Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации
Текст для чтения
Золотое сечение в искусстве
Вероятно, вы часто встречали упоминание о «правиле золотого сечения» и его важности для художника. Золотое сечение – это пропорциональное соотношение двух величин. В численном выражении это бесконечное число, которое округляют до 1,618 и обозначают число золотого сечения греческой буквой φ (фи).
Если взять отрезок АВ и поделить его точкой С, то золотым сечением будет, когда меньший отрезок относится к большему так, как больший отрезок относится к целому, т.е. это пропорция, продолжающая саму себя.
Само понятие определяется при помощи терминов математики, однако на протяжении истории человечества это соотношение использовалось в науке и архитектуре. Золотое сечение в искусстве служит основой композиции в работах величайших мастеров прошлого. И сейчас оно остается одним из приемов, широко применяемых художниками, дизайнерами, фотографами и другими профессионалами творческой среды.
Представление о золотых пропорциях имели древние египтяне, знали о них и на Руси, но впервые научно золотое сечение объяснил монах Лука Пачоли в книге «Божественная Пропорция» (1509), иллюстрации к которой, предположительно, сделал Леонардо да Винчи. Пачоли усматривал в золотом сечении божественное триединство: малый отрезок олицетворял сына, большой – отца, а целое – святой дух. Непосредственным образом с правилом золотого сечения связано имя итальянского математика Леонардо Фибоначчи. Сейчас ряд Фибоначчи – это арифметическая основа для расчетов пропорций золотого сечения во всех его проявлениях. Фибоначчи числа – гармоническое деление, мера красоты.
Картину, построенную с использование золотого сечения, мы воспринимаем как правильную и красивую. Великий Леонардо да Винчи является едва ли не самым известным поклонником «золотого принципа» в живописи (предположительно, именно ему принадлежит сам термин «золотое сечение»). Композиция многих его картин построена именно на основе «Божественной пропорции». Найдя эти пропорции у себя в картине, мы можем расположить значимые элементы так, чтобы работа в целом производила гармоничное впечатление. Кроме того, на пересечении линий золотого сечения находятся особые зрительные центры. Они расположены на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от краев изображения. Подмечено, что человек всегда концентрирует на них свое внимание.
Если вы посмотрите на картину И. Левитана «Сумерки. Луна», то увидите, что в ней использовано правило золотого сечения. Луна и её отражение стоят на линии золотого сечения. Полоса леса в центре также помещается в пропорции золотого сечения.
Таким образом, математические закономерности помогают выстраивать картину так, чтобы она выглядела гармонично и красиво, а зритель сразу обращал внимание на главное[1].
()
Вопросы для обсуждения:
- Как вычислить пропорцию золотого сечения?
- Как надо рассматривать картину, чтобы увидеть золотое сечение?
- Кто был первооткрывателем золотого сечения в живописи?
- Для чего используют золотое сечение в искусстве?
Задания:
1. Опираясь на информацию, представленную в тексте, дайте толкование словосочетания «золотое сечение».
2. Верны ли утверждения: (ДА/НЕТ):
а. Представление о золотых пропорциях впервые было сформулировано на Руси.
б. На пересечении линий золотого сечения находятся особые зрительные центры.
в. Числа Фибоначчи – это своеобразная мера красоты.
г. Термин «золотое сечение» принадлежит монаху Луке Пачоли.
3. Перед вами известное изображение Витруанского человека, созданное Леонардо да Винчи. В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для
изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius). Действительно, в природе и человеческом теле много пропорциональных отношений, близких к тому, которое Леонардо да Винчи назвал золотым сечением. Найдите на изображении геометрические фигуры, которые имеют символическое значение. Объясните его, заполнив таблицу.
№ | фигура | символическое значение |
4. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей. Приведите примеры золотого сечения среди объектов живой природы.
5.Можно ли говорить о золотом сечении в музыке? Докажите свою точку зрения. Приведите примеры.
[1] По материалам сети Интернет