поэтому на ней лежит ответственность за них. И уже эта, новая Таня решается идти на чужой участок на лыжах, зная о надвигающемся буране, чтобы спасти ребенка, который оказывается сыном Германа и Марии.

Таня вышла с честью из всех жизненных испытаний, смогла доказать себе, что ее жизнь имеет смысл. Но ощущение полноты жизни возвращается к ней лишь тогда, когда она встречается с Германом. Эта любовь как бы отпустила её, она освободилась от прошлого, пережила его. У нее появилось ощущение счастья, будущего, надежды. Только в финале разрывается окончательно тот узкий кружок замкнутой семейной жизни, который Таня уже давно потеряла в реальности, но в душе еще удерживала (или он удерживал ее душу). Стоя у постели чужого Юрика, Таня говорит с ним как с сыном – другие люди "входят" в ее личный, камерный мир. Об этом же говорит ее финальный разговор с Игнатовым, который сыграл важную роль в ее жизни, поддержал ее веру в себя.

"ТАНЯ. Алексей Иванович, да неужели вы не видите, как вы мне нужны, мой хороший, мой дорогой друг (Подбегает к окну). Глядите, какой снег! Он будет лететь нам вдогонку, а мы, как в детстве, задерем головы и будем глотать его, как мороженое… А вечером, когда мы доберемся до города, мы достанем вот этот огурец, посолим его и торжественно съедим, как самый дорогой трофей в моей жизни. А наутро снег заметет наши следы, словно мы никогда и не проезжали по этой дороге".

Здесь выражено приятие другого человека, родство души с ним. Восторг, детское ощущение жизни. – перед нами прежняя Таня. Но есть и другое: в последней фразе – философское отношение к жизни, ощущение того, что мир, жизнь – больше, чем "я" и важнее его.

2-я часть пьесы более динамична, насыщена событиями, чем 1-я. Здесь существо Таниного характера, души, раскрывается не изнутри, а извне, через событие.

Но силу пьесы составляет не внешняя, фабульная сторона, а внутренний сюжет, составленный из душевных движений героини, складывающихся в целом в тонкий психологический рисунок.

Преобладание внутреннего над внешним сказывается уже в своеобразии завязки. Пьесу завязывает "своеобразный характер Тани, обнаруживающий себя во многих, едва заметных событиях, а не одно большое, значительное событие, не происшествие" (К.Рудницкий).

В 1-й части два сюжетных "узла": разрыв Тани с мужем и потеря сына. Внешняя реакция Тани на эти события описывается нарочито скупо, лаконично. Сцена после смерти Юрика. " ТАНЯ. Не надо говорить. Я хочу одна. Совсем. Никого не надо ". Далее следует большая ремарка: "Таня подходит к окну и садится у подоконника. С улицы слышно, как бьют часы, им отвечают другие, третьи. Гаснут огни. Настает ночь. Таня молча сидит у раскрытого настежь окна. Где-то стороной проходит гроза. Вдали гудят далекие поезда. Снова бой часов. Таня сидит молча. Кричат петухи. Даль за окнами розовеет. Так проходит ночь. Настает рассвет. На дворе поют птицы. Восходит солнце. Вдали грохочет электричка. Таня медленно поднимает голову, смотрит на улицу. Со двора слышен звонкий мужской голос: "Дуська, Ду-усь, на занятия"… И где-то рядом радио передает утреннюю зарядку… В комнату падают первые лучи солнца. Наверху на рояле играют пустячную песенку. Наступает утро".

Контраст между внутренним состоянием Тани (одиночеством, опустошенностью, ощущением остановившейся жизни) и неумолимым потоком бегущего времени, обыденной жизни. Смена темноты рассветом символизирует начало нового этапа Таниной жизни. В этой сцене отсутствует внешнее действие. Вступает в силу сценичность иного рода. Интерес зрителя направлен на динамику внутренних состояний Тани, на сложную борьбу в ее душе, на преодоление горя.

В 1-й и 2-й частях есть ряд параллельных эпизодов, данных под разным углом зрения, но с повторяющимися деталями.

1) Повторяется мотив умирающего ребенка.

Ø Вначале домработница Дуся говорит Тане о болезни, а затем о смерти ребенка у соседей. Таня воспринимает это отстраненно.

Ø У Тани умирает сын. В это время приходят инженер Грищенко и его жена Оля. Они веселы, окрылены успехом, надеждой, любовью. У них другая жизнь, и они не чувствуют Таниного горя, как и она когда-то не чувствовала чужой беды.

Ø Тане сообщают, что на дальнем прииске умирает мальчик. И она, рискуя собственной жизнью, спасает его.

От замкнутости в себе (Таня с одной стороны, а люди – с другой, в другом мире) героиня идет к единению с людьми.

2) Мотив пурги.

Ø В начале Таня рассказывает о том, как заблудилась в снегопад и очень испугалась.

Ø В конце она идет навстречу начинающемуся бурану. Буран – символ жизненных испытаний, которые преодолевает героиня.

Хрупкая девочка превращается в сильную женщину.

3) "Шотландская песня" Бетховена.

"Милее всех был Джемми, мой Джемми любимый…"

Ø 1-й раз Таня играет и поет в 1-й картине, когда ждет Германа.

Ø 2-й раз – на дружеской вечеринке.

Ø З-й раз – на прииске, на зимовье, куда Таня приехала лечить девочку. Слова "был", "любил" отражают ощущение любви как прошлого. Сначала Таня робко начинает играть, затем подпевает – только 2 строчки.

 

Философская драма

Е.Шварц

Евгений Львович Шварц – актер, приехавший из Ростова в Петер­бург с маленьким провинциальным театром. Театр вскоре распался. Шварц был секретарем К.И.Чуковского. Был знаком со многими писателями, вхож во многие литературные объединения. Он мог бывать на серапионовских заседаниях, куда пускали далеко не всякого.

Творческий путь Шварца начинается с тонких детских книжек, написанных легким, веселым стихом, льющимся как бы непроизвольно, без всяких усилий: "Слушайте, слушайте, дети, какой был случай на свете. Заспорили как-то два брата, черные арапчата, Ахмет и Омир, кто скорей обежит весь мир. Поспорили, повздорили – и пошли наперегонки через горы и пески".

Это были лишь первые пробы пера. Шварц долго шел к своим философским пьесам – "Тень", "Дракон", "Обыкновенное чудо". Эти драмы, прославившие Шварца, были написаны уже зрелым человеком.

Первая пьеса Шварца – "Приключения Гогенштауфена". Здесь Шварц не оригинален в выборе конфликта (тема вредительства). Но раскрыта эта тема в форме сказки.

Сказка – особый жанр, строящийся на борьбе добра со злом и непременной победе добра.

У Шварца – столкновение доброй волшебницы Кофейкиной и злой – Упыревой. Судьба Гогенштауфена и Маруси как бы арена борьбы этих сил. Тема вредительства осмысливается Шварцем нетрадиционно: Упырева не совершает диверсий на производстве, она вредит людям, мешает их счастью, а тем самым – косвенно – вредит и производительности труда.

"Голый король" (1934)

В пьесе соединяются мотивы нескольких андерсе­новских сказок: "Свинопас", "Новый наряд короля", "Принцесса на горошине".

Мотивы эти соединены почти механически, поэтому сказка оставляет впечатление недоделанности, неотшлифованности в художественном отношении. Однако интересно то, что, заимствовав героев и сюжетные ситуации, Шварц создает совершенно другие характеры по сравнению с андерсеновскими.

Его король объявляет свою нацию высшей в мире. В его стране появилась мода жечь книги.

Шварцевский Генрих не принц, а настоящий свинопас. И принцесса совсем не та нарядная и пустая кукла, что у Андерсена. Полюбив Генриха, свинопаса, она на все идет, преодолевает все препятствия ради этой любви. Мотив "Принцессы на горошине" включен в сюжет противоборства принцессы с женихом-королем. Чтобы тот отказался от нее, принцесса делает вид, что не почувствовала горошины под перинами.

Словом, тема шварцевской сказки – любовь настоящая и фальшивая; борьба за любовь, противостояние власти; пустота и самодурство власть имущих.

"Сказочность" здесь не искажение действительности. Дело в том, что сама действительность мистифицирована, а сказка лишь разоблачает мистификацию, снимает с нее покровы приличия. Для этого используются элементы разных жанров. Пантомима, цирк, репортаж с места событий. Речевая индивидуализация работает как фарсовый прием. Например, немка-гувернантка говорит совершенную абракадабру, при знакомстве произносит "und". Этот момент взят Шварцем из жизни. На встречу с иностранными гостями были командированы "Серапионы", и Всеволод Иванов, здороваясь с гостем за руку, произнес единственное знакомое ему немецкое слово "und".

В сказке широко использован мотив "одевания" – "переодевания". Генрих и его друг Христиан несколько раз по ходу действия меняют свой облик.

"Тень" (1940)

 

Пьеса раскрывает такую ситуацию, когда у власти оказываются "мнимые величины". Мнимое оттесняет настоящее и даже приобретает власть распоряжаться всем. И в жизни царствуют мнимый ум, мнимая любовь, мнимая честь. Огромной массе людей, находящихся в околовластных кругах (в пьесе Шварца это министры, придворные, полиция) выгодно, чтобы власть была сосредоточена в руках ничтожества, поэтому, даже когда уже доказано, что Теодор Христиан не человек, а тень, эти люди делают вид, что ничего не произошло, закрывают на все глаза.

Очень важна в шварцевской пьесе тема безразличия людей к происходящему. Первый раз она возникает с появлением принцессы.

"ДЕВУШКА. Вообще я никому и ничему не верю.

УЧЕНЫЙ. Нет, не может этого быть. У вас такой здоровый цвет лица, такие живые глаза. Не верить ничему – да ведь это смерть!

ДЕВУШКА. Ах, я все понимаю.

УЧЕНЫЙ. Все понимать – это тоже смерть.

ДЕВУШКА. Все на свете одинаково. И те правы, и эти правы, и в конце концов мне все безразлично.

УЧЕНЫЙ. Все безразлично – да ведь это еще хуже смерти. Вы не можете так думать…"

Девушка (принцесса) живет и чувствует так же, как все в сказочном городе: потерян критерий оценки действительности, понятия добра и зла как бы стерты. Вопрос Пьера Безухова: "Кто прав? Кто виноват? Никто". А следствие – всем всё безразлично. Толстовский герой преодолевает это состояние, а для шварцевских персонажей оно нормально.

С точки зрения Ученого, это хуже смерти, а с точки зрения жителей города это единственная возможность выжить. Доктор об Ученом: "…дела его идут плохо, и пойдут еще хуже, пока он не научится смотреть на мир сквозь пальцы, пока он не махнет на все рукой, пока он не овладеет искусством пожимать плечами".

Это безразличие, к которому привыкли люди города, сыграло роковую роль в жизни Ученого: он был побежден тенью.

Но здесь выясняется еще одна закономерность жизни "мнимых величин". Суть их существования – паразитизм, и они не могут существовать без тех, кто дает им жизненную силу, без "доноров". Эта мысль выражена в фантастическом сюжетном ходе: отрубают голову Ученому – слетает голова и с Тени.

И для того чтобы продолжала царствовать "мнимая величина", оказывается необходимым существование величины настоящей.

"1-й МИНИСТР. Живую воду, живо!..

МИНИСТР ФИНАНСОВ. Кому? Этому? Но она воскрешает только хороших людей.

1-й МИНИСТР. Придется воскресить хорошего. Ах, как не хочется.

МИНИСТР ФИНАНСОВ. Другого выхода нет…"

Выясняется, что Тень не может жить не только если Ученый умрет, но и если он просто уйдет.

"ПРИНЦЕССА. Зачем вы зовете его, Теодор-Христиан?

ТЕНЬ. Я хочу жить.

ПРИНЦЕССА. Но вы говорили, что он неудачник.

ТЕНЬ. Все это так, но я жить без него не могу!"

Любой "тени" нужны мысль, талант настоящего человека, т.к. собственных у неё нет.

Поэтому победа "мнимой величины" – это лжепобеда.

 

Особую страницу в драматургии 30-х гг. представляют последние, «прощальные» драмы М.Горького, особенно его пьеса «Егор Булычов и другие» и вторая редакция пьесы «Васса Железнова». Они образуют сложное философско-художественное единство с его же главным «прощальным» романом «Жизнь Клима Самгина», обращенном не столько к современникам, сколько к потомкам[2]. Но о горьковской драматургии этого периода мы будем говорить на специальной лекции.


[1] Шаламов Варлам. Воспоминания. – М., 2003. С. 336.

[2] См. об этом: Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. – Нижний Новгород, 1992;

Сухих О.С. Горький и Достоевский. Продолжение «легенды…» – Нижний Новгород, 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: